Японский архитектор прочитал в Твери лекцию
24 марта в центре молодежного инновационного творчества «Технополис» прошла встреча с делегацией из Японии: японским архитектором Камошитой Цутомой и представителем фирмы «Nippon Light LLC» Асель Назарманбетовой. «Караван+Я» побывал на встрече
СНЕЖИНКИ, КОРАЛЛЫ И КОСТИ
Архитектор Камошита – это невысокий мужчина с длинными волосами, скромно завязанными в хвостик. Камошита не знает русского языка, поэтому его лекцию синхронно переводила Асель, которая свободно владеет русским. Несмотря на то что его без переводчика никто не понимает, Камошита рассказывал очень энергично и эмоционально. Он поведал публике о новом уникальном методе строительства – «ханикам» (Honeycomb).
– Ханикам построен прежде всего на шестиугольниках. На мой взгляд, шестиугольник – это очень красивая и правильная форма. В природе он встречается в пчелиных сотах, которые и называются «ханикам», а также в снежинках, кораллах, костях человека и т.д. Я долгое время думал о том, как можно использовать шестиугольники. Идея пришла ко мне в 1991 году, когда учеными были открыты нанокарбонные трубки, которые также по структуре напоминают пчелиные соты. Так в архитектуре стала развиваться новая методика строительства.
На экране с презентацией появляются фотографии с испытаний конструкции ханикам из бетона и металла.
– Затем мы стали разрабатывать эту идею, – продолжает архитектор. – Чтобы приступить к испытанию новой системы, мы получили патент на «ханикам». Иначе бы ни одна компания в Японии не стала работать с нами, так как неизвестно, на кого ляжет ответственность. После возведения нашей конструкции выяснилось, что у «ханикам» множество преимуществ:
1. Безопасность (конструкция на шестиугольниках получается более жесткой).
2. Устойчивость к землетрясениям и тайфунам.
3. Снижается количество используемых ресурсов на 20% и выброс углеводорода (СО2) в атмосферу на 35%.
4. Оригинальный дизайн, который привлекает внимание, в том числе своей приближенностью к природе. Хотя он может оказаться и минусом за счет своей непривычности.
5. Вариативность и приспособляемость конструкций.
КАМОШИТА-САН ОЦЕНИЛ «РУБИН»
На экране тем временем появляются замысловатые формулы и графики, подписанные японскими иероглифами. Камошита сан, как называет его Асель, показывает с помощью указки какие-то линии и значения. С переводом становится понятно, что на графиках показана разница устойчивости обычной конструкции и ханикам.
– По испытаниям, проведенным нами в Японии, здания по методу «ханикам» оказались прочнее в 1,3 раза в сравнении с обычным строительством, – объясняет Камошита. – Они испытывались также на сейсмоустойчивость, что актуально не только в Японии, но и для некоторых российских регионов. Во время испытаний подтвердилась мощность бетонного ханикам, которая в 6 раз превзошла проектировочную. Также выяснилось, что ханикам позволяет сократить выброс ресурсов более чем на 35%.
Затем Камошита показал нам фото уже построенных зданий, где использовались технологии ханикам. Все они расположены в Японии и Китае. Хочется отметить, что здания с такими «шестиугольниками» выглядят очень интересно и необычно. Также нам показали проекты и макеты зданий, созданных по ханикам: гостевые домики, офисы и целые деревни.
На этом японец предложил аудитории задать вопросы.
– Сколько времени уходит на то, чтобы собрать здание, сделанное по ханикам?
– Точно сказать пока не могу. Например, во время испытаний 4-этажную конструкцию мы смогли собрать за 15 дней. В этот срок входит доставка частей конструкции с завода, но не их изготовление.
– За счет чего получается экономить материалы?
– Конструкция ханикам у основания плотнее, а чем выше, тем она тоньше и используется меньше материалов. Если говорить про металлоконструкции, то форма шестиугольников позволяет делать конструкцию тоньше, а соответственно, и материалов уходит меньше.
– Что позволяет уменьшать выброс углеводорода?
– В ханикам меньше материалов, а соответственно, меньше выбросов.
Камошита сказал гостям, что будет очень рад, если они будут развивать идею вместе с ним, он готов всячески помогать в том, чтобы ханикам появился и в России.
Кстати, перед встречей японский архитектор побывал в ТЦ «Рубин» – он очень хотел увидеть российский торговый центр. И ему очень понравилось, как там все сделано.
ТВЕРЬ СТАНЕТ ЦЕНТРОМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ?
Асель Назарманбетова, в свою очередь, рассказала об эффективности свето- и цветовизуальной информации в архитектуре.
– Подсветка зданий – очень важный элемент. Один из самых интересных проектов, которые делала наша компания, – это освещение торгового комплекса в жанре «тематического парка для женщин», который, кстати, располагается на «острове из мусора» (в Японии, в связи с ограниченностью территории, делают «острова» из прессованного мусора. – Прим. корр.). Там в освещении участвует весь потолок. Все сделано в формате неба, то есть подсветка меняется в соответствии со временем суток. С утра там восходит солнце, вечером светят звезды.
Все работы компании Асель мы увидели на экране. Кстати, для работников компании продумано «свое» освещение. Когда человек приходит на работу, лампочки светят ярко, как утреннее солнце. В течение дня цвет меняется. К концу рабочего дня он становится ближе к цвету сакуры, так как именно этот оттенок позволяет мозгу постепенно выключаться из работы.
Когда девушка отвечала на вопросы, она развеселила зал. Кто-то спросил, какого типа лампочки использует компания Ниппон Лайт. Девушка с уверенностью ответила:
– Мы используем светодиодные лампочки, я думаю, в России уже тоже используют только их.
Когда я пришла в редакцию, рассказала про эту ошибочную уверенность как анекдот. Коллеги верно заметили: «В России не то что светодиодные лампочки, лучины до сих пор используют».
Также Асель от имени всей делегации рассказала, что у них есть идея сделать Тверь центром новых технологий, так как им очень понравился наш город. Надеемся, так оно и будет.
Подготовила Екатерина СМИРНОВА