Станет ли предвыборный призыв реальностью
Предвыборная кампания по выборам депутатов Законодательного собрания Тверской области, а возможно, и депутатов Государственной Думы стартовала с обсуждения довольно популярной инициативы. Группа руководителей региона предложила объединиться, на время забыть обычные распри.
Объединиться предлагают хотя бы тем, кому нечего делить, тем, для кого всегда была главной стабильность в регионе. Для них логично поддерживать партию «Единая Россия», как единственную, которая в выборный сезон 2016 года не будет призывать к революции и к гражданской смуте, пока Москва определяется в отношении «великих назначений».
НАЧАТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЮ ЗЕМЛЮ
Инициатива эта называется так, как подобные предложения назывались почти всегда – «Всем миром». Что такое этот «мир»? Рискнем предположить, что это именно то, что всегда на Руси называлось «земством».
Тверская область, к сожалению, отличается транзитностью своих руководителей. Уже лет 20 мы часто имеем дело с людьми, которые чувствуют себя в регионе как временщики. Отработали в командировке – и уехали. Однако в каждом районе, и в самом городе Твери, и в руководстве области, есть коренные люди, которые, как бы ни разводила их текущая политическая ситуация, всегда будут общаться, хорошо друг к другу относиться и вместе пытаться решить возникающие проблемы.
Социолог Симон Кордонский, возглавляющий Школу полевых исследований Высшей школы экономики, посвятил несколько лет изучению того, как выживают районные центры и чем сплачиваются местные элиты. Он пришел к довольно четкому пониманию, что эти самые местные элиты никак не зависят от идеологических ярлыков, телевизионной картинки. И вообще – все, что происходит в регионах, гораздо глубже, интереснее и является часто более настоящим, чем схемы, разыгрываемые в Москве. Потому что здесь речь идет о людях, которые здесь жили, живут и будут жить.
Это могут быть почетные граждане, руководившие территорией еще в советские времена (как мы знаем, тогда отбор в так называемую номенклатуру был очень жестким, и, действительно, туда попадали очень способные люди). Это силовики – те, кто руководит борьбой с преступностью, часто видят изнанку жизни и пытаются наладить ситуацию (прежде всего речь идет о судейском корпусе, ФСБ, МВД, полномочном представительстве Президента, Прокуратуре и Следственном комитете).
И, разумеется, в регионах, там, где еще осталась своя работающая экономика (увы, не во всех региональных райцентрах уцелели эффективные предприятия), – это директорский корпус.
Пути, которыми местные элиты влияют на политику, довольно неформальные. Да, это часто бывают встречи на различных мероприятиях, на охоте, за столом. Но надо понимать, что «от людей не спрячешься», и все районные тайные интриги – это «секрет Полишинеля». Все равно найдутся те, которые растреплют на весь район, что решили их хозяева на заимке. Поэтому местная политика заведомо более простая и откровенная, чем политика «наверху».
КАК ЗАБЫТЬ О РАСПРЯХ?
Понятно, что сейчас эта местная элита, которая живет на тверской земле и планирует, что ее дети тоже будут жить тут, измучена переменами. Каждые четыре года приходится доказывать новому вышестоящему руководству, что ты тут не лаптем щи хлебаешь.
В общем, может, правда, настало время сплотиться и поддержать своих – в самом широком смысле этого слова. И, думаем, именно это хотят сказать своей инициативой авторы попавшего к нам в руки документа инициативной группы «Всем миром» по поддержке кандидатов партии «Единая Россия».
Тем более момент самый что ни на есть сверхсерьезный: и выборы губернатора, и депутатов Государственной Думы и ЗС. Как говорится, и себя показать, и региону оказать неоценимую помощь.
Мы согласны с авторами: кризис в стране требует консолидации всех здравомыслящих сил. Хоть тех, кто еще в состоянии консолидироваться.
Увы, региону категорически не хватает людей, не меняющих свою точку зрения в зависимости от политической конъюнктуры, не предающих тех, с кем они жили бок о бок годами, и планирующих жить на этой земле дальше.
Нам кажется, что нынешняя инициатива – это довольно актуальная попытка преодолеть этот моральный кризис. Или нет?
Мария ОРЛОВА