Политическая история одного района
В 2010 году Собрание депутатов Осташковского района инициировало отставку Андрея Косенко. Правда, вскоре он был восстановлен в должности судебным решением, досидел в кресле положенные ему пару месяцев, но на следующие выборы выдвигаться не стал. После этих событий главы в Осташковском районе меняются так часто, что местные жители не успевают запомнить, кто и в какое время пытался управлять городом. Восстановим хронологию и попытаемся определить роль последних муниципальных менеджеров на том малом участке истории, что отвели им силы иррациональные, зовущиеся судьбой и роком, и вполне земные, о которых надо будет сказать отдельно
«ОБЕЩАЮ: МЫ НЕ УЗНАЕМ СВОЙ ГОРОД!»
Итак, долгое, относительно последующих, правление Андрея Косенко, продлившееся с 2006 по 2010 год, запомнилось началом газификации и небывалой доселе продажей земельных участков. Вы наверняка помните, как селигерские земли буквально рвали на части. Более Косенко похвастать нечем. Памятно одно его обещание, касающееся ликвидации последствий газификации: «Мною дано распоряжение обсудить с депутатами районного Собрания, поселенческих советов и готовить план благоустройства с разбивкой по этапам: уходят газовики – приходят дорожники, ремонтники, озеленители. И губернатор, и председатель Законодательного Собрания готовы содействовать Осташковскому району в проведении этой масштабной работы. По распоряжению Дмитрия Вадимовича (бывшего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина. – Прим. ред.) вскоре приедут представители дорожного фонда, департаментов, отвечающих за ремонт и строительство, чтобы определить сроки и объемы работ. Обещаю: мы не узнаем свой город!»
МУТЯТ ВОДУ «РЫБАКИ»
В мае 2013 года депутатский корпус тайным голосованием удалил с поста главу района Андрея Галахова – за это решение проголосовало 13 человек из 19. Надо сказать, что среди населения подобное решение поддержки не нашло.
Этого главу хорошо знали в Осташкове, хоть и относились к нему неоднозначно: у нас вообще как-то принято недолюбливать бизнесменов из-за присущих им качеств, которые сами предприниматели называют деловой хваткой. И все же многим он казался человеком волевым. Галахов не боялся открыто выступать перед осташами. Не был лишен харизмы, хоть и оттенялась она имиджевыми чертами, отсылающими нас к 90-м. Словам его хотелось верить. Горожане надеялись, что такой человек сумеет наладить жизнь в районе. Как это ни странно, политическую карьеру его погубили те же качества, что помогли в свое время построить бизнес. Несгибаемый характер выражался в отказе от попыток идти на компромиссы и нежелании искать поддержки в областных кабинетах.
Андрей Галахов на посту главы района также не успел отметиться великими свершениями, хотя ему и вменяют ряд заслуг. Так, например, многие считают, что он выполнил одно из главных обещаний перед населением и сумел исправить сложную ситуацию с очередями в детских садах. В основном же этому главе приходилось отбиваться от нападок своего ближайшего окружения и распутывать новые и новые витки хитросплетенных интриг. Увязнув в них окончательно, он лишился всяких возможностей заниматься своими обязанностями.
В это же время стало понятно, что на берегах Осташкова мутят воду и расставляют сети ТАКИЕ «рыбаки», что могут заставить всплыть кверху брюхом любого политического тяжеловеса, хоть подобные киты здесь и не водятся.
КРЕАТУРА МИНИСТРА-МОШЕННИКА
Руководил «операцией по захвату селигерского края» Борис Кобзарев. Его явление миру произошло в 2008 году, когда ему вручали мандат как депутату городского Совета депутатов, полученному по квоте партии «Единая Россия». На вопрос, кто это такой, генератор осташковской политики (ныне покойный) молвил: «Так надо». Прошло еще три года, и не замеченный в политической деятельности молодой человек был выдвинут на пост главы города отбывавшим на региональный министерский пост Николаем Протасовым. Путался в названиях высших учебных заведений, диплом которых он надеялся получить – до 35 лет у политика местного масштаба не было даже среднего профессионально образования. Тем не менее депутаты городского Совета 2008 года призыва добросовестно проголосовали за креатуру бывшего главы, политического тяжеловеса Протасова (осужденного впоследствии за мошенничество с землями и отставленного с министерского поста) – Бориса Сергеевича Кобзарева. Что их на самом деле могло объединять – оставим за скобками). Но ни первое, ни второе «явление» Кобзарева не проявило его истинного лица и устремлений.
Итак, настал 2013 год, который должен стать новым поворотом в политической карьере Кобзарева. В результате интриг, активно поддержанных, а где-то и срежиссированных министерством по делам территориальных образований областного правительства, путь во власть был открыт, хотя преодолеть его предстояло в два этапа. В команду молодого интригана входил ныне обвиненный по «трубному делу» Михаил Тузов. О том, с какой жадностью и остервенением команда рвалась в административные кабинеты, можно было судить по выборам главы района и в городской совет депутатов в сентябре 2013 года. Демократические процедуры сопровождались снятием кандидатов, которые могли бы составить конкуренцию членам команды Бориса.
Грандиозным по меркам муниципалитета скандалом обернулись выборы главы района. От команды Кобзарева на должность баллотировался Михаил Тузов. Реальную угрозу для него представлял лишь отправленный в отставку Андрей Галахов, который никак не желал принять поражения и понять, что в игре, в которую с ним сыграли, нет никаких правил. Часть сданных им подписей была забракована экспертом, а кандидатуру его сняли с выборов. Только вдумайтесь, самый крупный предприниматель в Осташкове, с десятком магазинов по всему городу, неужели для него мог бы всерьез мог возникнуть вопрос, где собрать подписи?
