«Омерзительную восьмерку» Тарантино стремятся посмотреть многие из тех, кому, в общем-то, не очень хочется видеть все эти лужи крови и разлетающиеся по экрану мозги. Зрители выходят в недоумении, и именно ради этих людей мы решили поднапрячь свои способности интерпретаторов и попытаться объяснить, зачем вообще это смотреть.
В общем, сразу после просмотра я решила, что фильм, как все фильмы Тарантино, на редкость неприятен, и только особая эстетика типа людоедской музычки работы Эннио Морикконе оправдывает его и потраченное мною время. Девицы в туалете в кинотеатре после просмотра тоже пытались самооправдаться за потраченное время, отпуская реплики типа «Дейзи такая красавица!» (не буду пересказывать сюжет, но эта Дейзи – омерзительное чудовище, и внешне, и внутренне, как, впрочем, и остальные герои, что явствует из названия).
Во-первых, до меня дошло, что «Омерзительная восьмерка» – римейк «Великолепной семерки» (если все это знали, простите Капитана Очевидность). Во-вторых, я поняла, что значит финал фильма.
Сначала я думала, что если «перевести» действия фильма «Омерзительная восьмерка» на русско-советский, то действие его должно разворачиваться где-то в районе пресловутой Малиновки, а герои должны быть белые, красные и какие-нибудь петлюровцы. И все в итоге окажутся редкостными головорезами и мерзавцами – в то время как зрители, в зависимости от политических симпатий, будут ждать, что уж их-то герои детских снов проявят себя с лучшей стороны (наши престарелые пионеры ожидают воскрешения «неуловимых», монархисты – белых, украинцы – зеленых). Еще, думалось мне, такой фильм хорошо было бы снять о какой-нибудь ДНР-ЛНР. Хороших нет, все плохие, и только мозги разлетаются по хате….
Нам, постсоветским зрителям, непонятен главный лейтмотив фильма – письмо Линкольна на груди героя Гражданской войны между Севером и Югом негра майора Уоренна. В моей вчерашней интерпретации его аналогом должно было бы быть какое-то письмо Ленина: мол, «завидую вам, людям ХХ века, вы проживете его без войн, насилия и эксплуатации человека человеком».
Ан нет. Единственные выжившие, хотя очень неоднозначные герои, – этот майор-негр, охотник за головами, и пройдоха, сын полевого командира-южанина, едущий вступать в должность шерифа. Они те, с кого пошла Америка. И письмо Линкольна, которое эти два антагониста, раненные, возможно, смертельно, перечитывают в финале, – это типа духовная скрепа. Интересно, что южанин сначала разоблачил письмо как фальшивку (и негр даже согласился с тем, что оно не настоящее). Но потом сам же попросил его перечитать.
По дороге они расправились с криминалом (банда Дейзи Домергу и ее брата), при этом Дейзи показательно повешена (ссылка на то, что Америку спасло правосудие). До этого криминал расправился с романтиками-первопроходцами (хозяйка галантереи Минни, «сладкий Дейв», повозчица дилижансов из Новой Зеландии и прочие люди, возникающие на ретроспективном ярком зимнем пейзаже).
И вот, когда остаются они двое, видно, какие люди выжили в этом «Ноевом ковчеге», именуемом Америкой. И именно к ним обращается Авраам Линкольн (на самом деле или это пиар-ход – вопрос так и остается открытым). Они – самые сильные, самые смелые. И самые законопослушные. Из них вырастет великая держава.
Аминь.
Мария ОРЛОВА