В кризис регион вступил при самом плохом сочетании всех неблагоприятных факторов
Первый месяц 2016 года показал, что кризис в экономике России набирает силу и грозит вот-вот перейти в кризис в политике. В этом отношении, конечно, регион региону рознь. Есть области, где запас прочности выше. Но в Тверской области, как в «идеальном шторме», сошлись все неблагоприятные обстоятельства: беспомощная и непрофессиональная власть, бедное и пассивное население, веками уезжавшее в поисках лучшей доли в Москву, изношенность инфраструктуры, помноженная на разгильдяйство и коррупцию. Поэтому у нас дела идут хуже, чем в среднем по стране.
ШЕВЕЛЕВ В КАБРИОЛЕТЕ
В минувшее воскресенье итоговый выпуск новостей на Первом канале начался не с ситуации в Сирии, Украине, Турции, как уже приучили нас федеральные коллеги. В первом сюжете Первого (сюжет назывался «А я сяду в кабриолет») была Тверь. Правда, всплыли виды города, на фоне которых пробирался в свой «Мерседес» губернатор Шевелев, не по хорошему поводу. Имя Андрея Шевелева прозвучало в одном ряду с уже находящимися в местах лишения свободы губернаторами Сахалина Хорошавиным и Республики Коми Гейзером. Мол, ему есть о чем задуматься…
На форуме Общероссийского народного фронта в Ставрополе Владимир Путин поддержал работу активистов ОНФ, составивших рейтинг бюджетной расточительности регионов. Тверская область занимает в нем одно из первых мест. Губернатор Андрей Шевелев как бы демонстрирует президенту, что чихать он хотел на все призывы жить поэкономнее: как явствует из сюжета на Первом, этот самый «Мерседес» для Шевелева арендуется за 20 млн рублей с 2012 года. Для сравнения: на компенсацию проезда беременных женщин из районов в поликлиники и роддома область тратит всего полтора миллиона рублей в год.
Правительство Тверской области, несмотря на десятки вышедших с подачи ОНФ сюжетов и публикаций про тратящиеся им дикие деньги на аренду иномарок премиум-класса, продлило эту аренду на 2016 год. На шикарные авто денег не жалко. И наплевать, что в областном центре, в Твери, сейчас, в разгар эпидемии гриппа, работают всего три педиатрические бригады скорой помощи, причем из трех машин только одна теплая. К детям с температурой 40 градусов скорая едет по четыре часа. Но кто такие для областных чиновников эти дети? Гораздо важнее, чтобы первый замгубернатора Сергей Дудукин ездил с работы домой (три остановки на троллейбусе) на автомобиле «Фольскваген Фаэтон» с анатомической подстройкой под форму седалища пассажира.
Надо сказать, что другие регионы и федеральные ведомства, попавшие «на прицел» ОНФ в связи с завышенными тратами на аренду или покупку автомобилей, сделали выводы и отказались от люксовых иномарок. Но губернатор Шевелев, видимо, решил пойти на принцип.
Журналисты Первого канала логично заметили, что все бы было нормально, если бы в дорогой машине губернатор ездил по богатой области, куда рекой текут инвестиции. Тут бы ему никто ни слова не сказал. Однако есть прямая связь между уровнем коррупции и притоком инвестиций: бизнес не идет туда, где не работают законы.
РАЗРУХА БЕРЕТ ЗА ГОРЛО
В Твери в административные отпуска распущены рабочие ведущих предприятий – на прошлой неделе стало известно, что даже экскаваторный завод «Хитачи», гордость двух губернаторов в плане привлечения инвестиций (привлекал японцев на тверскую землю Зеленин, отчитывался в успехах перед Москвой Шевелев), и тот приостановил работу из-за снижения спроса на выпускаемую продукцию.
Общее депрессивное состояние местного общества усугубляется навалившимся на область коммунальным коллапсом. Теплосети в Твери каким-то чудом держались весь прошлый год – прорывы теплотрасс, которые сейчас изводят население, должны были начаться еще в декабре 2014-го. Просто та зима была мягкая, и силы природы нас пожалели.
Удивительно, что для людей происходящее стало сюрпризом. Когда дважды за сутки прорвало теплотрассы в разных районах города – с фонтанами кипятка до четвертого этажа и размораживанием систем отопления в жилых домах – некоторые дамы в соцсетях начали развивать идею, что, мол, диверсия, террористы в Тверь пробрались.
Реальность же гораздо проще: никаких террористов не нужно, когда есть свои воры и неумные руководители. В этом номере мы подробно рассказываем, что произошло в тверской теплоэнергетике и кто в этом виноват.
Сейчас же, как вишенка на торте, рассказ о нервном срыве губернатора Тверской области Андрея Шевелева, случившемся в самом неподходящем месте – на коллегии областного УВД.
Дело было так. Собрание руководящего состава тверской полиции было приурочено к приезду в Тверь Игоря Зубова, статс-секретаря федерального МВД, заместителя министра внутренних дел. Наши читатели помнят его, он был главным соперником Дмитрия Зеленина на последних в регионе свободных губернаторских выборах 2003 года.
