Московский юрист встретился с тверскими владельцами НТО
6 апреля в Твери прошла открытая встреча на тему «Механизмы по сохранению нестационарной торговли на территории Тверской области». Встречу провел уполномоченный по защите прав предпринимателей Антон СТАМПЛЕВСКИЙ. Чтобы рассказать о своем опыте, в Тверь приехал Акоп АБГАРЯН – гендиректор юридического центра «Право К», которому удавалось выигрывать дела по исключению НТО из схем и даже добиваться компенсаций за снесенные ларьки в Смоленске и Москве
МЕШАЮТ И БИЗНЕСМЕНАМ, И ЖИТЕЛЯМ
Зал был забит предпринимателями и их юристами, которые пришли в надежде, что хотя бы кто-то сможет разъяснить им, как отстоять свои права. До начала встречи адвокаты напоминали пчелиный улей – все кругом обсуждали свои дела «по ларькам», жаловались на решение судей.
– Мы считаем, что в Твери на рынке НТО и малого бизнеса сложилась нездоровая ситуация. Не только у вас отнимается бизнес, но и жителей лишают доступной торговли, – начал встречу Антон Стамплевский. – В 2014–2015 годах многих предпринимателей намеренно искусственно исключили из правового поля. Все это время бизнесменов специально не включали в схему НТО, комиссия даже не собиралась. Дополнительным запрещенным приемом стали досудебные демонтажи. Наша задача сегодня – перенять опыт других городов в ведении таких дел.
Главным спикером встречи выступил Акоп Абгарян:
– Радует, что в Твери есть активные предприниматели, во многих городах люди просто опускают руки. Начнем с того, что в схему размещения НТО должны были попасть 60% НТО из всех существующих. Второй фактор – для утверждения схемы должен проводиться мониторинг потребности населения. Администрация должна обеспечить жителей всеми необходимыми товарами в шаговой доступности. Причем, что именно нужно жителям, и должна «мониторить» администрация. У нас было похожее дело, мы смогли «отбить НТО», тем самым мы создали судебную практику по восстановлению прав предпринимателей и отменить схему НТО.
Присутствующие «засыпали» юриста вопросами. Мы приведем только некоторые из них.
– 60% объектов – это от какой величины?
– 60% относительно предыдущей схемы и мониторинга потребности жителей. Например, на территории 1000 ларьков, 600 из них уже гарантировано размещение. 400 исключаются по потребностям населения.
– Давайте признаемся, что в Твери этот мониторинг не проводится, – комментирует Антон. – Не было анализа рынка и опроса жителей. Мы все с вами жители, вас хоть раз что-то спросили? У нас считается обеспеченность площадями, берется площадь всех гипермаркетов в Южном и киоски в Московском районе – это неправильно. Самое интересное, что в аппарате уполномоченного есть абсолютно разные данные мониторингов. Мы хотим привлекать чиновников, которые в документах врут, к ответственности. Часто один и тот же чиновник в ответах на обращения пишет совершенно разные вещи. Наша задача – «выловить» все эти нестыковки.
– В 2014 году я получил письмо, что до 2017 года включен в схему НТО. Потом утверждается новая схема – один из моих объектов не включили. Выставили постановление о демонтаже, – интересуется мужчина из зала. – Я подаю в суд. В Арбитражном суде мы объясняли, что «официально» я в схему включен. Подаю заявление на размещение в схему – администрация утверждает, что у меня нет договора аренды. Но договор я должен заключать с ними – и заявление подано, и письмо есть. Они начинают гонять меня из департамента потребительского рынка в департамент земельных отношений. Но договор мне так и не дали. Говорят, будете участвовать в торгах. А мне на это время закрываться, что ли?
– С 1 марта 2015 года не заключаются договоры аренды земельных участков на торговые павильоны, они работают на основании схемы НТО. Когда вас отправляли в департамент земельных отношений – это не нужно и не правомерно. У вас ситуация похожа на дело, которое нам удалось выиграть. Поэтому у вас есть шансы, но все зависит от суда.
– В этом и проблема, – подключаются к делу юристы. – Суд не исследует всех сторон дела, в том числе нарушений со стороны администрации.
– Мы рассматривали дело в Арбитражном суде, так как есть возможность передачи дела в Верховный суд. Там можно что-то доказать. Для того чтобы дело можно было выиграть, у предпринимателя должны быть:
– договор аренды земельного участка с кадастровым номером;
– постановление администрации о вводе объекта в эксплуатацию или о предоставлении для строительства данного участка. Это может быть даже проект, согласованный с мэрией или главным архитектором.
Имея этот пакет документов, вы можете обратиться в администрацию. Они должны собрать комиссию и вынести решение. Решение комиссии является нормативно-правовым актом, который можно оспорить в суде. Если администрация игнорирует обращение – это равно отказу.
– У нас судьи часто отказываются выносить решения, ссылаясь на то, что не могут изменять нормативно-правовые акты администрации.
– Странно – суд должен вынести постановление о внесении в схему НТО, а не вмешиваться в законотворчество, указывая номера актов и т.д. Пусть администрация сама меняет акты по постановлению суда.
БЕРЕМЕННУЮ ПОДНЯЛИ ВМЕСТЕ С ЛАРЬКОМ
Обсуждение шло еще очень долго, юристы задавали профессиональные вопросы. К концу встреча превратилась в юридическую консультацию. Одно стало понятно всем, как сказала одна из присутствующих женщин: «Тверская область – это отдельное государство». В ходе разговора выяснилось, что многие аргументы, которые помогли Акопу выиграть суд, тверскими судьями просто не воспринимаются.
В конце встречи юристы «Центра К» рассказали, какие ужасы творятся при сносах в Москве, так как в этом участвуют и полицейские, и спасатели. На что в зале поднялась бурная реакция, вспомнились недавние истории. В Твери ларьки также сносят варварски: людей поднимают вместе с ларьками; выкуривают из киосков, как пчел. Вспомнили, и как женщина заперлась в ларьке вместе с детьми и грозила себя поджечь, а администрация в пресс-релизах назвала это «жестким сопротивлением». А одна из предпринимательниц рассказала, как ее, беременную, поднимали краном вместе с ларьком. В итоге ее увезли в больницу с кровотечением – из-за этого сейчас и у нее, и у ребенка проблемы со здоровьем.
В общем, моральных мук администрация города явно не испытывает. Остается надеяться лишь на силу закона.
Екатерина СМИРНОВА