Интервью с врачом, который пожелал остаться неизвестным
На тверские скорые поступает много жалоб: то из-за их нерасторопности человек скончался на улице, то они пять часов ехали к больному ребенку… Оптимизация парка скорых, нехватка людей и техники – все это сказывается на качестве работы неотложки. В разгар эпидемии гриппа и ОРВИ «Караван» побеседовал с врачом «Скорой помощи» (назовем его Владимиром) о системных проблемах этой отрасли
СИСТЕМА ОМС ДУШИТ ЛЮДЕЙ
– Владимир, работа в скорой и опасна, и трудна?
– Ну что значит опасна? Любая работа несет определенный риск. Волков бояться – в лес не ходить. А насчет трудностей – это зависит от разных факторов. Скорая от всех остальных медслужб отличается, здесь нет конкретного человека – есть бригада. Главное для нас – взаимодействие. Вот это эгоистичное «Я тут самый крутой, а ты не такой» не пройдет. На скорой нужно работать сплоченно и помогать друг другу. Тогда будет хороший результат.
– Сейчас в понятии людей, что если вызвать скорую, то придется 3 часа ждать. Что думаете по этому поводу?
– Есть такая фраза: «Вызвал скорую без дела – убил человека». Очень часто, возможно, с появлением современных средств связи скорую стали вызывать без необходимости. То есть кашлянул, чихнул не так – зачем куда-то идти? Набрал «03», и к тебе приехали. Ты порезал пальчик ножичком? Опять «03». Часто скорую используют как бесплатное такси.
Все прекрасно помнят 30 ноября 2012 года, когда вся Тверь из-за снегопада стояла в пробке. Я сам ехал в больницу на работу и еле успел. Тогда скорой было очень сложно добираться, и время обслуживания в некоторых случаях занимало больше 4 часов. Выход из положения был найден: посадили дежурного врача и его заместителя на телефон. И они общались с пациентами, выслушивали жалобы, задавали вопросы, давали наставления – то ли таблеточку принять, то ли что-то другое.
Вообще, самое страшное – это паника. И неважно, вдруг зачесался нос или человек упал с пятого этажа. А 30 ноября была зафиксирована всего одна смерть до приезда скорой. Иногда главное – объяснить человеку, что с ним произошло и что с этим делать. Ведь часто люди просто напуганы своим состоянием.
– Ну не всегда же такие сугробы на улице. Значит, есть и другие причины долгого ожидания приезда скорой?
– Конечно. Существует, например, приказ Минздрава РФ №100 от 26.03.1999.Там указано, что в крупных городах, особенно в областных центрах, на 10 тыс. населения должна работать одна линейная бригада. На 100 тыс. населения – одна специализированная бригада.
Как происходит в Твери? В Заволжском районе живет примерно 140 тыс. человек. А на выезде 5 бригад, то есть в 2,5 раза меньше положенного. Вообще, сейчас катастрофическая нехватка машин и людей.
С техникой отдельная история. Сейчас осуществляется проект – к нам поступают новые машины. В СМИ про это все очень хорошо написали. А то, что каждая пятая машина, после того как в первый раз завела двигатель, уехала на ремонт – про это молчат. Видимо, закупают самую дешевую технику, по сути, переделанные маршрутки, а не новые специализированные машины.
Еще одна из проблем заключается в том, что всю экстренную службу перевели в так называемое обязательное медицинское страхование. Вообще, на мой взгляд, система ОМС «душит» людей. Из-за нее очень многие ушли со скорой, так как врачам перестали нормально платить. Эту ситуацию усугубляют всевозможные штрафные баллы. Любая страховая компания нацелена на то, чтобы найти изъяны, ошибки. За счет этого она живет. Может быть, в чем-то это правильно. Но за последние два года зарплата у врачей уменьшилась на 5 тысяч, у фельдшеров – на 3 тысячи.
Если честно, работают люди на чистом энтузиазме. Требования – больше, а зарплата – маленькая. Отсюда и кадровый голод. К тому же на весь город работают 28-29 машин. Вот почему люди и ждут долго скорую.
С другой стороны, на скорой помощи сейчас около 80% – это вызовы, которые не требуют срочного вмешательства. На врачебном сленге даже есть такой термин – «вечерний обход». Он проходит, как правило, с 5 до 11 вечера. Это когда нас вызывают бабушки померить им давление. Приедешь, пообщаешься, улыбнешься. Людям больше всего что нужно? Вни-ма-ние, забота.
– И что, вы не ругаетесь в таких случаях?
