Обветшалое наследие

24.02.2016, 09:22

В Твери решали, как спасти усадьбу Знаменское-Раек

10 февраля в приемной уполномоченного по правам человека в Тверской области Владимира Бабичева прошло открытое заседание ВООПИиК. Главной темой президиума стала охрана и реставрация жемчужины Торжокского района – усадьбы Знаменское-Раек. Сегодня лишь этот памятник архитектуры находится под охраной арендаторов. Остальные творения нашего гениального земляка Николая Львова – в заброшенном состоянии

 

«РУБЛЬ ЗА МЕТР» НЕВОЗМОЖЕН

 

Усадьба Знаменское-Раек – самая известная тверская усадьба, расположенная на трассе Москва – Петербург. Дворцово-парковый ансамбль был создан Львовым в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Глебову. До настоящего времени велись работы над проектом «Усадьба «Знаменское-Раек» с целью превращения усадебного комплекса в отель высочайшего класса…

Еще в советское время памятник архитектуры принадлежал тверскому заводу «Центросвар». При нем находился санаторий-профилакторий, где летом отдыхало до 100 человек. Завод восстановил в усадьбе два северных флигеля, заменил паркет, отапливал главное здание и содержал парк. Однако в 1994 году из-за финансовых трудностей завод оставил усадьбу. Вплоть до 2001 года за ней следили только местные активисты, и никакие работы не велись. А в 2001 году пришел московский арендатор. По договору аренды компания СИК «Конкор» должна была закончить ремонтные и восстановительные работы к 2015 году.

Позже усадьба была передана в руки дочерней компании – развлекательного комплекса «Яхрома» из Дмитровского района Московской области. Однако последние два года никакие ремонтные работы не велись. По словам арендаторов, основная причина – экономический кризис. Ранее они просили продлить сроки реставрации до 2016 года, чтобы завершить план. За все время деятельности, по их подсчетам, потрачено 90 млн рублей. Однако сегодня «Яхрома» просит расторгнуть договор аренды.

Этот вопрос обсуждали полтора часа. В заседании приняли участие члены президиума ТРО ВООПИиК под руководством председателя совета Владимира Бабичева и приглашенные лица: заместитель руководителя ТУ Росимущества в Тверской области Александр Кабликов, архитектор со стороны арендатора Алина Воеводина, председатель общества им. Львова Нина Беляева и другие. По итогам президиума было рекомендовано: провести мероприятия по определению точных границ усадьбы; пересмотреть вопрос договора аренды; описать предмет охраны памятника; определить, сколько арендаторами было получено выручки с коммерческой деятельности.

Несколько раз на президиуме упоминалась программа «1 рубль за 1 кв. м», вступившая в силу в 2012 году. Суть программы: объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном (руинированном) состоянии, предоставляется в аренду по льготной цене в 1 рубль за квадратный метр в год при условии его полной реставрации. Всего договор аренды заключается на 49 лет с дальнейшей пролонгацией. Одновременно инвестор подписывает охранные обязательства.

В прошлом году под эту программу попали 17 объектов культурного наследия Твери, среди которых Морозовские казармы, дома на улицах Советской, Жигарева и Радищева. Однако усадьба Знаменское-Раек пока не попадает под программу. Наверное, слишком большой перечень работ надо сделать, чтобы отреставрировать комплекс.

 

«МЫ МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ ЭТОТ ПАМЯТНИК»

 

Нина Беляева, руководитель общественной организации имени Н.А. Львова:

– Я живу недалеко от усадьбы и сама когда-то работала на заводе «Центросвар». Знаменское-Раек – усадьба, за которую я болею душой уже не первый десяток лет. Сама поднимала архивы и собирала все документы по архитектурному памятнику. После того как завод ушел, мы пережили холодную зиму 95-го года. Воду слили заранее, но батареи все равно не выдержали и стали лопаться. С тех пор усадьба оказалась в подвешенном состоянии.