«А ЧЕГО ЭТО ВЫ ТУТ?»
Главой района был избран Михаил Тузов. В бюллетенях на избирательных участках сотни осташей вписывали под списком кандидатов «А.Е. Галахов» или же оставляли свои сообщения о том, что они прекрасно понимают весь фарс этих выборов.
Одновременно в городе Осташкове и в поселениях Осташковского района происходили выборы представительной власти, по итогам которых из состава депутатов должны были избрать и главу городского поселения. Борис Кобзарев умудрился эти выборы проиграть. Не повезло, по тому же участку баллотировался Галахов.
Этот удар пришелся лишь по самолюбию Кобзарева, нисколько не повлияв на конечный результат. Главой района был свой человек, главой администрации – также поставлен товарищ Бориса Сергей Хлебородов. Депутаты находились под тотальным контролем и не могли шагу ступить, не озираясь на руководителя, который временно управлял всем из тени. Вопрос о том, когда всем официально будет заправлять сам Кобзарев, был вопросом времени.
Когда назначение случилось и казалось, что сейчас комбинатор выйдет из тени и мы хотя бы посмотрим на него, впервые услышим его голос – всех ждало разочарование. Заняв кресло главы города, Борис Кобзарев продолжал вести себя как заговорщик. Перед населением не выступал, на важных для города и района совещаниях отсутствовал или же предпочитал отмалчиваться. С лицом, не выражающим абсолютно ничего, он мог сидеть напротив важных гостей из области и жевать жвачку. Мог подняться с места и, направляясь к двери, во весь голос завести разговор по мобильнику. Почему нет? Затем громко хлопнуть дверью, так, что горожане вздрогнут. Мог появиться во время встречи администрации с населением и громко возмутиться: «А чего это вы тут?».
МИХАИЛ ТУЗОВ КАК ЗИЦПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Теперь о конфликте между Борисом Кобзаревым и Михаилом Тузовым. О реальных причинах его пока вряд ли кто-нибудь сумеет доходчиво рассказать. Подозреваем, что Михаил Тузов был нужен как подставное лицо. Он должен был лишь играть роль главы района. Вскоре Михаил Николаевич понял, воля молодого и наглого лидера, неосторожность и беспринципность, с которой он велит обстряпывать дела, непременно погубят его – Михаила, доведя до суда. Тузов стал сопротивляться и впал в немилость. Развернулась травля. Заработали те же механизмы, что были использованы при устранении Андрея Галахова. Сейчас Михаил Николаевич Тузов находиться в СИЗО. Народ, по большей части, его жалеет. В памяти он останется как наш осташковский зицпредседатель Фунт. Для тех, кто не помнит, это один из второстепенных персонажей романа «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. Профессия Фунта с дореволюционных времен – номинальный руководитель фирм-однодневок, создаваемых ради финансовых махинаций. Обязанность Фунта – вместо подлинного махинатора попасть под суд и в тюрьму.
Чего удалось добиться команде Кобзарева отставкой Тузова и почему того необходимо было упрятать в изолятор по смехотворному «трубному делу»?
Напомним, по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Осташкове было украдено 170 млн рублей, подписаны акты, и НИКТО ЗА ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ПОНЕС. Возможно, поскольку экс-глава района может заговорить и рассказать о махинациях своих бывших соратников, Тузову нужно было показать, что при желании с ним могут сделать все что угодно. Жизнь сломают, если захотят. Вот так просто, щелчком пальцев.
Теперь, скорее всего, Михаил Николаевич будет молчать. Кто бы не стал? Между тем поступление денежных средств в Осташков, в том числе и по различным областным и федеральным программам, теперь будет осуществляться централизованно. Распоряжаться ими будет команда Бориса Кобзарева. На должность главы в скором времени изберут послушного и исполнительного человека, которым легко манипулировать. Поговаривают, что главой района станет Лариса Резникова.
РЕЗУЛЬТАТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СЕЛЕКЦИИ ЧИНОВНИЧЬЕЙ ПОРОДЫ
С тех самых событий, что описаны в самом начале и возвращают нас в 2010 год, в администрациях шел искусственный отбор. Создавались такие условия, что остаться у власти могли лишь самые беспринципные, жадные и трусливые экземпляры.
Как же так получилось, что в депутатах оказались такие люди? Кто их выбирал? Да мы же и выбирали! И неправдой будет сказать, что все голоса были куплены, а бюллетени попадали в урну лишь пройдя через так называемую карусель. Не верим в это. Зато точно знаем, что население Осташкова не проявляет достаточной политической активности, не проводит серьезного анализа деятельности кандидатов до того, как те выдвинули свои кандидатуры. Это сложная работа, предполагающая наличие критического мышления и требующая немало времени.
Мы вправе потребовать от депутатов отчета, чтобы услышать: какие обещания они выполнили, чем вообще занимаются на своих должностях, какова их позиция по ключевым проблемам города и района? И пусть это не принесет результата, скорее всего, так и будет, но мы хотя бы покажем, что: МЫ ЕСТЬ, МЫ НЕДОВОЛЬНЫ тем, что происходит с Осташковом и, наконец, МЫ ХОТИМ ЗНАТЬ, чем занимаются наши представители и КОМУ СЛУЖАТ? Очевидно, что не народу.
Ирина СМИРНОВА