В Тверской области не могут определиться, кому лечить гастарбайтеров
На рынке здравоохранения Твери идет «большой передел». В частности, он касается медицинского обслуживания мигрантов. Еще недавно медицинские справки для миграционного патента выдавали государственные больницы. Однако с февраля 2016 года поток приезжих фактически замкнулся на частной московской фирме «МедЛайн», расположившейся в УФМС на ул. Грибоедова. В итоге больницы лишились стабильного дохода, цены на услуги для приезжих выросли, здание на Грибоедова весь январь и февраль штурмовала толпа разгневанных мигрантов, вызывая возмущение местных жителей. Почему это происходит, разбирался корреспондент «Караван+Я»
ОДНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕ ПЕРЕЧЕРКНУЛО
В 2015 году медицинскими обследованиями мигрантов могли заниматься порядка 35 больниц региона. Однако тверской минздрав перекроил существующую систему. В феврале 2016 вышло постановление правительства Тверской области №40 пп, глобально изменившее расклад сил в этой сфере. Так, если раньше на ВИЧ могли проверять 11 учреждений, то теперь остался лишь профильный центр СПИД, что значительно усложнило ситуацию, особенно для мигрантов из районов. Нарколог теперь доступен только в областном наркодиспансере, что тоже создает приезжим дополнительные трудности, а больницы, в том числе районные, лишает доходов. Остальные анализы вроде бы остались за действующими медучреждениями, но и здесь все хитроумно закручено. Дело вот в чем.
Осенью 2015 года на рынок внедрилась некая фирма ООО «МедЛайн». На основании того же положения она вошла в перечень организаций, выдающих медицинские справки на территории Тверской области. Новая фирма с уставным капиталом в 10000 рублей разместилась в «миграционном центре» на Грибоедова (говорят, без проведения конкурса, хотя миграционный центр является государственным учреждением).
Любопытно, что лицензию на свою деятельность «МедЛайн» получила от минздрава только 21 января 2016 года, а свое оборудование на Грибоедова разместила гораздо раньше. Хотя сначала предполагалось, что в здании УФМС, где планируется сделать полноценный миграционный центр, будут работать госучреждения.
Сегодня, по нашим данным, «МедЛайн» не справляется с объемом работы, образуются многодневные очереди. Мигранты толпятся в узком коридоре – создается благодатная почва для заражения пресловутыми инфекциями.
Впрочем, главврач и один из владельцев «МедЛайна» Карапет Топалян уверен, что шумиха вокруг него спровоцирована недоброжелателями:
– Это все клевета и поклеп. Мы работаем в рамках закона и находимся под контролем УФМС, центр по борьбе со СПИДом. Мы тщательно проверяем мигрантов. Иностранные граждане похожи друг на друга, поэтому на каждого заводится индивидуальная карта. Зарегистрировавшись, мигрант проходит всех врачей. Когда готовы все анализы и флюорография, мы выписываем справку. СПИД-центр заверяет ее печатью и вносит в реестр по Тверской области. Цена услуги – 3600 рублей, это недорого. Сейчас все придерживаются таких цен, в том числе и городские ЦРБ. Мы – коммерческая организация, и у нас на несколько сотен дороже, чем в тверских поликлиниках. Разве это критично?
В 2015 году стоимость оформления медсправки колебалась от 1200 до 1500 рублей, и трудовой мигрант мог получить ее не только в Твери, но и во всех ЦРБ за пару дней. Топалян уверяет, что поднятие цен – оправданный экономический маневр, и полноценное медицинское обследование невозможно сделать в столь сжатые сроки:
– Приказ минздрава №384 ужесточил контроль. Добавились новые врачи, например, врач-инфекционист. Процедура оформления справки стала другой. Кровь сдают теперь и на сифилис (анализ крови на сифилис сдавали всегда. – Прим. авт.) Отсюда – дополнительные сроки и дополнительные цены.
Раньше доходы от обследований мигрантов, по словам главврачей больниц, шли на улучшение материально-технической базы. Так как миграционные потоки большие, доходы измерялись десятками миллионов. Сейчас подобные суммы идут в компанию «МедЛайн» с уставным капиталом в 10000. И на что они идут – непонятно.
СУЕТА ВОКРУГ СПИД-ЦЕНТРА
Многое в этой истории строится вокруг областного «Центра СПИД». Когда «МедЛайн» начал свою деятельность, у него уже был заключен договор с «Областным центром СПИД». Почему другие больницы этого не сделали?
Дело в том, что 3 февраля постановление правительства Тверской области было озвучено, а 4 февраля вступило в силу, поэтому почти 1,5 месяца (до середины марта), пока тверские поликлиники заключали договор со СПИД-центром, «МедЛайн» зациклил на себе многотысячный поток мигрантов и, говорят, брал с них двойную цену. По нашей информации, кассового аппарата тогда не было, и деньги перечислялись через банкомат на карту с московскими реквизитами. Во-вторых, тверские больницы не были готовы к такому сценарию. Ведь до этого они, имея соответствующие лицензии, сами прекрасно справлялись с анализами на ВИЧ и СПИД.
