Будут ли падать лифты в Тверской области
В последнее время в России массово отказывают лифты. Первый случай обрушения лифта случился в элитной многоэтажке «Алые паруса» на северо-западе Москвы – погибла молодая женщина Ирина Володина, дочь известного диктора советского ТВ Евгения Кочергина. Другой инцидент тоже московский – кабина лифта рухнула в шахту вместе с пассажиркой, женщину без сознания увезли на «Скорой». А недавно школьник из Питера насмерть разбился в шахте лифта. «От греха подальше» в разных городах, в том числе в Твери, отключили лифты, не прошедшие экспертизу на «профпригодность». По слухам, всего отключено около 350 лифтов. В каком состоянии находятся городские лифты? И кто за них отвечает? Разбирался «Караван+Я»
ЛИФТ РАБОТАЕТ 40 ЛЕТ
Одним из «опасных» лифтов нашли в десятиэтажке по адресу Королева, 16/1. Его отключили сразу после трагедии в «Алых парусах» и до сих пор не включили.
Старики, инвалиды, мамы с детьми поднимаются на свои этажи пешком.
Старший по дому Сергей ГЛАЗКОВ рассказал удивительную историю: их десятиэтажка… вообще числится без лифта.
– Нашему дому сорок лет, и за это время лифты ни разу не меняли. В последнее время они стали ломаться почти каждый месяц. Слава богу, еще не падали! А дело вот в чем. Наша бывшая управляющая компания «Южный» должна была подать заявку на замену лифтов в 2014 году. Но внезапно УК обанкротилась, руководители оказались под следствием, заявку не подали. С тех пор лифты в нашем доме вообще не числятся. А после московских событий они еще и не работают.
Я точно знаю, что по Октябрьскому проспекту и на бульваре Гусева в нескольких домах лифты также отключены. А наша очередная УК – ГУК «Тверь» сказала, что на экспертизу каждого лифта требуется по 25 тысяч рублей. Всего в доме 3 подъезда, это 75 тысяч. Сейчас мы собираем подписи с жильцов, чтобы они согласились внести взнос. Но законно ли это? Почему мы должны платить за экспертизу, если ежемесячно оплачиваем содержание лифта?!
И таких случаев, как на Королева, – на каждом углу. В группе «ВКонтакте» (vk.com/karavanplus) мы провели опрос: довольны ли жители состоянием лифта в своем доме. Большая часть опрошенных проживают не в высотных домах и с работой лифта в принципе не сталкиваются. 18% довольны своим лифтом, независимо от того, старый или новый у них дом. Примерно столько же сказали, что поломки иногда случаются.
Евгений РУМЯНЦЕВ, ул. Хрустальная, 45 (Соминка):
– Живу я в десятиэтажке. Нашему дому примерно 30 лет. В последнее время люди все чаще застревают в лифте, а кабина периодически проезжает нужный этаж. Ремонта в лифте я ни разу не видел, но зато доводилось лицезреть вызволение пассажира из лифта. Жуткое зрелище!
Светлана МИШИНА, г. Бологое, Заводской микрорайон д. 5:
– В нашем городе всего три девятиэтажки, наш дом одна из них. В последнее время участились проблемы с дверями лифта – они стали заедать, а нормальных мастеров нет. Отсюда и ремонт «как получится».
ЛИФТЫ РАБОТАЮТ БЕЗ «ПРАВИЛ»
Зато в Твери полно многоэтажек с лифтами, причем они есть как в новостройках, так и в панельных домах 80-х. Кто следит за их качеством и надежностью и каков реальный срок службы лифта? На эти вопросы ответил Александр ШУХРИН, генеральный директор компании «Тверьлифт».
– Александр Павлович, как я понимаю, ваша компания не производит лифты, а занимается их установкой и дальнейшим обслуживанием?
– Все верно. В Твери нет производственных компаний по этому направлению. Мы закупаем уже готовые кабины и текущее оборудование. К примеру, на Рязанском проспекте в Москве есть завод, который выпускает не только лифты, но и башенные краны. Также лифты выпускают в Щербинке Московской области, есть мощный завод в Могилеве. Именно этот завод был одним из самых масштабных в советское время. Ну и, конечно, в последние годы применяется много лифтов иностранного производства.
– А разве санкции не повлияли?
– Конечно, лифтовики планируют выйти на собственное производство. Однако практически каждый отечественный лифт сейчас укомплектовывается западными деталями. Более того, самый крупный механизм – лебедка – в России вообще не производится. Ранее ее выпускал карачаевский завод, но это производство прикрыли. Сейчас лебедку делают в Щербинке, но и ту по технологии американской компании «Отис».
– Как вы думаете, с чем связано обрушение лифта в Москве?
– Следствие еще идет, информации предоставляется мало. Пока говорить о конкретных причинах очень сложно. Версия СМИ о недосмотре механика возможна.
Однако больше верится, что крушение произошло из-за некачественного строительства самого здания. Говорили же, что по стене уже пошла огромная трещина. Трещина – это деформация не только здания, но и всей строительной части, которая прямо влияет на работу лифта. В итоге стыки направляющих работы лифта могут быть смещены. Если противовес ударит по этому стыку при скорости 4 м/с (именно с такой скоростью происходит движение), естественно, он рассыплется, а грузы упадут на кабину. Противовес необходим для уравновешивания веса кабины и частично его грузоподъемности, то есть он примерно в 1,5 раза тяжелее лифта. И представьте себе – такой удар металла о металл…
Кабина с женщиной была на седьмом этаже, а грузы от противовеса летели примерно с тридцатого. Немудрено, что они проломили кабину!
