Это лето большинству жителей областной столицы вновь придётся коротать без горячей воды. Самое печальное, что подобная ситуация стала традиционной для нашего города.
Почему каждый год Тверь наступает на одни и те же грабли и можно ли выйти из этого замкнутого круга — мы и спросили у наших экспертов.
Станислав Петрушенко, депутат Законодательного Собрания Тверской области:
— На мой взгляд, городская исполнительная власть ничего не делает для решения этой проблемы. Фраза Иосифа Виссарионовича: «Кадры решают всё» — в этой ситуации актуальна, как никогда. На каждом рабочем месте должен работать профессионал своего дела, который разбирается во всех его нюансах. Ситуацию, в том числе в городском хозяйстве, надо просчитывать на несколько шагов вперед, чтобы предвосхищать возникновение подобных проблем и не допускать их возникновения.
Я понимаю, что сложности с погашением долгов за тепло периодически возникают и в других районах области, потому что котельные, построенные в советские времена, работавшие на производственные предприятия и на обогрев жилого фонда, сегодня нерентабельны. И для погашения этих выпадающих расходов муниципалитетам приходится брать кредиты. Но я считаю, это не совсем правильно, потому что такая схема не даёт развиваться коммунальному хозяйству и загоняет муниципальные власти в замкнутый круг. Недавно я был на выставке в Москве, там была представлена инновационная котельная, её КПД составляет 92%. Стоимость около 4,5 млн руб. Если установить подобные котельные в муниципальных образованиях, сразу получится значительная экономия средств, которые можно пустить на развитие. Вопрос в том, что закупить их под силу только региональной или федеральной власти.
Сергей Киселев, общественный деятель, почётный гражданин г. Твери:
— Я убежден, что подобные отключения неправомерны. И виноваты в них недобросовестные бизнесмены, которые должны предоставлять качественные услуги населению, а вместо этого стараются просто выжать из жителей Твери как можно больше денег, и администрация города, которой нужно в этой ситуации поставить вопрос ребром. Все подобные проблемы должны разрешаться на уровне власти, путём переговоров. А так ситуация напоминает террористический акт с захватом заложников, роль которых в этом случае играют тверитяне. Нельзя решать свои проблемы за счёт рядовых граждан, которые исправно платят за коммунальные услуги. Администрация города должна пересмотреть договор с ресурсоснабжающей организацией, выставить штрафные санкции и, в конце концов, расторгнуть с ними все договорные отношения.
Елена Юлегина, руководитель тверской областной общественной организации «Качество жизни», депутат Тверской городской Думы:
— Я считаю, что бесконечные проблемы с теплоснабжением связаны с тем, что в целом не урегулированы и не приведены в соответствие все звенья этой системы. Нельзя назвать лишь одну причину, по которой у нас возникает проблема с горячим водоснабжением. Это целый комплекс технического, экономического, договорного, организационного и правового характера. Поэтому, чтобы поставить точку в этом вопросе, надо приводить к единому знаменателю всю систему.
Я могу обозначить несколько самых крупных причин. Во-первых, сегодня ресурсоснабжающая организация называет причину срыва подготовки к осенне-зимнему периоду и горячего водоснабжения – неплатежи. Я не отрицаю, что эта проблема существует. Нам на Думу поступило письмо из ТКС с перечислением долгов. ТКС пишет о долгах в размере 881 млн 397 тыс. руб. Колоссальная сумма почти в млрд руб.! Конечно, если она должна была поступить в ресурсоснабжающую организацию и не поступила, то работать невозможно.
Часть этой суммы — долги наших городских предприятий перед ТКС – предприятием, которое даже ручки своей не имеет. И если эта компания пойдёт на банкротство (а я предполагаю, что, скорее всего, так и будет), то обманутыми останутся газовщики. Я считаю, что это неправильно, и долги надо отдавать. А в стабильной работе теплоснабжающей организации заинтересованы все жители Твери.
Данные, предоставленные ТКС, на мой взгляд, говорят о плохой работе сбытового подразделения этой организации. Потому что никакой конкретики по организациям-должникам в этой бумаге нет. А это значит, что никто серьёзно этой проблемой в ТКС не занимался. Например, львиная часть суммы, а точнее, 702 млн руб., отнесена к одной группе неплательщиков «Жилищные организации». Что подразумевают под этим тепловики? Оказывается, что помимо управляющих компаний сюда отнесли общежитие Минобороны, ведомственные общежития и управляющие компании административных зданий – то есть всё смешали в одну кучу.
В структуре долгов есть долги местного бюджета – около 2,5 млн руб. Кроме того, к ним можно отнести часть долгов жилищных организаций. Во-первых, МУП ТДЕЗ, учредителем которого является город. В Твери работают четыре крупные управляющие компании, которые тоже частично находятся в собственности муниципалитета.
Недавно прошло заседание комиссии по контролю деятельности администрации, на котором выяснилось, что муниципалитет ещё имеет подобные косвенные долги. Например, по каким-то причинам не заселено муниципальное жильё, однако коммунальные расходы на его содержание всё равно есть. Одна из управляющих компаний озвучила сумму долга в 8 млн руб. То есть если взять пять основных управляющих компаний, получается порядка 40 млн руб. долга за незаселённое жильё. Кроме того, существуют ещё долги нанимателей. То есть если в муниципальной квартире по договору найма живёт человек, и он не платит, например, за тепло, то согласно гражданскому законодательству ответственность за долги несёт собственник жилья – в данном случае муниципалитет. Я думаю, муниципалитету надо взять на себя ответственность за погашение всех перечисленных долгов, поскольку на карту поставлено благополучие горожан.
Что касается других групп должников, то тут тоже надо серьёзно разбираться. Хочу отметить совершенно вопиющую цифру – 3,5 млн долга по статье «Непосредственное управление». На заседании Думы я задала вопрос, что это за статья? У нас в Твери практически нет домов с непосредственным управлением, которые бы централизованно получали тепло и горячую воду. В этой таблице есть ещё графа, сколько по этой статье было начислено в месяц, – 8200 руб. Возникает вопрос, это ж сколько надо было не платить, чтобы образовался такой огромный долг?! Поэтому резонно предположить, что в эту статью Твери приписали долги других населённых пунктов области, котельные которых тоже находятся в ведомстве ТГК-2.
В то же время не могу не отметить, что, согласно данным ТКС, лучшим плательщиком является областной бюджет. На данный момент у региональных предприятий вся задолженность перед тепловиками погашена. На мой взгляд, это пример отличной работы областной власти в отличие от администрации Твери, которая этих долгов имеет немеряно. Однако если грамотно подойти к делу и разобраться в структуре долгов, проблему можно решить.
Сегодня жители Твери поставлены в совершенно безвыходную ситуацию. Многие не имеют возможности установить электрический водонагреватель и не столько из-за материальных проблем, сколько из-за технических возможностей, поскольку в домах старой постройки электросети не выдерживают такой нагрузки. В результате люди носятся с кастрюльками и расходуют тот же газ, который нужен для централизованного нагрева воды. Получается парадокс.
Между тем в прошлом году прокурором Центрального района был выигран суд, подтвердивший права граждан на бесперебойное снабжение теплоснабжающих структур газом. Суд вынес решение запретить газовикам прекращать снабжение газом муниципальные котельные. Поэтому я не понимаю, почему в нынешней ситуации газовики вновь этим грозят. На недавнем заседании городской Думы прокурор Фролов сказал: мы попробуем этим же путем вновь защитить права граждан. Я думаю, что у него это получится.
Однако все вышеперечисленные меры не могут глобально решить проблему. И если не привести в соответствие все звенья системы, ситуация с отключением горячего водоснабжения будет повторяться вновь и вновь.
Долгие годы наш тариф на тепло был ниже себестоимости. В результате образовывались выпадающие расходы – разница между тем, что платит население, и реальными расходами ресурсоснабжающей организации. В этом году в первый раз за последние десять лет администрация области попыталась эту «дыру» закрыть деньгами из областного бюджета. И я считаю, что это правильно. По этому пути надо идти и дальше. Если власть не может дать возможность населению зарабатывать достаточные средства, чтобы платить за реально потреблённое тепло, значит, нужно найти другой способ, чтобы привести в равновесие эту систему.
