31 декабря: трагедия, дарующая надежду

29.12.2015, 15:06

31 декабря Тверь чтит память своего небесного покровителя – священномученика Фаддея (Успенского). Его убили в канун нового, 1937 года в СИЗО на нынешней площади Гагарина

 

СТАТЬЯ, КОТОРАЯ МЕНЯЕТСЯ КАЖДЫЙ ГОД

 

Каждый год в последнем номере мы пишем о святом тверском епископе, и каждый год эта статья звучит по-иному. Какое-то время казалось, что времена, когда святых, да еще епископов, убивали в застенках НКВД, безвозвратно прошли, осуждены и никогда не повторятся. Тогда статьи про владыку Фаддея получались благостными и хрестоматийными. В один год мы просто опубликовали отрывки из его проповедей (сами понимаете, в сталинские времена проповеди на злобу дня говорить было нельзя).

А потом все стало резко меняться, убыстряться, и теперь уже не кажется поразительным путь, пройденный профессором богословия от ректорского кабинета в духовной семинарии до каземата на берегу Волги в зимней Твери 1937 года. Опять ускоренно закрутились колеса истории.

 

В КАНУН СТРАШНОГО 1938-ГО…

 

Напомним, святитель Фаддей, которого патриарх Тихон (тоже наш земляк, тоже святой священномученик) называл «подлинно святым человеком» еще задолго до его страданий, приехал в Тверь в те баснословные времена, когда быть епископом значило быть нищим и гонимым. К началу 40-х годов ХХ века живыми и на свободе на весь Советский Союз оставались, кажется, всего четыре архиерея.

При обыске чекисты не нашли у тверского епископа ничего ценного.

– На что вы живете? – изумились они.

– Мы живем подаянием, – ответил владыка.

Тверского архиерея арестовали за «контрреволюционную деятельность». Это был далеко не первый арест – его постоянно арестовывали с 1918 года. В последней, тверской тюрьме, над святителем издевались уголовники, загоняли его под нары, унижали его. Чтобы вразумить этих людей, главарю уголовников явилась сама Богородица. Из-под нар шел ослепительный свет, и с того момента все издевательства прекратились. Фаддею дали прожить еще 10 дней, до расстрела, к которому его приговорила «тройка» НКВД. 31 декабря, глубокой ночью, владыку расстреляли. И по волжскому льду, на саночках, отвезли на Неопалимовское кладбище на другой стороне Волги. Случайно проследившие за этим верующие женщины заметили, где его могила.

В 1993 году его мощи были обретены. Ныне они находятся в тверском Вознесенском соборе.

 

ВТОРОЙ КРУГ ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ

 

Мыслимо ли было тогда, в середине 90-х, что появятся священники, которые будут устраивать крестные ходя с иконой Сталина, что в 2015 году откроется музей Сталина под Ржевом? Казалось, что страна окончательно выздоровела. Ан нет…

Я лично не представляю, каково служить у мощей епископа-нестяжателя нынешнему тверскому митрополиту Виктору. Как не боятся он и его приближенный, настоятель Вознесенского собора иеромонах Дионисий (Батраев), прикасаться к мощам святого священномученика?

В 2015 году Тверская епархия пережила много скандалов, связанных с тем, что для иных монахов их монашеский сан стал всего лишь работой, способом сделать карьеру. Все монашеские обеты – целомудрие, нестяжание и т.д. – казались этим людям досадным обременением.

Россия вновь двинулась по дурному пути предреволюционных лет: показное благочестие, отдаленно лишь имеющее отношение к христианству, и гнилое нутро.

Казалось бы, кровь мучеников, обильно лившаяся несколько десятилетий ХХ века, должна была омыть эту скверну и обновить Церковь. Но почему-то все пошло не так. Где, в каком месте на очередной развилке было выбрано неправильное направление?

Этим вопросом, как ни странно, задаются теперь и самые приближенные к патриарху Кириллу люди. После случившегося на прошлой неделе увольнения о. Всеволода Чаплина, руководившего в патриархии отделом по отношениям Церкви и общества, он стал давать многочисленные интервью, по которым можно понять стиль работы Московской патриархии и самого патриарха Кирилла. Стиль этот, вообще-то, сильно напоминает стиль работы другого высшего должностного лица страны. Разросшаяся канцелярия с многочисленными офисными монахинями, не решающиеся годами системные вопросы…

И как веришь сплетням про взятки, которые повез куда-то в район Кремля очередной губернатор, так вынужденно принимаешь на веру и рассказ об огромной сумме, которую повез в некие синодальные дебри митрополит Тверской и Кашинский Виктор, чтобы продлить свои полномочия. И, дескать, если бы не разоблачения диакона-публициста Андрея Кураева, частого гостя на страницах «Каравана», то сумма эта была бы меньше в два раза…

Страшно и тоскливо от этого. И если бы не такие утешители, как святитель Фаддей или еще один тверской святой исповедник Сергий (Серебрянский), день памяти которого отмечается 28 декабря, – было бы совсем невозможно выдержать эту тоску. Но глядишь на подвиг святых ХХ века и понимаешь, что за всей налипшей коростой – все же та самая Церковь Христова, о которой сказано, что врата ада не одолеют Ее.

Только вот зачем к этим вратам ада все время подкатываться-то?

Мария ОРЛОВА

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх