«Дураки» всей страны, объединяйтесь!
Режиссер Юрий Быков поговорил с тверитянами о том, что делать для спасения России
27 марта в Твери, в колледже культуры имени Львова, состоялся показ нашумевшего фильма «Дурак» – социальной драмы о парне, который хотел спасти людей из разрушающейся общаги, но его не поняли ни власть, ни эти люди. Фильм поднимает острые социальные и экзистенциальные вопросы. На них тверской публике помог ответить Юрий Быков – режиссер фильма приехал на встречу по приглашению «Караван+Я»
«Говорят, у вас там страшно – гранаты взрывают», – пошутил Юрий при встрече, выразив осведомленность происходящим в Тверской области (для тех, кто все же не знает: в администрации Максатихи 25 марта взорвалась граната). Он оказался простым веселым парнем 34 лет, который, несмотря на всю простоту общения, предельно четко формулирует художественные принципы своего творчества и собственное видение проблем государства и цивилизации.
ПОСТУПАТЬ ПО СОВЕСТИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО НЕ ПРИНЯТО
– В финале героя фильма избивают те люди, которых он пришел спасти. Это аллюзия на Христа?
– Не хочу вас обидеть, но нет. Существует архетип пророка – человек совершает поступки, бессмысленные, с точки зрения его современников, и встречает непонимание, но в перспективе он оказывается прав. Жертва в том и заключается, что поступки будут оценены только потом.
Часто меня спрашивают, почему такой трагический финал? Я отвечаю: если фильм хоть как-то повлияет на хороший финал в жизни, это будет лучшим финалом. А сделать хорошую концовку в кино и создать иллюзию, что из любой ситуации можно выкрутиться и посадить ромашки, – в реальности это было бы еще более болезненно.
– А вы сами считаете, что главный герой – дурак?
– Смотря в каком смысле. «Ты что, дурак, что ли?» – часто говорят человеку, который делает что-то правильное с точки зрения морали и нравственности, но не общепринятое. Именно в таком значении это слово используется в названии, и в этом смысле Дима Никитин дурак.
Действительно, с точки зрения выживания он сделал глупость. Но я не рассматриваю личную жизнь как непреложную, главную ценность. Еще Воланд в «Мастере и Маргарите» говорил, что человек не просто смертен, а внезапно смертен. Есть высшие ценности, а желание сохранить жизнь любой ценой часто толкает человека на совершение безнравственных поступков.
– Так дом рухнет или нет? Прав был герой фильма или ошибся?
– Это вообще не имеет значения, потому что он прав по определению. Вы рассуждаете прагматично, а наш герой не прагматик, потому и дурак в глазах других людей. Представьте, если бы он думал: «Так, я пойду спасу людей, а потом сделаю вот так. Хотя нет, не буду, потому что не факт…» Высшие ценности к прагматизму никакого отношения не имеют. Нельзя обращаться к Богу: «Господи, я пойду спасать людей, а если у меня не получится, имей в виду, я пытался…» Вот это – прагматизм, и именно он довел людей до такой страшной ситуации.
БЫТЬ ИСКРЕННИМ, КАК ЦОЙ
– Какова ваша целевая аудитория и чему учат ваши фильмы?
– Целевую аудиторию я бы определил так: 35+, одни мужчины (улыбается). Беременным барышням лучше не смотреть. Это фильм для тех, кто способен задумываться, адекватно оценивать ситуацию и принимать решения, особенно если они касаются судеб других людей.
Однако искусство – это не инструмент педагогики, которая объясняет механизм: сунешь палец в розетку – будет тебе бо-бо. Если точка зрения на искусство как на менторство возобладает в тех местах, где определяется развитие культуры, на культуре придется поставить крест.
– Откуда вы черпаете сюжеты?
– Я пользуюсь архетипами времени – тем, что общедоступно. Если вы забьете в Интернете «сотрудник правоохранительных органов сбил ребенка», то выйдет много случаев. Об этом и фильм «Майор». Состояние хрущевок тоже общеизвестно, я сам жил в подобном здании. Хорошо, у нас поле за домом было, и весной все зеленело и выглядело как-то терпимо. Иначе не то что сопьешься – шприцы глотать будешь.
– Как в фильме появилась песня Цоя?
– Сейчас герой времени – герой протестующий, участник Болотной, а мне нужен был герой-сантехник. И тогда я вспомнил Цоя: «А тем, кто ложится спать, спокойного сна…» Мой персонаж идет ночью, пока все спят, чтобы спасти людей, и он будет идти напролом, несмотря ни на что. Стоит сказать, что Цой очень простой, внятный и искренний. Наверное, он даже сам не представлял, какой глыбой станет впоследствии.
– «Дурак» посвящен режиссеру Алексею Балабанову. Скажите, какое влияние он оказал на ваше творчество?
– Алексей Балабанов умер в тот момент, когда писался сценарий. Это режиссер-эпоха, но у нас с ним нет точек соприкосновения. Если корректно сравнивать, то Балабанов все же был мизантропом и не жалел своих персонажей, а я своих люблю. Он не брезговал ставить в центр патологичных типов, которые никак не меняются. Даже Данила в «Брате» уперся в стену и остается таким, какой он есть. А мне интересна амплитуда колебаний.
СМОТРЕТЬ АВТОРСКОЕ КИНО
– Часто сравнивают «Левиафан» Андрея Звягинцева и ваш фильм «Дурак».
– Эх… В России много снимается проблемных фильмов, например, «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Бубен-барабан», «Конвой» Алексея Мизгирева… Недавно вышла «Страна ОЗ» Василия Сигарева, хотя он и прикидывается, что это комедия…
Сравнение «Левиафана» и «Дурака» – это просто такой медийный эффект.
В «Левиафане» диапазон сочувствия гораздо уже, но и художественные преимущества гораздо шире, чем в «Дураке». Какая-то взаимосвязь между этими аспектами все же есть: чем больше эстетизма, интеллектуальности, тем меньше сочувствия. Нужно соблюдать баланс, а его нет, на мой взгляд, ни в той ни в другой картине.
Когда меня пригласили на Первый канал по поводу «Метода», я отказался, поскольку у меня есть более серьезные работы (на проекте «Метод» Быков был приглашенным режиссером. – Прим. авт.). «Вот покажете другие мои фильмы по Первому каналу – тогда приду», – сказал я.
Много достойных фильмов остаются незамеченными. «Дураку» повезло – у него был социальный запал, который сыграл свою роль, и в Интернете его посмотрели миллионы человек. А вот о «Добрых счастливых днях» Бориса Хлебникова, например, большинство из вас наверняка не слышали, хотя фильм получил приз в Берлине.
Авторскому кино трудно – его оценят в цеху, съездят с ним на Кинотавр, попьют водки, и все.
– «Левиафан» – это все же пример распиаренного кино.
– Да, но потом Андрея Звягинцева превратили во врага народа. Он высказался своим фильмом так масштабно и прямо, что лавочку прикрыли. Министр культуры Мединский заявил: «Про Рашку-говняшку фильмы не снимать». До этого были проблемные фильмы, но такого, чтобы катком проехаться по всему, – такого еще не было. Я сейчас не беру в расчет художественные достоинства фильма.
– Расскажите, как вам работалось с Константином Хабенским в сериале «Метод»?
– Хабенский – один из редчайших артистов первого эшелона, который деликатно ведет себя на площадке и создает приятную атмосферу. Однако в авторском кино я избегаю известных актеров, потому что… Вот вы смотрели фильм «Географ глобус пропил»? А кто его режиссер? (молчание в зале). В том-то и дело, что про актера Хабенского все знают, а имени выдающегося режиссера Александра Велединского назвать не могут. Я хочу, чтобы зрители обсуждали не то, в какой бороде вышел Хабенский, а содержание фильма.
НЕ ОГРАЖДАТЬСЯ ОТ МИРА СТЕНОЙ
– Спасибо вам за фильмы, но я специально не пришла на просмотр, потому что мне страшно смотреть его второй раз…
– А вы не задумывались, как страшно было жить в XII-XIII веках? Все же в каждую эпоху люди жили чуть лучше, чем в предыдущую.
Да, мне страшно, как и любому человеку, который должен преодолевать трудности. Однако я недавно пересмотрел «Сладкую жизнь» и ужаснулся тому, что показывает Феллини. У людей все есть, они ни к чему не привязаны, и им нечем заняться.
Ощущение бессмысленности жизни куда страшнее, чем осмысленное преодоление трудностей, какими бы они ни были.
Сейчас очень популярны компьютерные игры, в которых нужно выполнять сложные задания и принимать участие в разных приключениях. Все это есть в природе человека. Но ведь самый смак в том, чтобы делать все это в реальной жизни.
– Как чиновники отреагировали на ваш фильм?
– Думаете, чиновники ничего не знают о российской действительности? Я часто провожу пример с Буддой, который жил в замке, а потом вышел к людям и стал богом. Невозможно оградиться от мира стеной. Работники закрывшегося завода, например, прибегут потом к вам с вилами. Пока мы не научимся уживаться, будет повторяться революция 1917 года.
Большинство чиновников понимает, что им здесь жить, общаться. Как бы цинично это ни прозвучало, но сложившаяся политическая ситуация в мире – это сигнал к тому, что за границей нас никто не ждет, нужно развивать свои промышленные, аграрные ресурсы, уважать свою культуру и язык. Сейчас решается наше будущее – станем ли мы передовой страной мира или исчезнем, как Римская империя.
СМЕШИТЬ ДЕТЕЙ
Пожалуй, самыми забавными были вопросы в конце встречи. Узнав, что Юрий Быков скопил на первый свой фильм, работая клоуном-аниматором в детском клубе, один из зрителей – глава Каблуковского поселения Георгий Четверкин – пригласил режиссера… на утренник в детский сад.
– А вы не хотели бы у нас выступить в поселении перед детьми?
– Честно говоря, иногда звонят по старой памяти и спрашивают: «А вы не могли бы прийти на день рождения ребенка?» Один раз я не вытерпел и сказал: «Слушайте, посмотрите сначала в Интернете, кто такой Юрий Быков, а потом перезвоните…» Но это было только один раз, я решил «понтануться». А вообще, я давно не выступал, боюсь, растеряюсь.
– Мне кажется, это ваше.
– Ха-ха-ха… Это вы к тому, что мне лучше клоуном быть, чем кино снимать?
– Я на самом деле вот что хотел спросить. Вы сами… дурак?
– Ха-ха-ха… Вопрос специально под конец приберегли?
– Нет, мне как главе поселения интересно, что делать-то…
– На ваш вопрос дал ответ Лев Толстой: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Злые люди часто проявляют больше воли к достижению своей цели, значит, добрые люди должны объединиться и дать им как следует в рожу. Не для того чтобы отомстить, а чтобы заставить себя уважать. Побольше бы таких дураков!
P.S. Выражаем благодарность Тверскому колледжу культуры им. Львова за гостеприимство!
Дмитрий КОЧЕТКОВ