С другой стороны, мы не можем точно определить расходы энергетиков, поскольку данные, которые используются для расчёта тарифа, недостаточно достоверны. Коммерческих приборов учёта тепловой энергии, которые должны стоять у производителей тепла, практически ни у кого нет. Приборы учёта тепловой энергии, которые по 261-му федеральному закону должны быть поставлены во всех жилых домах, есть в лучшем случае у 10% домов.
Основная цифра, исходя из которой РЭК формирует тариф, — количество тепла, которое будет поставлено в город. Если у нас нет достоверной цифры, значит, тариф тоже недостоверен. Таким образом, для того чтобы тариф был реальный и экономически обоснованный, нужно установить приборы учёта тепловой энергии на всех коллекторах, поставляющих тепло.
Следующий момент заключается в том, что в системе теплоснабжения существует большое количество собственников. Есть ТГК-2 (дочерней компанией которой является ТКС), учредитель которой – группа «Синтез» — владеет магистральными сетями. Далее идут разводящие сети, находящиеся в трёх видах собственности. Муниципальные сети входят в структуру городского коммунального хозяйства. Есть сети, находящиеся в данный момент в конкурсной массе, принадлежавшие бывшей городской теплоснабжающей организации «Гортеплоэнерго». Несколько лет тому назад она обанкротилась, сейчас сети, владельцем которых она являлась, подлежат продаже. Тем не менее процесс банкротства растянулся на многие годы, а сети конкурсный управляющий сдаёт в аренду той же самой ТКС, получает арендную плату и живёт припеваючи. При этом эта арендная плата учитывается в тарифе. То есть часть денег за тепло, которые платят жители, идёт не на оплату газа или ремонт сетей, а на содержание предприятия, банкротство которого тянется уже почти десять лет. Между тем эту процедуру давно можно было бы завершить, но этого не происходит, потому что кого-то устраивает такое положение дел. Я предлагала на Думе внести изменения в закон о банкротстве, чтобы подобные ситуации пресечь на корню, но, к сожалению, моё предложение принято не было. Сейчас на сети «Гортеплоэнерго» могут претендовать два покупателя: муниципалитет либо ТГК-2. Однако, с моей точки зрения, город должен изъять эти сети из конкурсной массы, и ни о какой продаже речи идти не должно.
Есть ещё третья часть разводящих сетей – бесхозные. Вопрос с передачей их в собственность стоит уже почти 20 лет. Однако никто им не занимался. Между тем аварии в этих сетях наносят значительный урон по городскому хозяйству. Деньги на их обслуживание в тарифе не учитываются, поэтому ни бюджет, ни ресурсоснабжающая организация не хотят тратить средства на их ремонт. А это в свою очередь приводит к большим потерям тепла.
Четыре года назад наша организация взяла этот вопрос под свой контроль. Процесс передачи сетей не быстрый, но в любом случае согласно законодательству они перейдут на баланс муниципалитета. В 2009 году в муниципальную собственность было оформлено 44 км сетей, в 2010 г. – 100 км. И этот процесс продолжается. Городская Дума второй год закладывает деньги на ремонт бесхозных сетей тепло- и водоснабжения. Поэтому можно сказать, что подвижки есть, но об окончательном решении проблемы говорить пока рано.
Ещё один подводный камень, который осложняет ситуацию, – отсутствие договорных отношений между участниками рынка теплоэнергетики. У нас практически ни одна из управляющих компаний не имеет договора с ТКС. О каких взаимных претензиях в этом случае может идти речь. Сейчас в городе создана новая компания ООО «Тверьтепло» (хотя, я считаю, что она не решит ни одной из проблем, которые я сейчас назвала), тем не менее она создана и должна будет, на мой взгляд, подписать письменный договор с каждым из потребителей. Это колоссальная работа, но будет ли она проведена новой компанией — большой вопрос.
Записала Елена ПАВЛОВА