Перемена губернаторов на переправе

15.03.2016, 10:54

Тверская область и Игорь Руденя продолжают узнавать друг друга

На открытии духовно-просветительского центра при храме в Тургиново

Итак, Тверская область замерла в ожидании. Первая неделя правления нового врио губернатора Игоря Рудени ознаменовалась обострением интриг внутри местного сообщества при почти полном отсутствии информации о дальнейшем плане действий. Да и «вживую» «нашего нового» еще мало кто видел

 

«ДЕРЖАТЬ НАРОД В СОСТОЯНИИ НЕПРЕСТАННОГО ИЗУМЛЕНИЯ»

 

Вынесенная в подзаголовок цитата из нашего великого земляка и вице-губернатора М.Е. Салтыкова-Щедрина о задаче власти лучше всего характеризует обстановку в Тверской области на прошлой неделе.

Околополитическая публика справилась с первоначальным чувством шока после назначения врио. Справиться было нелегко. Рассказывают, что за несколько дней до назначения Игоря Рудени вице-спикер Госдумы и наш депутат Владимир Васильев сказал своим тверским коллегам: кандидатура на губернатора согласована, и все будут ею довольны.

Когда 2 марта появилась информация о том, что Шевелева все же сняли,что и.о. губернатора Тверской области назначен Руденя Игорь Михайлович, все тверские элиты сначала, во-первых, не поверили, а во-вторых, начали звонить друг другу и спрашивать, кто это. Владимир Васильев вместе с генералом и ректором Сельхозакадемии Олегом Балаяном в этот день поздравлял ржевских ПВОшников с днем освобождения Ржева. По свидетельству очевидцев, Владимир Абдуалиевич, услышав, кого назначили и.о. губернатора, сразу же начал названивать куда-то. И вид у него был озадаченный.

«Мы так поняли, что это не тот, кому мы должны радоваться», – резюмировали элиты. Однако уже через день именно Владимир Васильев представлял Руденю тверскому истеблишменту. И именно он поехал с новым врио губернатора на прорыв теплотрассы на Соминке, на открытие духовно-просветительского центра в Тургиново, и далее везде.

 

НОВОСТИ «ИЗ-ЗА СТЕНЫ»

 

А вот последние новости из администрации Тверской области. Сразу же после приезда нового врио был уволен зам по ЖКХ, теплоэнергетике и т.п. Сергей Отрощенко (тот самый, который предложил зампреду Газпрома Валерию Голубеву отложить встречу с Шевелевым до апреля – мы писали об этом фантастическом письме Отрощенко в прошлом номере). Газовые махинации были в сфере его ответственности. И приостановка газификации региона – отчасти его вина.

Несмотря на отчаянные попытки удержаться на должности, вроде бы уволен первый замгубернатора Сергей Дудукин, «творец» провальных рейтингов Шевелева, сумевший поссорить его со всеми, от местных элит до Администрации президента… Не говорим, что он уволен точно, поскольку данные из разных источников расходятся. Очевидцы утверждают, что после заявления об отъезде в Рязань Дудукин еще несколько ней фигурировал в областной администрации. То ли сдавал дела, то ли пытался как-то вписаться в избирательную кампанию. Судя по всему, в Рязани его никто особо не ждет, а тут, видимо, образовался какой-то бизнес, девушки и т.п.

Перед этим напрямую губернатору была переподчинена Людмила Иванова, начальник аппарата. Это опытнейшая чиновница, которая долгие годы выживает в разного рода административных «террариумах». Пожелаем ей успеха.

Пресс-секретарь бывшего губернатора Шевелева Лидия Пресайзен, кажется, возвращена обратно в пресс-службу. Единственное недавнее упоминание о ней в центральной прессе, с которой, по идее, должен контактировать пресс-секретарь губернатора, – это ссылка на сделанное ею в конце февраля заявление, что «график губернатора Шевелева расписан на два месяца вперед».

По слухам, пресс-служба с непривычки стонет: работать приходится до двух часов ночи. Мы от них ничего не получаем, поэтому над чем они работают – сказать не можем. Судя по сообщениям официальных газет, информационная политика пока та же. Только фамилию «Шевелев» в пресс-релизах поменяли на фамилию «Руденя».

