Около 20.00 в пятницу, 25 марта, в Максатихе неизвестный разбил окно и с улицы бросил гранату РГД-5 в здание администрации района. Взрыв произошел в кабинете замглавы администрации.
Есть подозрение, что происшествие связано с тревожной ситуацией в Максатихинском районе Тверской области, сгенерированной командой теперь уже бывшего губернатора Тверской области Андрея Шевелева.
В 2015 году по указанию из Твери глава района Николай Ильин и глава администрации Вячеслав Елиферов были отстранены от исполнения должностных обязанностей, их функции стала выполнять группа выходцев с Кавказа под управлением предпринимателя Маила Гулиева. Кавказский односельчанин Гулиева в это время работал в тверском минтере и курировал Максатиху. Эксперты посчитали, что смена власти происходит под давлением «лесной мафии». Еще недавно Максатихинский район был центром контролируемого мафией анклава незаконной заготовки древесины. В этот процесс были вовлечены почти все местные руководители, включая полицейских.
Однако проведенные спецоперации силовых ведомств из Твери и Москвы позволили прекратить этот криминальный промысел. Во многом это стало возможным благодаря Александру Мирошниченко, генерал-лейтенанту ФСБ, в свое время одному из руководителей легендарной группы «Альфа», и генералу МВД, тверскому депутату в Государственной Думе Владимиру Васильеву.
Тверской областной суд признал незаконным отстранение руководителей Максатихинского района Николая Ильина и Вячеслава Елиферова и восстановил их в должности. Естественно, некоторые персонажи, связанные с ОПГ, восприняли это негативно. В середине февраля 2016 года при участии областной власти был устроен митинг – майдан по-максатихински, на котором выступил, в частности, замминистра областной администрации Андрей Зайцев.
Ситуацию комментирует Геннадий Климов, политолог, владелец еженедельника «Караван+Я», который хорошо знает ситуацию в районах Тверской области.
– Геннадий Андреевич, пресса пишет: Игорь Руденя заявил, что взрыв в Максатихе «стал апогеем противостояния нескольких групп власти в администрации района». Что это значит?
– Я не знаю, что это значит, и не уверен, что Игорь Руденя это говорил. Мы судим по тому, что написали журналисты из губернаторского пула, созданного еще предыдущей рязанской командой бывшего губернатора Шевелева. Я не уверен, что они точно передают слова Игоря Рудени.
Если говорить по существу, то причину теракта в Максатихе следует искать не в районе, а в стенах областного правительства. Именно деятельность министерства по работе с территориями и привела к ситуации, когда в Максатихе почти год не было легитимной власти. Сейчас законность власти восстановлена благодаря четкой работе областного суда и судебных приставов. Думаю, что организаторы этого преступления сейчас и пытаются формировать мнение нового руководителя региона. Они же ближе к уху.
Это вообще проблема власти – обеспечение преемственности. Сегодняшние события в Максатихе имеют давние причины, они возникли еще лет 15–20 назад. Тогда там орудовали мафиозные кланы, получающие большой доход от нелегальной заготовки леса. Район удаленный, есть объездные дороги в Московскую область. Много времени у силовиков ушло на то, чтобы вернуть этот анклав под юрисдикцию государства. Но прошло время. Сотрудники силовых ведомств, которые этим занимались, ушли на повышение или в отставку. Команды в областном правительстве, занимающиеся внутренней политикой, менялись раз десять. Кто-то из тогда осужденных вышел с зоны, «отмотав» свой срок, кто-то из бандитов перешел в статус чиновников. При Шевелеве возникла система торговли должностями, в том числе муниципальными. А тут еще в Максатихе на всех должностях оказались интеллигенты… Ну и мафиозные кланы решили отжать власть. В этом – вся проблема.
– «Этот инцидент положил начало всей ревизии качества управления в муниципалитетах нашей области», – сказал глава региона. Это серьезное заявление или обычная декларация, к которым мы привыкли за последние годы?
– Время покажет. Сейчас как мы можем об этом судить? На уровне муниципального управления накопилось огромное количество проблем. Там две беды: иждивенчество и управленческая беспомощность многих местных глав. У нас застарелые проблемы в Оленинском, Пеновском, Осташковском, Бологовском и многих других муниципалитетах. Есть просто проблема легитимности. Губернатору надо решать эти вопросы. Но как? Теми методами, что пытался Шевелев? Или все же выстроить цивилизованные системы поиска и подготовки кадров, открыть кадровые лифты путем прямых выборов? Только слабые губернаторы боятся сильных глав муниципалитетов. Сильному-то чего бояться, сильный опирается на сильных.
– Ходят слухи, что Игорь Руденя находится в кадровом ступоре и не может подобрать себе зама по внутренней политике? Это так?
– Да. Примерно так. Это очень сложный выбор. Если других замов он может назначить сам, то кандидат на должность зама по внутренней политике проходит согласование в Администрации президента. А там свой «клуб». Кроме того, кандидат должен знать местные реалии и людей местной элиты. А здесь есть ловушка. Надо различать около-властную тусовку и региональную элиту в более широком смысле. В тверской тусовке сложились дурные нравы, которые непременно возродятся, если внутренней политикой будет руководить подобный традиционный функционер. Нужны новые люди, новые идеи, новый стиль. И связи в Москве, без них никак. Найти тверского человека в элите, но за кругом околовластной тусовки – почти невозможно. Откуда Игорь Михайлович Руденя о таком человеке узнает, если все его сегодняшние представления о регионе формируются со слов окружения, сложившегося еще при предыдущем губернаторе-неудачнике? Привести иногороднего пиарщика? Уже привозили много раз. Результат был отрицательный. Да и нет времени – выборы в сентябре. Поэтому время идет, а решения нет.
– Вы знаете таких людей? Могли бы помочь губернатору?
– Знаю. Таких людей единицы, совсем мало. Тех, которые умеют. Спросят – скажу, не спросят – помолчу. Желающих, но не умеющих в Твери избыток. Сейчас в виртуальном «предбаннике» нового губернатора набилось так много людей, что они уже скоро поломают друг другу ребра. Такое ощущение, что у традиционной тверской тусовки наступил последний шанс себя продать подороже. Это как мне иногда звонят соискатели в редакцию и начинают с вопроса: а сколько вы будете платить? При этом никто не начинает с рассказа, а что он умеет делать. Тверская околовластная тусовка в основном состоит из таких соискателей. Сейчас у них трудные времена.
– Как вы думаете, чем закончится история в Максатихе?
– Так она уже закончилась. Те, кто рвался к власти, показали свое лицо. Силовики там сейчас пытаются снизить накал, они возбудили уголовное дело по статье «хулиганство». Но это временно – думаю, дело переклассифицируют в террористический акт. Силовая машина начала работать, и порядок в районе будет восстановлен. Тот, кто бросил бомбу в учреждение власти, вероятно, забыл, что сейчас не 90-е годы. А у нового губернатора появился повод почистить свою администрацию. Скоро он будет иметь более адекватную реальности информацию. В этом я уверен.
Ирина СМИРНОВА