Коуч Олег Саяпин – о стереотипах, трудовых династиях и природе человека
У тверского коуча Олега Саяпина необычное призвание: он помогает людям найти свое призвание (извините за каламбур). В нашем обществе, под крышку забитом информацией и соблазнами, человеку особенно сложно сориентироваться и обрести себя. В итоге, как у Чака Паланика, «мы ходим на работу, которая нам неинтересна, чтоб купить вещи, которые нам не нужны». Олег Саяпин решает задачу с помощью «Карта призвания». Как это работает, он рассказал в интервью «Каравану»
«ЧЕЛОВЕК – ЭТО ПОЕЗД НА ОГРОМНОЙ СКОРОСТИ»
– Часто психологи предлагают людям решить проблемы, которые сами успешно преодолели. А вы долго искали свое призвание?
– Да, я искал себя более 15 лет, пробовал разные варианты. Образование у меня техническое, работал «менеджером всего» – снабжения, продаж… Потом был свой бизнес, там я тоже прошел все этапы – от менеджера до руководителя. Понял, что мне интересно обучать персонал и стал пробовал себя как тренер. Окончил международный Эриксоновский университет… Коучинг – это про то, как слышать себя и других. Я понял, что человек гораздо сложнее, чем его мысли в голове. Я долго и безуспешно искал себя во внешней среде. А потом обратился вовнутрь и понял, что истинные «настройки» находятся там, в том числе и призвание. То есть сначала я экспериментировал на себе, а потом понял, что могу помочь другим осознать свою природу.
– Как проходит ваш тренинг по призванию?
– Мы с группой выезжаем за город, отключаем телефоны – в общем, ставим жизнь на стоп-кран. Сам я максимально отстраняюсь, только задаю вопросы. Самый простой из них: «Наблюдение за какой деятельностью с детства вызывало у вас внутренний эмоциональный отклик?» Поиск призвания напоминает высеивание золотой руды.
Сначала человек «вываливает» из себя весь шлак – стереотипы, мнения друзей, советы родителей и т.д. Дальше мы «фильтруем» руду через грубый и тонкий фильтры. На этом этапе выходят слабые и сильные интересы человека. Слабые – это социальные установки по поводу работы типа «престижно», «выгодно», «стабильно». Они как вещи на чердаке – лежат на всякий случай, но пылятся и забирают энергию. Чаще всего по этим установкам мы живем и работаем. А вот сильные интересы – это и есть призвание. Одна мысль об этом наполняет человека энергией. У него глаза горят, щеки краснеют… Когда он осознает: «Вот это мое!» – рядом будто генератор включают!
– А что делать после того, как нашел призвание?
– Первым делом осознать слабые интересы. Часто мы ходим на работу автоматически, даже не понимая, зачем это надо. Такое обычно встречается в трудовых династиях – медики, педагоги, актеры. «А у нас все медики», – говорят родители, и у ребенка не остается выбора. В итоге каждый день он борется со своей природой. Он выжат, он болеет, он не понимает, что делать. Когда человек на тренинге осознает, что на самом деле ему интересно другое – например, не лечить людей, а печь хлеб – его состояние меняется на глазах. Остается «раскрыть» свои сильные интересы.
– То есть бежать и менять работу?
– Вот это как раз недопустимо. Человек – это поезд, который несется на огромной скорости. Нельзя сразу перейти на другие рельсы – будет катастрофа. Надо постепенно перескакивать с кочки на кочку. Для начала изучить всю информацию о своих сильных интересах. Найти в городе профессиональные сообщества, как-то влиться туда. Подыскать наставника в этой среде. У человека с призванием наставничество в крови, и он готов делиться и всегда поможет новичку.
РОДИТЕЛИ ЛОМАЮТ СУДЬБЫ
– После ваших тренингов многие поменяли профессии?
– Все клиенты делятся на несколько групп. Одни открывают для себя новые горизонты, очень вдохновляются и скоро меняют работу. Вторые подтверждают свое призвание, но могут к нему что-то добавить. «Карта призвания» состоит из нескольких интересов, их можно синтезировать. Например, юристу интересно обучать людей. Это легко совместить, став преподавателем юриспруденции или консультантом по этой теме.
