На носу 8 Марта, профессиональный праздник продавцов цветов. Ну и женщин, конечно же, которым эти цветы будут преподноситься. Сейчас цветочная вакханалия уже начинается – все торговые сети завалены цветами, в основном произведенными в Дании, Голландии и так далее.
В воскресенье, будучи в гипермаркете «Лента», я не удержалась, схватила на ходу букетик мелких розочек. Смотрю: страна происхождения Эфиопия (!!!), произведено в Нидерландах. Это какая должна быть логистика, чтобы воскресным утром на окраине Твери я купила эти абсолютно свежие, как будто только что сорванные цветы! Не поняла, их выращивают по заказу голландских цветочных магнатов эфиопские фермеры? Или из Эфиопии происходит именно этот сорт?
Как бы там ни было, Россия не вписывается в этот международный цветочный бизнес. И делается все, чтобы окончательно выкинуть ее даже с рынка свежих сезонных цветов – причем работают в этом направлении местные чиновники.
На прошлой неделе мы писали про одного тверского предпринимателя, 60-летнего азербайджанца, который уже 40 лет торгует цветами в нашем городе (и его отец занимался тем же самым). У него было 20 цветочных киосков в городе, один – рядом с моим бывшим домом, довольно крупный павильон за театром кукол. Так вот, все его 20 киосков, простоявшие 20 лет, признаны незаконными и снесены. А у мужика теплицы свои в пригороде, тюльпаны растил к 8 Марта…
Что это, какой-то новый передел рынка городской властью в пользу «своих»? Ведь аккурат перед праздниками, которые у цветочников год кормят, снесли. Правда, не видать этих самых «своих».
Вот во времена мэрства Олега Лебедева «Горзеленхоз» возглавляла Вера Хмелева. Так Тверь чуть было вся не расцвела. Проводились конкурсы на самый красивый балконный цветник, в том же парке Победы соорудили очень изысканную альпийскую горку, весной везде зацветали сортовые тюльпаны. Помню какое-то тогдашнее 8 Марта: на губернаторский прием для дам привезли тонны еще не распустившихся тюльпанов. Мне было жалко, что их выкинут, и, уходя, я забрала огромную охапку, поставила дома в ведро, и они росли у меня до начала апреля.
Ларьки и торговые павильоны – единственный шанс для местного производителя чего угодно, цветов ли, творога ли, сбыть свою продукцию. У них не такой объем производства, чтобы попасть в гипермаркеты. Зато это свежий качественный товар, работа для населения, доход для городского бюджета. Сейчас всем нам, жителям городов России, предлагают кормить не своих предпринимателей, а транснациональный капитал.
Вот такое импортозамещение…
Мария ОРЛОВА, главный редактор журнала «Бизнес Территория»