«Гагарин» – наш первый гуманоид
Энтузиасты ТвГУ учат роботов ходить, а школьников – любить физику
Поддержка юных техников и изобретателей – общественный тренд, который сегодня набирает силу, несмотря на кризис, санкции и другие проблемы общества. В стране постепенно открываются технопарки, проводятся научные фестивали, организуются профильные конкурсы
Но самое крутое, когда инициатива идет «снизу», от самих изобретателей, а не «сверху», от государства. Уже второй год на физтехе ТвГУ работает проект «Physica. Начало пути», где школьники и студенты на практике оттачивают свои знания в физике, занимаются на уникальном оборудовании. «Караван+Я» побеседовал с сооснователем проекта Арманом Исояном, студентом физтеха ТвГУ.
ЭКСПЕРИМЕНТ УКРЕПЛЯЕТ ЗНАНИЯ
– Как вам пришла идея создать проект «Physica. Начало пути»?
– На физтехе мы увидели много хорошего оборудования, лежавшего «мертвым грузом». Когда-то давно его закупили, но никто так и не освоил. Мы решили с ним поработать. По мере освоения новых знаний нам захотелось поделиться ими со школьниками. Так пришла идея создать обучающий проект, посвященный физике.
Сначала мы назвали проект «Школа юного физика», но потом решили переименовать в «Physica. Начало пути». Не хотелось делать аналог советских курсов радиотехники и моделирования. Нашей задачей было создать место, куда ребенок может сам прийти и на практике отработать знания, полученные на уроках физики. В школе учителя быстро «гонят» материал, изредка уделяя внимание практике. А когда ты сам проводишь эксперименты, вникаешь во все процессы, то наука становится ближе.
Декан физтеха Борис Педько поддержал нашу идею, выделил кабинет для работы. Вместе с университетом мы выиграли грант Министерства образования на развитие науки. В свою очередь, мы стараемся активно поддерживать факультет, выступая для абитуриентов на «Днях открытых дверей». Конечно, сложно совмещать работу над проектом, учебу в университете и общественную жизнь. В первую очередь мы студенты, а лишь потом преподаватели курсов, поэтому должны хорошо учиться. От уровня наших знаний зависят успехи наших юных учеников.
Сначала на наши занятия пришли три человека, но мы были рады и этому. Затем нас пригласили выступить на общегородском семинаре учителей физики. Там мы презентовали свои курсы по физике и программированию. Показали 3D-принтер и роботов Multiplo. Учителя заинтересовались, рассказали о нас в своих школах. Постепенно все больше ребят стало посещать наши занятия.
– Кто стоит у истоков проекта?
– Идея проекта принадлежит мне и моему однокурснику Никите Вострову. Мы являемся руководителями, организаторами и преподавателями курсов. Никита профи в 3D-моделировании и 3D-печати, а я веду курсы по теории программирования и робототехнике. Сейчас команда проекта «Physica. Начало пути» растет, обретая новых единомышленников. Сергей Васильев читает курсы по механике и общей физике, Александр Рисунков преподает «Введение в Arduino». За творческую составляющую и продвижение проекта отвечает Мария Маякова. Наша команда – это большая дружная семья!
«ГАГАРИН» ПОМАХАЛ РУКОЙ
– В чем специфика ваших курсов?
– На занятиях мы стараемся развить у детей индивидуальный взгляд на решение сложных задач. Наши курсы разработаны так, что учащиеся даже с нулевыми знаниями смогут начать осваивать программирование, 3D-моделирование и печать, роботостроение, теоретические основы многих разделов физики. Общение идет в форме диалога, через эксперименты мы вместе находим решение задач.
Мы проводим внеклассные занятия для школьников 9-11 классов: полгода – теория программирования, затем – применение знаний на практике с помощью «Джип-мобиля». Ребята могут самостоятельно запрограммировать основные команды: поворот направо/налево, мигание диодами, обороты вокруг своей оси. Увидев на практике, как машинка выполняет команды, ребята лучше усваивают теорию программирования.
Затем ребята сказали, что им интересны роботы. Мы стали осваивать и эту сферу. Робототехника сегодня – одно из самых перспективных и наукоемких направлений. Есть множество платформ программирования, а деталей и движков, из которых создаются роботы, еще больше. В основе «мозгов» – лежит контроллер DuinoBot из серии Arduino.
На грантовые средства мы купили Arduino. Никита углубился в 3D-моделирование, а я начал осваивать Arduino. В итоге мы показали ребятам, что можно собрать собственного робота, создавая «скелеты» на 3D-принтере. Чем более совершенные технологии нам удается освоить, тем более уникальные знания мы можем передать детям.
Изучив основы робототехники, мы решили создать «роботизированную руку» или InMoov. Начинали с создания пальца, постепенно усложняя конструкцию. Корпус руки напечатан на 3D-принтере, а у каждого пальца есть собственные координаты x, y, z. Благодаря Leapmotion пальцы «роботизированной руки» могут повторять движения человека в режиме реального времени. Технология еще не совершенна, но мы активно работаем над этим.
– Какими своими разработками вы больше всего гордитесь?
– Многие, наверное, видели разработку футуристов из Intel — «21st CenturyRobot». Робот Джимми, или старший брат, предназначен для профессионального научного использования. Именно с помощью таких роботов можно изучать особенности взаимодействия человека и интеллектуального устройства посредством голоса, жестов и т.д. К сожалению, его стоимость сегодня составляет 20 000$, а это резко ограничивает круг людей, имеющих возможность поработать с ним.
Цена младшей модели – 1600$. По словам создателей, она должна появиться в каждом доме, как смартфон. В идеале, через некоторое время можно будет скачать новое приложение, и робот станет переводчиком между вами и испанскими друзьями. Именно эту модель робота нам удалось приобрести, используя грантовые средства.
Собирали мы робота ровно сутки и назвали его «Гагарин», потому что это наш первый гуманоид. Десять часов непрерывной работы, и в итоге получился робот, которого мы научили ходить. В планах у нас научить его узнавать лица и говорить.
Продолжение темы читайте в материале «Город техников» и заметке о тематическом сборнике, посвященном конференции «Юные техники и изобретатели».
Виктория ВЕРЕСКОВА. Фотограф: Анастасия ЧИСТЯКОВА