Теперь, в связи с утвержденным минздравом регламентом, процесс неоправданно затянут. Возникли и дополнительные транспортные расходы на доставку анализов в СПИД-центр, что при наличии лицензий в учреждениях еще и необъяснимо. Данный регламент нарушил приказ федерального минздрава №384, в котором право на проведение обследования на ВИЧ имеют учреждения при наличии лицензии!
Сейчас ряд горбольниц уже подписали договоры со СПИД-центром, и поток мигрантов на Грибоедова сократился.
ВМЕСТО ДВУХ ДНЕЙ – 10
Чтобы лично оценить ситуацию, мы побывали в центре на Грибоедова.
– Стоим тут часа 4 в очереди, цены бешеные, – сетует Ирхом из Кимр.
Некоторые мигранты прекрасно помнят события февраля – начала марта.
– Бывали и драки за талоны. Их перепродавали, а некоторые пытались пробиться без талонов. Потом поставили полицейских, стало чуть лучше. Но люди недовольны, порядка нет. Ладно «тверские», но жалко тех, кто работает и живет в области, им приходится тратить кучу денег на проезд,– жалуется Тимур.
Далее мы совершили рейд по городским больницам, чтобы узнать, много ли там сейчас мигрантов.
В Калининской ЦРБ четверо приезжих шли организованной группой в сопровождении работодателя – менеджера клининговой компании. Как выяснилось, после заключения договора с Центром СПИД Калининская ЦРБ также взвинтила цены до 3600 рублей.
– Как видите, больницы могут оформлять справки для патента, но по каким-то причинам они не очень хотят это делать, – говорит менеджер. – Видимо, приказ сверху. Цены поднялись в два с лишним раза – за человека я отдаю 3600 рублей. Оформлять документы стало сложнее. Раньше 2 дня, сейчас – около 10 дней.
Если в больницах нет такого наплыва и очередей, то в СПИД-центре они есть. Правда, не в виде толпы разгневанных азиатов, а в виде огромных бумажных папок, которые присылаются сюда со всей области. Как ни крути, а пятью днями тут явно не отделаешься, и это грубое нарушение федерального законодательства.
«Караван» пообщался с главврачами медучреждений, занесенных в перечень и способных оказывать медуслуги мигрантам.
ВСЕ ДЕЛО В СЛАБОМ ИНФОРМИРОВАНИИ
Евгений ЯНУШЕВИЧ, главврач городской клинической больницы №7:
– Мы в списке учреждений, способных собрать анализы и выдавать справку. Но надо ли нам это? Работы много, а на выходе копейки. Мы никому не отказываем, но и шибко не рвемся. Что касается давок и драк возле УФМС, то это какой-то искусственный ажиотаж. Нужно бегущей строкой по телевизору показать, какие больницы могут выдавать справки мигрантам. Все дело в слабом информировании.
НАМ НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ирина КОЛЕСНИКОВА, главврач городской поликлиники №8:
– Мы входим в перечень медучреждений, но не делаем медицинские справки, потому что нет необходимых специалистов. Можем сделать флюорографию и взять некоторые анализы. Тем не менее наша больница лечит мигрантов, если они к нам обращаются.
ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОХОДИТЬ В ПРОФИЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
Алексей ШАЛАЕВ, главврач Тверского областного клинического противотуберкулезного диспансера:
– Наш диспансер позволяет сделать качественное флюорографическое обследование с заключением фтизиатра. В связи с новым постановлением правительства мы потеряли часть мигрантов. А учитывая то, что они обследуются в других местах, в том же «МедЛайне», то неизвестно, что с ними будет дальше. К нам еще ни разу не поступали больные туберкулезом из «МедЛайна». Получается, за все это время ни одного не выявили?
Я считаю, наш центр должен быть профильным в вопросе обследования туберкулеза и фтизиатрии, по аналогии с Центром СПИД, определяющим ВИЧ-инфекцию. В прошлом фтизиатры городских ЦРБ, активно работавшие с мигрантами, имели четкую связь с нашим учреждением и при выявлении патологий у иностранцев сразу же отправляли их в диспансер. На мой взгляд, в этом вопросе должна быть четкая преемственность: профилактические осмотры, выявление заболеваний и их лечение должно проходить только в профильных центрах.
Как видим, сейчас в вопросе медобслуживания мигрантов царит сумятица. Пока городские больницы пытаются разобраться в новых правилах игры, одна московская фирма получает сверхприбыли.
Возникает логичный вопрос – кому и зачем нужно было создавать дополнительные трудности для иностранных граждан, их работодателей, разрушать отлаженную годами систему, издавать за 10 дней четыре новых нормативных документа, включая постановление правительства Тверской области? В результате проволочек и непрофессионализма действий чиновников – полный коллапс в январе и неразбериха по сей день.
Павел КИРИЛЛОВ