Приезд был приурочен к открытию в Твери полицейской лаборатории для ДНК-исследований. В зале собралось порядка двухсот руководителей различных полицейских подразделений. Разумеется, прозвучал доклад про коммунальный коллапс в Твери и Ржеве и др. городах, когда рвутся теплосети и десятки тысяч людей оказываются в мороз без отопления. Расследование причин этого – прямая компетенция правоохранителей. По рассказам очевидцев, когда речь зашла о том, что полиции пора бы разобраться, кто там что ворует в ЖКХ, губернатор Шевелев вскочил и начал делать сенсационные заявления. По его словам, во всем виноват Газпром, который создал «УКашки» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей и якобы через них ворует деньги. Передаем неточно, но смысл был такой.
У полицейских, которые в теме, слегка отвисла челюсть. Это, оказывается, не сам Шевелев продавил позапрошлым годом передачу теплоэнергетической системы Твери частным лицам, действительно владеющим фирмами с уставным капиталом 10 тысяч рублей, которые до сих пор не имеют ни лицензии, ни резервного топлива, ни договоров с потребителями. Это, оказывается, не у Газпрома в Тверской области в каждой новой созданной с подачи региональной власти теплогенерирующей компании воруется порядка пяти миллиардов рублей за неоплаченный газ.
У Шевелева удивительная способность искренне выдавать черное за белое, а белое – за черное. Полицейские еще не успели прийти в себя от удивления, как Шевелев произнес, обращаясь к заму по тылу Тверского управления МВД. «А вы в курсе: это вам Я дал денег, чтобы отремонтировать это здание?» Тот попытался объяснить, что здание находится в федеральной собственности и ремонтировалось оно за федеральные средства. Тут Шевелев покраснел: «Почему ваши подчиненные не знают, что я дал деньги на ремонт здания?» – сдвинув брови, обратился он к Владимиру Андрееву, руководителю областного управления внутренних дел. Но начальник тоже настаивал на реальной версии, что федеральное ведомство открыло новый объект на федеральные деньги. (Справедливости ради скажем, что небольшую сумму выделял областной бюджет вроде бы на приобретение некоторого оборудования. Бюджет, но не лично губернатор!).
Затем, как рассказывают обескураженные полицейские, губернатор Шевелев окончательно вышел из себя. Матерная брань, крик. Пришлось Игорю Зубову почти силой уводить губернатора за кулисы, откуда Шевелев продолжал орать, что полицейские, мягко говоря, в переводе на русский, «неблагодарные и нехорошие люди». В зале была гробовая тишина.
Говорят, на выходных губернатор, чтобы снять стресс, поехал играть в хоккей в Белый, где построил новенький хоккейный корт. Жители Белого, тоже народ не очень благодарный, корту не радуются. И оттепель, превратившая губернаторский хоккей в водное поло, дала многим повод для злорадства. «Пели, плясали и шайбу гоняли», как пишет про губернаторский хоккей во время народных бедствий газета «Тверская жизнь».
НАЛЕТ БАНДЫ МАХНО ИЛИ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ГУБЕРНАТОРА?
Когда губернатор Шевелев пришел в регион, он сделал заявление в том духе, что политикой заниматься теперь его прерогатива. Под «политикой» он имел в виду расстановку своих людей по городам и районам области. Мы много писали о том, к чему приводит кадровая политика Шевелева: примеры Ржева, Бежецка, Осташкова и ряда других муниципальных образований говорят о «высочайшей квалификации» деятелей из министерства по борьбе с территориями областного правительства.
На прошлой неделе бесславно закончилась авантюра с захватом власти в Максатихе. Мало того, что снятым под давлением областного правительства главе района Ильину и главе администрации района Елиферову удалось восстановиться по суду, человек по фамилии Гулиев, которого министр по работе с территориями Ткачев и его зам. Зайцев пропихнули в главы администрации, был задержан за езду в пьяном виде (говорят, ехал с пьянки, где присутствовали Ткачев и Зайцев) и быстро уехал на родной Кавказ.
Елиферову и Ильину открылась удручающая картина. По первоначальной оценке, район за небольшой период отброшен на два года назад. В самой администрации холодно, темно, пусто и грязно. В кабинете Елиферова в шкафах повсюду – пустые бутылки, немытые стаканы и кружки. Размороженные батареи. Испорчен ковролин и обои. Внизу под кабинетом, в зале бракосочетания ЗАГСа, в результате потопа провалился потолок, испорчен паркет… И.о. главы района А.В. Глушков, опять же по слухам, после пьянки потерял ту самую легендарную печать района, которую отобрал несколько месяцев назад у Ильина и хранил не в сейфе, а в кармане. Главный финансовый документ – бюджет – принимали в его отсутствие, подписан документ лицом, не уполномоченным на такие действия.
Можно предположить, что в Твери по оттиску была изготовлена новая печать. Но главная печать муниципалитета – печать реестровая, ее нельзя изготовить просто так. В случае утраты необходимо произвести ряд действий, предусмотренных специальным ГОСТом, оформить пакет документов, произвести их обнародование, дать публикацию. И самое интересное – печать необходимо будет передать Ильину Н.А. по акту в присутствии комиссии. Возникает интрига. Новую печать попытаются вернуть под видом старой, с надеждой, что подмену не обнаружат? И по какой статье УК РФ квалифицируются данные действия?
Такое впечатление, что министр по территориям Ткачев и его подчиненные, а также те, кого они двигают во власть, плохо осведомлены о том, что в России существует законодательство, правила, что власть должна быть ответственной не только перед вышестоящим начальством, но и перед населением. Это имел в виду губернатор Шевелев, декларируя свое намерение «заниматься политикой»?
Мы продолжаем следить за развитием событий. Может быть, с приближением весны все переменится к лучшему?
Мария ОРЛОВА