Основательница художественной гимнастики в Твери Лидия Моргунова – о том, как растить чемпионов
В 2015 году художественной гимнастике исполнилось 80 лет. Это единственный олимпийский вид спорта, который зародился в России. В Твери его основательницей стала Лидия Моргунова, ныне почетный гражданин города. В прошлом году она также отметила 80-летний юбилей. «Караван+Я» побеседовал с Лидией Васильевной о терниях и звездах
«МОИМ ТРЕНЕРОМ БЫЛ СОСЛАННЫЙ В КАЛИНИН БАЛЕРУН»
Квартира тренера отражает былую эпоху побед и достижений. На стене советский ковер и символичный календарь с гимнасткой, на кровати – подушки в стопку, стол накрыт ажурной скатертью, а полки трещат от книг и альбомов. Несмотря на возраст, Лидия Васильевна – женщина крепкая, спортивная и довольно высокая, что разрушает мои стереотипы о гимнастках.
– Насколько мне известно, до вас в Твери вообще не было художественной гимнастики…
– Это правда. В свое время в школе я занималась спортивной гимнастикой. В 6-8 классах моим тренером стал балерун, которого сослали в Калинин из московской труппы. У него я приобрела высокий подъем, хорошую растяжку, выворотность, осанку. Мне всегда нравились упражнения под музыку и прыжки. Однако я еще не знала о существовании художественной гимнастики, поэтому дальше стала заниматься спортивной. Прошла всех тренеров в «Текстильщике», участвовала в городских соревнованиях. Как-то раз меня, не помню уже за что, поругала мама, и я пришла в слезах на тренировку. А там все получается, и так стало хорошо… Я почувствовала, что спорт – это действительно мое, это мне по душе.
Без раздумий я поступила в Ленинградский институт имени Лесгафта на спортивную гимнастику. На первом занятии тренер потребовала выполнение акробатических элементов: «Переворот вперед на одну ногу». А я не знаю, что это такое… В Ленинграде акробатика была отдельным видом спорта, в отличие от Калинина. Закрыв глаза, расставила руки и перевернулась… Что было дальше – не помню. Уже в кабинете врача узнала, что растянула мышцы руки и месяц нельзя заниматься. Решила пойти в библиотеку, писать конспекты. По дороге услышала красивую музыку, которая привела меня к залу художественной гимнастики. Заглянула туда – и мне очень понравился этот спорт в сочетании с балетом! И я тут же перешла на другой факультет. Конечно, начинать пришлось с азов. Но тренеры были отличные, поэтому я не жалела ни минуты. Развивать художественную гимнастику в Твери я начала с апреля 1958 года…
– Насколько было сложно? Вам помогали развивать этот вид спорта?
– Условий не было никаких, да и спустя годы ситуация мало изменилась. К тому же в институте напихали знаний, а практики-то – ноль! Надо было пробовать, раскачиваться. С детьми я начала работать сначала в 6-й, потом в 30-й школе. Сначала просто приходила в классы и смотрела на девочек: какая растяжка, как держат равновесие, прогибаются, прыгают. Оставшимся объясняла, что такое художественная гимнастика. Спортивный зал нам не дали под предлогом, что свободного места нет. Стали заниматься в актовом зале со сценой. Места мало, а что делать? Упражнение отрабатывали сразу четыре гимнастки. Я смотрела за одной, другие повторяли. Мы тренировали всю программу: упражнение с мячом, скакалкой, без предмета, прыжки и повороты. Все движения выполнялись под аккомпанемент пианино. Как-то одна воспитанница угодила мне прямо в лицо мячом. Очки разбились, а штырек застрял в глазу. С тех пор я вижу хуже, но что поделаешь, рабочий момент.
В другой школе в актовом зале была столовая. Мы приходили с девочками, сами складывали столы, подметали пол и начинали тренироваться. Понимаете, какие были условия? Но в школах нас держали долго, так как мы готовили номера к эстафете труда и талантов. Затем нас гоняли по всему городу: «Химик», Пролетарка, строительный техникум. Но занятия я не прекращала ни при каких условиях. Когда знаешь, чего именно хочешь – все можно сделать!
Постепенно гимнастика вошла в моду, о ней стали говорить. И основная масса девочек подошла ко мне через 2-3 года. В 1960 году пришла и Галя Малинина (Лесная), будущий член сборной СССР. А в 1962 году я уже стала выставлять девочек на соревнования.
ГЛАВНОЕ – ЭТО СИЛЬНЫЕ СТОПЫ
– Что должно быть в спортсменке, чтобы она стала чемпионкой?
– Сверхнеобходимые качества любой гимнастки: сила, растяжка, гибкость и сильные стопы. Даже высокий рост не помеха, главное, чтобы девочка могла управляться с ним. Здесь большая амплитуда движений и тяжелее нагрузка.
В гимнастике, как и в любом спорте, надо подходить к каждой девочке индивидуально и давать разные комплексы упражнений, чтоб устранить недостатки. Современные тренеры, наоборот, делают акцент на сильных чертах спортсменок и «ретушируют» слабые. На мой взгляд, это их ключевая ошибка. Если ты хочешь, чтоб твоя гимнастка пошла дальше, надо, чтобы она умела все! Только так растут настоящие чемпионы.
Я недавно была на соревнованиях в Сахарове… Девчушки еще маленькие, но у всех слабые стопы! А ведь это самое главное в гимнастике! Если укрепить стопу, спортсменка будет работать на высоком полупальце, ножка удлинится, центр тяжести пойдет точно через эти пальчики. Тогда она оттолкнется, ровно встанет в позу и будет крутить поворот. А они толкнулись, вылезли кое-как наверх и плюхнулись пяткой…. Никуда не годится! Еще обязательно надо, чтоб девочка была ответственная и выполняла задания тренера беспрекословно.
– А после Галины Лесной были у вас еще чемпионы?
– После 70-х годов уровень художественной гимнастики в Твери стал спадать. Везде этот вид спорта развивался, а у нас тренировки до сих пор проходили в актовых залах, где девочкам подыгрывала пианистка. В 80-х годах гимнастика стала олимпийским видом спорта. А это уже совсем другие требования! К сожалению, в Твери до сих пор нет нужных условий для роста гимнасток.
– А как распад СССР повлиял на художественную гимнастику в стране и в городе?
– В 90-х обстановка в стране была очень сложная, да и мне как раз исполнилось 55. Я ушла на пенсию. Проблема была еще и в том, что большинство моих учеников, чуть оперившись, стали «великими тренерами». Я уже была для них никто, а надо было вместе тащить молодых, тогда был бы результат! Тогда можно было поднять художественную гимнастику. А они пытались сами… В 50 лет мне пришлось набирать снова маленьких детей. Но и этих девчонок я подняла, пока были силы. После я помогала уже в качестве тренера своим подопечным, ставила стопы их детям. Но особой благодарности и понимания не было, поэтому в 2000 году я ушла совсем.
До сих пор многие тренеры не ориентированы на конечный результат, а это самое главное. Поэтому сейчас никто из тверских не входит в сборную России.
Никто из детей не любит трудиться, их нужно заставлять, а главное – контролировать это. Только так можно добиться спортивных успехов.
Анастасия РОМАНОВА