«Дрессировкой» пресс-службы, насколько нам известно, занимается приехавший с врио губернатора политтехнолог Андрей Ищенко. Коллеги из Москвы характеризуют его как человека умного и адекватного. Ищенко, как нам рассказали наши источники в федеральной «Единой России», вел кампанию кандидата в мэры Ярославля единоросса Якушева, когда тот проиграл кандидату от оппозиции Евгению Урлашеву. Правда, говорят, там было сложно что-то сделать – Ищенко поздно приехал, уже ко второму туру.

 

Сам Игорь Руденя якобы приходит на работу в 8 утра, уходит в 10 вечера, пытается разобраться в происходящем, составить личное мнение обо всех тверских персоналиях. Что в принципе невозможно: у нас в Твери специфический народ, облить ближнего грязью – национальный ритуал. Поэтому ничего хорошего ни о ком он не услышит.

 

«ТЕРРАРИУМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ»

 

Я работаю пишущим о региональной политике журналистом так долго, что довелось мне наблюдать, как заходили на правление Тверской областью четыре губернатора: Платов, Зеленин, Шевелев. Теперь вот Игорь Руденя…

И есть одна закономерность, которую я сейчас попробую описать. Каждый губернатор пытается переформатировать общество под себя, абсолютно не представляя, как это общество устроено. Все четверо были для Твери чужаками, и все четверо наступили в одни и те же лежащие на дороге грабли. А именно – на тверской национальный характер.

В нашем благословенном городе, как нигде, развита неприязнь к друг другу. Причем чем дольше люди друг друга знают – тем глубже неприязнь. Если где угодно аргумент «да я его тысячу лет знаю» всегда звучит в положительной коннотации, как рекомендация, то в Твери это сопряжено с негативом.

Зеленин, когда начал работать в Тверской области, поставил на должность зама по внутренней политике политтехнолога из своего штаба, ученую женщину, кандидата психологических наук Наталью Беленко. И она, чтобы разобраться, кто в области есть кто, решила воспользоваться консультациями близких ей по духу университетских преподавателей: Андрея Чернышева, Сергея Голубева и т.д. Увы, самосознание у наших университетских людей достаточно депрессивное. И то, как они сами себя ощущают, эти консультанты ловко спроецировали на других.

Они быстренько объяснили тетеньке, что элиты в Тверской области нет, все вокруг – жалкие ничтожные личности и земляные червяки, поэтому можно их скручивать в бараний рог. Ну, она и начала скручивать. Первые полтора года противостояния с тверской элитой стоили Зеленину репутации. И когда через года четыре он все же решил исправиться, мы-то ему поверили, а в Москве мнение уже сложилось…

Шевелев со своим верным первым замом Дудукиным пошли еще более глупым путем (Зеленин-то хоть сам был умным и умел дать задний ход, в частности, поменять диксредитировавшего себя зама – а Шевелев на это был неспособен). В общем, они решили составить мнение о влиятельных людях области, куда их десантировали, по общению со всякими ошметками журналистского мира. (Дудукин войдет в историю нашего «города Глупова» тем, что развел при власти абсолютно грязный и беспринципный тролльчатник. Вероятно, эти неприятные люди были ему социально близкими – как кандидату наук Беленко вузовские преподаватели.)

И представляете, какую картину окружающего мира нарисовали Шевелеву и Дудукину эти глубоко ущербные люди! Я многих из них знаю накоротке долгие годы и всегда поражалась черноте их фантазий. Они тоже судят о мире по себе. А их самоощущение, наверное, вообще что-то запредельное. Тут не просто «жалость и ничтожество, никчемность и лузерство», как у вузовских деятелей. Тут глубины всех возможных пороков… Внушаемому Шевелеву налили в уши столько дерьма, что, наверное, он с радостью его сейчас выковыривает.

Новый врио Руденя в Тверскую область приехал нежданно-негаданно. Источников информации у него никаких, кроме сотрудников еще шевелевской команды. Сейчас часть этих людей еще сражается на проигранной войне: говорят, у них всерьез бытует мнение, что Шевелева возможно вернуть на пост губернатора. А часть просто пытается отсидеться на своих местах, не высовываясь. В любом случае картина мира у них весьма искаженная.