Третья группа – люди, которые боятся изменений в жизни. Они просто кладут карту на полку и ничего не делают. Но через два-три года они начинают неосознанно двигаться к своему призванию. Когда участники на тренинге «проживают» яркий опыт осознания своих сильных интересов, дальше этот опыт работает как маяк и неосознанно направляет человека по жизни. Я периодически звоню участникам своих групп: «Ну как ты?» – «Да вот кафе открыл, сам пеку булочки». – «А что у тебя по карте было?» – «Да я и не помню уже!» А потом перезванивает удивленно: «Ведь это было в моих сильных интересах!»
– И что, прямо-таки у каждого человека есть призвание?
– Где-то после 20-го участника я тоже задал себе этот вопрос. И понял: да, призвание есть у всех. Я специально брал на тренинги скептиков, которые были уверены, что не найдут себя. Но они находили.
– Вот домохозяйка – это призвание?
– Да, были такие сильные интересы. Однако домохозяйка может также стать фотографом или фуд-блогером – ведь, повторюсь, интересы можно совмещать.
– Вы говорили, что люди «не на своем месте» часто болеют…
– Безусловно, нервозность, депрессия, низкая самооценка могут быть сигналом того, что вы работаете не по призванию. Утром встаешь, с трудом заставляешь себя идти на работу, и никакие деньги не могут компенсировать такие усилия… Поэтому своей зарплатой такой человек часто недоволен.
А у человека с призванием есть неиссякаемый источник энергии. Он создает не просто товар или услугу – он создает настроение. Люди считывают это и с удовольствием к нему обращаются. Человек с призванием всегда развивается: например, сначала он пек пироги, а потом стал директором кафе или открыл сеть ресторанов. У него есть «вкус» – кормить людей, этот вкус растет, расширяется и сфера деятельности.
– В каком возрасте не поздно поменять профессию?
– Это как вернуться к себе «домой», никогда не поздно. Просто в разном возрасте это происходит с разной скоростью. Подростки лет 16, например, открывают свое призвание за час – у них это на поверхности. А в слабые интересы часто вываливаются «пожелания» родителей.
– Как выявить призвание у ребенка?
– Есть простое упражнение, которое делали еще наши предки: они ставили перед малышом в четырех углах книгу, мешок с деньгами, инструмент и меч. Символика предметов ясна. Куда ребенок поползет – то ему интересно. И, как правило, такие прогнозы сбываются. Уже в 9 лет у ребенка проявляются конкретные способности к какому-то делу – с этого времени за ним надо наблюдать и помогать ему.
– Но часто именно родители «направляют» детей, руководствуясь «благими намерениями»…
– Родители – отдельная тема. Их тоже можно понять: они боятся за будущее ребенка и склоняют его к профессии, где есть финансовая безопасность. А дети не всегда могут сопротивляться. Работая с подростками, я заранее договаривался с мамами, что они примут любое решение своего чада. Объяснял, что надо уважать в ребенке личность, а не продолжение себя. Классика жанра, когда детей отправляют рисовать или играть на пианино, потому что родители хотели стать художниками или пианистами.
«УДИВЛЯЮСЬ, ЧТО МНЕ ДЕНЬГИ ПЛАТЯТ»
– Получается, профессиональная деятельность – залог счастья?
– Здесь сложно обобщать. Однако на работе мы проводим большую часть времени. И в семью приходим или «на подзарядку», что-то постоянно требуя от своих близких, или наполненными, готовыми делиться с ними счастьем и энергией.
Человек, нашедший призвание, заботится и о себе, о своем здоровье, соблюдает моральные принципы. Он постоянно развивается, общается, изучает…. По сути, такой человек служит своим клиентам, семье, близким и родным. Он живет этим. Когда круг его служения расширяется до служения обществе, стране, здесь раскрывается его истинная природа, но это уже отдельная тема.
– А как насчет денег? Ведь это тоже важная составляющая.
– У человека с призванием всегда будут клиенты. Его не волнует кризис, его услуги всегда востребованы. Призвание – это о том, как отдавать. В основном он пребывает в таком настроении: «Я это делаю потому, что не могу не делать! Я благодарен, что могу для вас что-то сделать, и удивляюсь, что мне за это еще и деньги платят!»
Любовь КУКУШКИНА