Как скажутся федеральные нововведения на цене пакета молока?
10 марта в силу должен был вступить приказ Минсельхоза России о дополнительной ветеринарной сертификации молока. Он обязывал молочников «немедля» оформлять ветеринарные сопроводительные документы на каждую партию молока в пакетах
Крупные игроки молочного рынка взбунтовались и попросили отозвать приказ: «Эта мера может привести к росту цен на молоко минимум на 10% и возникновению дефицита. Затем и президент Путин заявил о недопустимости роста цен на молоко.
В итоге министерство выступило с разъяснениями: в отношении пакетированного молока приказ вступит в силу лишь в 2018 году. Да и сам приказ решили все-таки доработать.
«Караван+Я» спросил у производителей и переработчиков молока в Тверской области, как на них скажется новый приказ, целесообразно ли его введение, увеличится ли цена на пакетированное молоко?
Многие тверские «молочники» еще не успели ознакомиться с нововведением. По этой причине отказались давать комментарии такие крупные структуры, как Торжокский молочный комбинат «Тверца» и ЗАО «Калининское». Другие обозначили свое отношение к приказу – в основном оно стало негативным.
«ВЕТЕРИНАРНЫЙ ПУНКТ – В 30 КИЛОМЕТРАХ ОТ ФЕРМЫ»
Евгений АФАНАСЬЕВ, заместитель генерального директора ООО СКОПА» (Сонковский район):
– У нас своя ферма по производству живого молока. Переработкой мы не занимаемся, поэтому нас изменения коснутся мало. Отмечу, что мы и так с каждой партией молока отправляем сопроводительные ветеринарные документы. Сейчас в сертификате указывается объем продукции на каждую партию, ветеринарные осмотры скота, соответствие молока стандартам. Возможно, в дальнейшем эти данные будут вводиться в электронную базу, а также будет указано, чье это молоко и куда оно «поехало».
С помощью этого закона государство пытается контролировать переработку молока, исключить «молочные подделки». Чтобы люди понимали, какое молоко может стоять 3-5 дней и потом загустевать в кефир, а какое превратится в горькую жижу. На стоимости молока, думаю, нововведения никак не отразятся.
Другое дело, что сейчас законопроект недоработан. Мы и так раз в месяц ездим в ветеринарную службу и проверяем всю свою продукцию. Делаем прививки скоту. Ветеринарный пункт находится в 30 километрах от нашей фермы. Представляете, если мы будем проверять скот каждый день?! Никчемное это дело – только потратим время и деньги на бензин.
«ПОЛУЧИТСЯ, КАК ВСЕГДА?»
Николай МИЛОВ, директор АООТ «Максатихинский маслозавод»
– Скажу кратко – это очередной сбор денег с представителей бизнеса. Официально данный законопроект нацелен на обнаружение и изъятие контрафакта, которого в стране, не побоюсь сказать, – 50%. Сегодня есть определенные меры по контролю молочных продуктов, но их недостаточно. Однако фактически, думаю, это превратится в банальные поборы, так как наша законодательная система далеко не совершенна. В результате найдутся те, кто будет на этом «благом деле» зарабатывать.
«СМЫСЛА В ЭТИХ БУМАЖКАХ НЕТ»
Валерий ИЛЬИЧЕВ, директор ООО «Компания Продвижение» (бренд «Молочная здравница», Конаково):
– Ветеринарное освидетельствование представляет собой проверку уже готовой продукции на микробиологическое обследование, которое длится более суток. Материал должен «созреть». Здесь сразу возникнет ряд проблем. Главная – если молоко натуральное, а у нас продукт хранится 3-5 суток, то распространение в розничных сетях значительно усложняется. Кому нужна продукция, у которой срок годности подходит к концу?!
Второй момент – молоко в большом объеме должно где-то храниться, а обычные склады для этого не предназначены.
В-третьих, ветеринарных служб намного меньше, чем производственных и перерабатывающих предприятий. Возникнут огромные очереди, и натуральный скоропортящийся продукт пропадет вовсе.
В результате есть два пути решения проблемы. Либо народ будет покупать только «мертвое» (стерилизованное и восстановленное) молоко, которое хранится более 10 суток, но при этом имеет то самое ветеринарное освидетельствование. Либо получится обычная профанация – производители будут платить деньги, без проверки получать штамп в документах и поставлять молоко в магазины.
Но зачем нужна такая система? Введение таких мер грозит лишь одними затратами и нервотрепкой. При этом цель – отделить добросовестных производителей от фальсификаторов – не будет достигнута. Власти могут предложить еще и третий вариант: «Везите товары в магазин, а мы параллельно проверим». Но это большой риск! А если что-то не пройдет по качеству – как всю партию потом отзывать?! С точки зрения логистики здесь все не так просто. Весь закон трещит по швам!
Замечу, что из одной партии молока у нас делается 20–30 направлений продуктов. Не легче ли один раз проверить эту партию у производителей или сбытовиков? И у них также есть проблемы с проверкой: в частности, лаборатории порой находятся в десятках километрах от ферм, или ветеринарная служба одна на весь район. Здесь тоже надо решать проблему!
По стандартам наша компания и так еженедельно проходит планово-производственный контроль на все продукты. Да и сами покупатели могут взять любой пакет молока в магазине для проверки на качество. Поэтому введение подобного законопроекта лишь возложит на производителей и переработчиков дополнительную нагрузку: найм персонала, затрата времени, увеличение рисков, поиск площадей для хранения – и в результате цена на продукт вырастет.
«МЫ ВСЕГО ЛИШЬ ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ»
Михаил ФЕДЮНИН, председатель кооператива СЗСПК «Бежецкая буренка»:
– На нас введение приказа дополнительного ветеринарного контроля не скажется, так как мы являемся «перевалочным» пунктом закупки молока: очищаем от примесей, охлаждаем и распределяем сырье переработчикам. У себя, конечно, имеется небольшой аппарат по производству кефира, пакетированного молока, творога. Но наши небольшие объемы (200–300 литров) мы распространяем только для жителей Бежецка. Дальше наша продукция не идет.
Анастасия РОМАНОВА