Я лично не знаю, как они собираются выпутываться из этой ситуации – Руденя и его политтехнолог Андрей Ищенко. Но это будет забавный кейс для моей будущей книги про тайные страницы тверской политической истории.

 

«КОМСОМОЛЬЦЫ ВСЕ ДОВОДЯТ ДО КОНЦА»

 

Нынешняя предвыборная кампания, как губернаторская, так, еще в большей степени, выборы в Законодательное собрание, – это, можно сказать, последний бенефис тверской партхозноменклатуры, той самой, что выросла в комсомольские времена. Их старшие товарищи из обкома и райкомов КПСС уже на пенсии. А бывшие комсомольцы стремительно к ней приближаются. И уйти на пенсию с госслужбы означает обеспечить себе к пенсии существенную прибавку. В ЗС тоже неплохо попасть – чтобы тебя подольше не списывали с корабля истории.

Помню, как на прошлых праймериз «Единой России» перед выборами в ЗС 2011 года конаковский депутат всех времен и народов Надежда Егорова мотивировала необходимость проголосовать за нее тем, что у нее высокое давление и таблетки стоят дорого. И ведь проголосовали же!

В этот раз к подобному аргументу прибегнет еще больше «политиков». Никто из них не стал моложе. Никто не обучился ничему полезному. Сейчас все начали обычное соревнование: кто первым добежит до президиума и усядется там. Не удивлюсь, если мы увидим все те же немолодые лица.

Номенклатура, родившаяся во времена послевоенного «бэби-бума», многочисленна и не собирается уходить. Поколение, идущее следом, всю жизнь проходило на вторых ролях, и уж не знаю, способно ли перейти на первые. Глядя на «второй эшелон» тверских околопартийных и околоадминистративных деятелей, понимаешь, что город и область им доверить нельзя. Что бывает, когда человек из «второго эшелона» вдруг внезапно попадает на первые роли, в годы шевелевского правления мы увидели на примере министра по работе с территориями Евгения Ткачева. Пока он заведовал подачей кофе и печенек в исполкоме «Единой России», он был на своем месте. Но, начав выстраивать муниципальною политику, наворотил такого, что теперь и не разобраться свежему человеку.

Собственно, в двух словах внутренняя политика Тверской области последние 20 лет – это борьба между теми, кто бежит в президиум для того, чтобы, усевшись, ничего не делать, только надувая щеки. А также теми, кто идет во власть что-нибудь «попилить». Это было основным конфликтом времен Платова, Зеленина, и особенно – Шевелева. Слова о работе на благо области, привлечении инвестиций, развитии территории если и произносятся, то неискренне. Пожалуй, только во времена «позднего Зеленина» эти разговоры перестали восприниматься как «маргинальный идеализм». Но тут-то его и сняли.

Уверена, найти тверских людей, заточенных на развитие, а не на собственную выгоду, можно. Но для этого надо перестать перебирать затертую комсомольскую колоду.

 

ИГРА НЕ ЗАКОНЧЕНА

 

Победить на выборах губернатора Игорю Рудене будет очень тяжело. Он должен показать какой-то результат за три месяца, до тех пор, как в мае начнется официальная предвыборная кампания. Сроки сжаты до предела, и, кстати, две недели из отпущенных ему трех месяцев уже прошли.

Сейчас видно одно: Руденя, которого многие называют ставленником «Газпрома», решает застарелую «газовую проблему». Он дал команду изменить бюджет и в рамках столичного статуса Твери перечислить городу 150 млн на ремонт теплотрасс. (Штука в том, что еще в позапрошлом году, при прежнем сити-менеджере Валерии Павлове, теплотрассы ремонтировал на свои деньги «Газпром». Но и то, что уже начало происходить, неплохо. Прежняя региональная власть рвущихся в областном центре теплотрасс в упор не видела.)

Возможно, нынешний врио губернатора наконец встретится с зампредседателя «Газпрома» Голубевым, и снова возобновится газификация Тверской области, приостановленная из-за упрямства и дурного характера предыдущей власти.

В элитах есть какие-то надежды на перемены. Но убедить обычных, неполитизированных жителей региона, что надо проголосовать за Игоря Руденю, – задача почти нерешаемая. А значит, игра за пост губернатора еще не закончилась. Будем наблюдать за развитием событий.

Мария ОРЛОВА

45 0
Лента новостей
Прокрутить вверх