По традиции в последнем номере года «Караван» публикует эссе Виктора Бабковского, сценариста, искусствоведа, руководителя поэтической студии «Иволга»
Год обезьяны, да не простой, а огненной…
Без огнетушителя, прямо скажем, не обойтись, но это так, на всякий пожарный случай…
Обезьяна, как говорит наука, наш брат примат, недаром гласит пословица: «Если бы деньги росли на деревьях, большинство женилось бы на обезьянах…»
Какое смелое заблуждение… даже для обезьян.
И как радостно обнаружить в этой реке времен легкий, почти акварельный тверской след…
Как утверждают некоторые источники, слово «обезьяна» из своих индийских походов привез на Русь сам Афанасий Никитин. А почему бы нет? В Индии обезьяны почитаются наравне с коровами…
Да, обезьяны в этом году будут набирать очки, особенно мартышки. Что еще?.. В моду войдет (как кулинарное откровение года) хлеб с пальмовым маслом. Как и прежде, на телевидении будут процветать пародии, все будет настолько точь-в-точь, что дальше некуда… Так что автор может отдыхать…
Но бананы, эта улыбка растительного происхождения, снова будут в цене… И, наконец, на десерт – это, конечно, не Дарвин, но все же… Маленькая притча. Послушайте:
«В самые давние времена, где-то в джунглях жила одна обезьяна. В отличие от своих родственников, которые только и делали что шастали по деревьям, она сидела внизу и помалкивала о чем-то своем.
Но вот однажды она услышала странный шум, он шел волной и будоражил ее. Обезьяна встрепенулась и побежала на звук. Бежала долго сквозь лианы и высокую траву… Шум становился все сильней и сильней. Но вот джунгли словно расступились, и обезьяна увидела океан и синюю кромку горизонта. Она схватила сухую палку и провела на мокром песке линию. Это был первый образ, образ горизонта. От избытка чувств обезьяна сошла с ума и стала – человеком… так появились на земле художники, музыканты и народные умельцы».
И как тут не вспомнить одну маленькую девочку, которая однажды сказала примерно то же, но по-своему, по-детски: « Вначале на Земле появились обезьяны, потом люди, и только после этого – мастера…»
В этом месте так и хочется сказать: «Прощай, мартышкин труд!»
Пока горит огонь бенгальский
и искры сыплет в темноту,
лицо к лицу –
и длится счастье –
огонь бенгальский на ветру.