Я пошла в ВООПИиК, когда ситуация была уже на грани. Так, я поймала одного товарища на вырубке сосны на территории усадьбы. Написала заявление, его оштрафовали. При этом у меня не было официальных бумаг, по которым можно было бы охранять усадьбу. Тогда мне выдали удостоверение ответственного секретаря по Торжокскому району в ВООПИиК.

По договору с комитетом по охране историко-культурного наследия я охраняла усадьбу с 1994 по 2001 год. На президиуме мы ставили вопрос о сохранении наследия Николая Львова. 27 октября провели съемку с места событий.

То, что арендаторы сотворили с усадьбой, ужасно: прекратили все реставрационные работы, вырубили десятки деревьев. Правда, посадили розы. Сейчас в усадьбе протекает крыша, здание перестало освещаться! Мы просто можем потерять этот памятник. Если арендатор расторгнет договор, то общество имени Львова готово взять под свою опеку охрану территории и самой усадьбы совместно с Тверским казачьим обществом.

 

«РЕЗКИХ МЕР ПРИНИМАТЬ НЕ БУДЕМ»

 

Александра Смирнова, заместитель председателя совета:

– Самый острый вопрос для всех сохранившихся усадеб Тверской области, и для Райка в том числе, – отсутствие гарантий для арендаторов. Также не описаны границы памятника и предмет охраны – поэтому очень сложно контролировать сохранность памятника. Это долгий и поэтапный процесс. А как только усадьба лишится арендатора и некому будет ее охранять, ее растащат по частям моментально. Поэтому мы просим арендаторов пока остаться и будем привлекать на помощь власть.

К сожалению, «Яхрома» («Конкор») заранее не согласовали свои затраты на усадьбу, и теперь их нельзя включить в счет арендной платы.

 

«ПАМЯТНИК ИЛИ САРАЙ – ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТРУКТУРАМ ВСЕ РАВНО»

 

Эдвард Човушян, меценат:

– Реставрацией памятников архитектуры занимаюсь с 1988 года. Скажу вам честно, деятельность эта неблагодарная. Те, кто думает, что мы – инвесторы и получаем огромную прибыль с объектов, глубоко ошибаются. Это меценатство чистой воды. По первой профессии я архитектор и занимаюсь этим только из-за большой любви к историческому архитектурному наследию! Во всем Тверском регионе большинство памятников архитектуры находится в руинированном состоянии. Их спокойно могут сжечь или растащить, никто не заметит.

Я восстановил несколько городских усадеб на улице Новоторжской и бульваре Радищева, которые сохранились для города. Последние мои проекты – усадебный комплекс в Чукавино под Старицей и дом Мартина в Затверечье, который был передан мне как научная библиотека. Причем со вторым памятником архитектуры большие проблемы. Договор аренды закончился еще в 2004 году. В итоге мне дали документ о «бессрочной аренде». Но это такая аренда, скажу я вам! За три месяца любого пользователя спокойно без предъявления причин могут попросить покинуть объект. Сейчас данный спор находится в суде.

Подчеркну, что технология передачи памятника в аренду сегодня не отработана. Чукавино было передано обществу «Возрождение» еще в 1995 году. Благодаря губернатору Зеленину ее удалось перевести из федеральной собственности в региональную. Поэтому нам удалось отреставрировать усадьбу: западный флигель, главный дом снаружи, восстановить восточный флигель. И сегодня из государственных усадеб в Тверском регионе Чукавино – одна из самых лучших.

Основная проблема всей этой сферы – несовершенство законодательной системы. Госструктуры существуют параллельно друг с другом и не пересекаются. Так, за качество реставрации отвечает Главное управление по охране объектов культурного наследия. А вот арендную плату берет Росимущество, и им, по сути, все равно, в каком состоянии объект. Более того, у них по документам все объекты приписаны словом «недвижимость» – будь то памятник или сарай. Разве это правильно?

Анастасия РОМАНОВА

41 0
Лента новостей
Прокрутить вверх