– Это ужасно… А как часто проводится обслуживание лифта?
– Раньше первый контакт с лифтом имел лифтер. С внедрением автоматики ситуация изменилась. Сегодня круглосуточным обслуживанием лифта занимаются диспетчеры. Они принимают все сигналы из лифта и сообщают об авариях и неполадках на проводе. Остановился лифт, не открывается дверь кабины, лифт опустился в подвал и т.д. – все эти сигналы сразу поступают на пульт диспетчера через компьютер.
У нас шесть помещений по всему городу, куда стекается информация обо всех обслуживаемых лифтах. Также есть круглосуточная аварийная служба, механики которой выезжают на место неполадок. По правилам, застрявшего человека нужно освободить в течение получаса, не позже! Если авария незначительная, то сотрудниками сразу выполняется текущий ремонт, который должен быть закончен в течение суток. Если поломка серьезная, то это капитальный ремонт. Такая работа длится от трех суток и более. В этом случае подключается линейный механик, который закреплен приказом и несет ответственность вплоть до уголовной за работоспособность лифта и его безопасность.
Если раньше один электромеханик обслуживал 20 лифтов, то теперь на него приходится 40. В Москве вообще за каждым механиком закреплено 100–150 лифтов. Ежемесячно он должен побывать на каждом своем лифте и сделать регламентные работы.
К сожалению, сейчас отменены правила по организации эксплуатации лифтов. Поэтому контролирующим органам тяжело отслеживать, а главное – требовать с УК и других организаций безопасности.
Еще один минус этой сферы – очень много некомпетентных работников, которых набирают по конкурсу или в связи с экономией средств. Такой специалист в разы увеличивает возможность аварии.
– А у лифта есть срок годности?
– Да, согласно ГОСТу это 25 лет. Затем лифт нужно менять. Вообще, лифт – это большое и емкое понятие. Это не только кабина, но и противовес, канаты, направляющие, система управления, которая идет по всему лифту. Есть понятие модернизации – там идет частичная замена составляющих. Также Россия пользуется возможностью экспертизы независимой организации по состоянию лифта. В зависимости от ее итогов могут назначить дополнительный срок эксплуатации от года до трех. Раньше можно было три раза привлечь такое экспертное предприятие и на 9 лет продлить работу лифту. Сейчас такого требования в законах также нет, поэтому у нас лифты и по 40 лет работают.
– Насколько в Твери старые лифты?
– Раньше мы были монополистами и могли назвать точный процент устаревшего фонда. Сейчас на рынке появилось много конкурентов. Лично мое мнение – старых лифтов процентов 30. В 2015 году в Тверской области были полностью заменены 55 лифтов. У нас хранятся паспорта на каждый лифт, где все прописано. Более того, независимые предприятия, которые нанимают УК и контролируют нас, каждый год проводят техническое освидетельствование лифта. Поэтому наши клиенты могут быть спокойны.
Вся информация по сроку службы лифта открыта. Вы можете узнать о ней через УК или связаться напрямую с обслуживающей фирмой.
ЛИФТ БОЛЬШЕ НЕ «ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ»?
Лифты действительно заменили вовремя в некоторых домах. Но 55 новых лифтов на всю Тверь – это, конечно, капля в море. Причем лифты заменяют исключительно в домах, где активные ТСЖ или управляющие компании. Вот несколько экспертных комментариев на эту тему.
Борис ЗАРЕЦКИЙ, бывший председатель ТСЖ, ул. Горького, 128:
– Наша девятиэтажка 1980 года постройки. Поэтому и лифты в ней старые. С 2006 по 2012 год я был председателем ТСЖ в этом доме, и мы попали под программу капитального ремонта. Поэтому в 2009 году все лифты в доме поменяли. На тот момент им было по 29 лет. Раньше был ежегодный и полугодовой осмотр лифта, где все результаты записывались в техпаспорт. С 2012 года все лифты вывели из категории «опасного объекта», и остался ежемесячный осмотр механиком. Что касается усовершенствований – ну теперь лифты, безусловно, работают тише.
Ольга КУДРЯШОВА, генеральный директор УК «ЖЭУ»:
– Каждая управляющая компания ежегодно проводит аттестацию своей деятельности по многим параметрам. Сюда же входит и работа лифта. У нас есть документы на каждый лифт в нашем доме. Каждые 12 месяцев их проверяет обслуживающая компания и ставит отметки о пригодности. И обслуживание, и экспертиза лифта стоят довольно дорого. Конечно, мы как УК подаем заявку в департамент ЖКХ или Фонд капремонта на замену старого лифта, чтобы его стоимость оплатили из бюджета. Но не всегда на это выделяют средства, так как работы с лифтом относятся к категории капитального ремонта и требуют больших затрат. И тогда жители вынуждены своими силами оплачивать экспертизу и капитальный ремонт. Конечно, многие с этим не согласны. Поэтому до выяснения дальнейших действий лифт на время отключают.
Анастасия РОМАНОВА