Бывший редактор программы «Жди меня» – о генеалогии, мормонах и проблемах тверского архива
Российский генеалог Виталий СЕМЕНОВ, специалист по поиску людей и составлению родословных (не случайно он три года работал редактором известной передачи «Жди меня»), на прошлой неделе присудил антипремию «Золотой грибок» директору Государственного архива Тверской области Елене Ефремовой. Вместе с ней досталось еще пятерым руководителям. «Караван» поговорил с Виталием Семеновым о придуманной им «награде» и о важности знания своей родословной
– Сейчас много говорят про кризис Тверского архива, когда-то блестящей научной институции (см. статью «Что скрывают тверские архивы» – «Караван», №45, 2015). Но в этом есть большая вина лично госпожи Ефремовой. Четыре года назад она не просто подписала, а стала инициатором письма о закрытии доступа к метрическим книгам и ревизским сказкам Тверской губернии, которые выложили на своем сайте familysearch.org представители американской церкви Иисуса Христа Святых последних дней, более известные как мормоны. Доступ был бесплатным и свободным для всех.
Совершенно непонятно, зачем надо было проявлять подобное зелотство. В результате «письма Ефремовой» тысячи россиян, которые имеют корни в тверской земле, потеряли возможность узнать больше о своих предках. Теперь они должны или посетить архив, или сделать платный запрос в архив, что стоит очень дорого, а качество при этом оставляет желать лучшего.
– Вас не смущает, что архивы находились на сомнительном сайте, по сути, сектантской организации?
– Мормоны, может, и сомнительные, но для тысяч людей это была реальная возможность узнать больше о своих предках. На сайте организации находятся миллионы документов, например, весь архив Молдовы… Тверские архивы, кстати, так у мормонов и остались, только теперь они доступны только в мормонских центрах, в комнатах семейной истории.
– Зачем им нужны тверские архивы?
– Мормоны оцифровывают архивы по всему миру – не потому, что они такие добрые, а потому, что это часть их религии. Человек, который стал мормоном, должен совершить обряд за всех своих умерших родственников (а для этого он должен их знать). Вот почему мормоны – лучшие генеалоги в мире. Вопрос не в том, как относиться к мормонам, вопрос в том, кто профинансирует работы по оцифровке метрик.
– На каком основании информация из тверских архивов была удалена с американского сайта?
– Договор между Государственным архивом Тверской области и мормонами был подписан в 1990-е, еще когда технически не было возможности публикации документов в Сети. По умолчанию, когда такая возможность появилась, мормоны их выложили совершенно бесплатно. Госпожа Ефремова это увидела и, возможно, поскольку это мешало плану создать при ГАТО большой платный генеалогический отдел, лично написала жалобу в Российское общество историков-архивистов с требованием убрать данные с сайта мормонов. Формально она была права. Запретить запретила, а предложить что-то взамен ума не хватило.
– Такое решение связано с этическими или материальными соображениями?
– Вообще, все, кто жалуется на мормонов (Архангельск, Тверь, Нижний Новгород), всегда акцентируют этические моменты, но, по сути, это чисто вопрос заработка для архива. Теперь вы можете увидеть своих родственников либо в читальном зале на Горького, либо за немалую сумму денег. А так могли бы сесть вечерком и проследить свою генеалогию до XVIII века.
Кстати говоря, стоимость архивной справки в ГАТО – одна из самых высоких в России и отличается в 3-4 раза от стоимости справки в архиве, скажем, Ивановской или Владимирской области.
– Как эту проблему решают в других регионах?
– Самарский архив, который тоже подписал письмо (но не был его инициатором), за это время ввел АИС – автоматическую инфосистему. Т.е. пользователи хотя бы могут видеть, что есть в архиве, и заказать дела удаленно, а некоторые и просмотреть. Архив Пермского края пошел еще дальше и выложил ревизии в Интернет бесплатно. Архив Санкт-Петербурга выложил все метрики за небольшую плату (60 руб. в день).
– Много ли среди ваших клиентов людей с тверскими корнями?
– Полно! Тверская генеалогия сложнейшая – это связано с тем, что очень много приходов по тверской земле, где фамилия не писалась до 1917 года! Это самые поздние бесфамильные приходы (среди русских и карельских) по России!
– Зачем интересоваться своей родословной?
– Интересоваться надо просто потому, что это безумно интересно! С помощью генеалогии любой человек из Максатихи будет убежден через час работы, что его семья самая интересная в России.
Евгений ПЕТРОВ