– А зачем ругаться, если ты уже все равно приехал на вызов? Пытаться что-то доказывать бессмысленно. Тем более когда ты приезжаешь к «постоянному клиенту». Я до сих пор помню адреса некоторых своих «постоянных».
«60% ВЫЗОВОВ – ЭТО ДАВЛЕНИЕ»
– А может пациент сам приехать сам в больницу, не вызывая скорую?
– Конечно. Если тяжесть состояния позволяет, можно приехать самому.
– А вообще, каким должен быть врач на скорой, на ваш взгляд?
– Есть такая замечательная фраза: «У хорошего врача должна быть холодная голова, теплые руки и нежное сердце». Все это верно. Ну а скорая к тому же отличается спецификой работы. Уровень знаний должен быть очень высоким, потому что бывают различные неотложные состояния, и в терапии, и в кардиологии, и в хирургии. Здесь нужна быстрая реакция, умение мгновенно принимать правильное решение. Иногда нашу «взрослую» бригаду отправляли к деткам. Дети – это вообще уникальный организм. Здесь своя специфика. Очень важно быстро выяснить, что с ребенком произошло. Это требует определенного подхода, нужна импровизация. Кстати, взрослые под старость становятся такими же маленькими детьми.
– В общем, проблем на скорой хватает?
– Это точно. А самая главная, на мой взгляд, проблема – это отсутствие юридической защиты медицинских работников. Вот вызови «по приколу» пожарную, тебе потом такой штраф прилетит, что поймешь раз и навсегда, что так шутить не стоит. Также в «02» позвони – накажут. А вот вызови «03» – и ничего не будет.
В таких случаях скорая приезжает, звонит в домофон, а это, например, просто пьяный человек развлекается так, мол: «Мы тут с друзьями спорили, как долго вы ехать будете». И такое тоже часто бывает. В моей практике было два раза, что я приезжал на вызов, а мне нож к горлу: «Давай-ка сюда что-нибудь такое веселенькое». Это про наркотики. А теперь представьте, пока кто-то шутит и развлекается, другой в это время пострадал от ДТП или рожает.
– Мне всегда было интересно, зависит ли скорость приезда скорой помощи от причины вызова?
– К сожалению, нет. Вызов поступил, должны среагировать в любом случае. Как все происходит? Звонит нуждающийся в помощи человек, вызов принимает диспетчер на центральной станции, передает этот вызов бригаде. Вот с момента принятия вызова бригадой скорая должна приехать в течение 20 минут.
– А по какому поводу чаще всего вызывают скорую?
– Давление, головная боль. 60-70% вызовов приходит на лиц старше 50-60 лет.
МЕДИЦИНА – ЭТО ПОЛОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
– Ну а какой-нибудь все-таки позитив есть в работе?
– Конечно, есть. Сколько угодно. Мы – сами режиссеры в своем спектакле. Немаловажно, в какой бригаде ты работаешь. Например, одно дело, если ты с людьми о чем-то пообщаешься, подискутируешь, пока добираетесь до пациентов или вы будете ехать, и каждый в свое окно смотреть.
Еще специфика скорой в том, что ты не сидишь на одном месте, ездишь по разным местам и много чего интересного видишь. Тут без юмора никуда. Да и вообще, врач должен любить свою работу. Медицина – это половая ориентация (смеется), врачи – это особенная категория людей. Такой человек должен фанатеть от своей профессии, а не так: «Ну вот мама сказала, я и пошел».
Вообще, у меня есть претензии ко многим медикам. Сейчас мало кто стремится самосовершенствоваться, изучать что-то новое и работать над собой. Вот получили знания лет 10 назад, так по ним и работают. А время идет, технологии меняются. Нужно же развиваться, изучать литературу, обмениваться опытом с коллегами. Медики вообще раз в 5 лет учатся. Обучение в среднем длится около месяца. Здесь есть возможность освоить различные нововведения, аппаратуру. Но очень многие ленятся работать с новым оборудованием, потому что его нужно изучать. В общем, среди врачей редко встретишь динамику, чаще всего – никто ничего не хочет, к сожалению.
– Я как-то на форуме наткнулась на жалобу женщины, которая была возмущена тем, что врач на скорой, приехавший на вызов к ее ребенку, не надел бахилы. Как можете это прокомментировать?
– Ну а что тут сказать? Значит, не настолько ее ребенку нужна была скорая. Прежде всего нас вызывают, чтобы оказать экстренную помощь. Спасение жизни важнее бахил, вы согласны?
Дарья ДАНИЛОВА