Станислав Петрушенко: «Система должна повернуться лицом к людям»

29.03.2016, 11:37

Депутат заксобрания – о новой практике исполнения законов

Суровость законов в России, как известно, смягчается необязательностью их исполнения. На эту тему в народе бытует множество поговорок. «Закон что дышло, как повернул, так и вышло» – пожалуй, самая мягкая из них. В переводе на современный язык это означает: основная нагрузка при реализации закона ложится на исполнительную власть.

 

Часто бывает так: депутаты законодательных органов ломают головы над законопроектами, бьются в спорах, вносят поправки. А затем хороший, нужный закон ложится под сукно нерадивого представителя исполнительной власти.

Кто виноват, понятно. А вот что делать?

Свой вариант решения проблемы предлагает депутат Законодательного собрания Тверской области, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Станислав ПЕТРУШЕНКО.

Он полагает, что каждый законопроект должен иметь в своем составе часть, регламентирующую его исполнение.

 

ЛЮДИ ЖАЛУЮТСЯ НА ВОЛОКИТУ

 

– Станислав Анатольевич, в чем суть вашей законодательной инициативы?

– В Законодательном собрании области я работаю четыре года, до этого избирался в Собрание депутатов Лихославльского района. Много времени провожу в округе, веду прием жителей, знаю, чем люди живут. Я пришел к выводу: жители страдают не от «плохих» законов, а от их неисполнения. Примеров этому множество.

Значит, что требуется? Чтобы в законе была прописана процедура его исполнения.

Для этого Заксобрание должно принимать не только законы, но и регламенты по их выполнению. Это будет организовывать работу исполнительной власти.

– Избиратели в округе жалуются больше на действия или на бездействия местной власти?

– Люди жалуются на волокиту, на произвол и равнодушие чиновников. Человек, оставаясь один на один с представителем власти, часто теряется, не зная своих прав.

– А сейчас как законы исполняются?

– Сейчас процедура следующая. Человек приходит в муниципалитет со своей проблемой. Там есть регламент работы с обращениями граждан. Возьмем, например, выделение земельных участков многодетным семьям. Закон принят на федеральном уровне, затем на областном и должен реализовываться исполнительной властью региона. Заявитель должен принести набор документов, затем идет процедура их рассмотрения.

На деле все гораздо сложнее: с человека требуют дополнительные документы, всячески затягивают сроки.

Почему? Потому что исполнительная власть сама утверждает для себя регламент решения задач – соответственно, выделяет больше времени для рассмотрения заявки и для отказа. Чиновник знает, что если затянет со сроками, то будет наказан надзорными органами. Поэтому он и делает сроки максимально долгими. А страдают жители.

– Эту систему можно изменить?

– Можно. Мое предложение заключается в следующем: любой закон предусматривает обязанности, ложащиеся на органы исполнительной власти. Если законопроект вносит губернатор, он должен внести и порядок рассмотрения обращений граждан, где все четко прописано: какие документы необходимы, сколько времени рассматривается заявление, какие могут быть причины отказов.

– Вы верите, что такой закон будет действовать?

– Верю. А почему нет? Посмотрите: сегодня многое меняется в лучшую сторону. У каждого федерального органа сейчас есть личный кабинет. Многое можно оформить, не обращаясь лично в органы власти или федеральное ведомство. Например, получить информацию о состоянии пенсионного счета. Осталось добиться того, чтобы все структуры взаимодействовали между собой. А не так, что «вы принесите еще справку, а потом еще одну, и так далее». Все можно запросить без участия заявителя. Это мы должны прописывать в регламенте к законопроекту.

У нас очень хорошо работает вертикаль власти. При этом горизонталь работает очень плохо. Мы обязаны научить ее работать. Это можно сделать, только принимая законы с регламентами, которые необходимы для их выполнения.

Вот налоговая служба сейчас позиционируется как сервисная служба, то есть организация по оказанию услуг. Прогресс налоговой службы налицо: человек меньше тратит времени на общение с сотрудниками, убирается коррупционная составляющая. Мы научили работать систему в налоговой службе.

 

«ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО ЧЕТКО»

 

– Любой региональный закон должен соответствовать федеральному закону. Здесь есть соответствие?

– Моя инициатива не противоречит Конституции Российской Федерации, а это главное.

– Исполнительная власть вряд ли обрадуется вашему законопроекту.

– Уверен, что в конечном итоге польза будет для всех – всех ветвей власти, а главное, для населения. Мы работаем для людей. Давайте не будем об этом забывать!

Пока что законы исполняются не слишком усердно. Вот достаточно жесткий, но наболевший закон «Об ограничении реализации спиртных напитков». В нем установлено множество ограничений на реализацию алкоголя. При этом даже в Твери есть места, где спиртным торгуют буквально за 20 метров от дошкольных учреждений. Круглосуточно! О каком исполнении закона здесь можно говорить?

– Коллеги вас поддерживают?

– Мы обсуждали инициативу, в беседах многие поддерживают.

– А противники у вашей инициативы могут быть?

– Скорее, оппоненты. Но мы будем обсуждать, искать точки соприкосновения. Думаю, расхождения могут быть в деталях. Общая цель у всех депутатов одна. На самом деле депутаты никогда не идут вразрез с желаниями избирателей. Не бывает такого, что все сорок депутатов против или все за. Трудно, наверное, поверить, но депутаты мало чем отличаются от населения. Они также обращаются в различные органы власти, федеральные структуры и также страдают от неисполнения законов.

– Как можно оформить вашу законодательную инициативу? В виде законопроекта?

– Можем оформить как законопроект, принять на Законодательном собрании как инициативу и направить в Государственную Думу РФ.

– Кто будет писать регламент?

– Писать регламенты к законопроектам должна исполнительная власть – если это ее законопроект, но мы коллег из муниципалитетов и правительства обязательно поправим – уменьшим срок рассмотрения обращения граждан, скорректируем список документов, уточним причины отказа. Все должно быть предельно четко.

– Какова конечная цель вашей инициативы?

– Я хочу добиться того, чтобы система повернулась лицом к простому жителю, чтобы, придя в государственную структуру, человек быстро получил необходимую услугу и остался доволен. Поверьте, в этом заинтересованы абсолютно все.

Беседовала Марина ШАНДАРОВА

9 0
Лента новостей
Прокрутить вверх