В Твери прошла конференция по вопросам «велосипедизма»
В Твери состоялась Первая Тверская велоконференция. В подвал кардиологического диспансера, где находился конференц-зал, пришли самые активные велолюбители (только один из них прибыл на велосипеде) и 5 чиновников. В камерной обстановке и интерьерах, украшенных бумажными снежинками и портретами великих кардиологов, шли довольно мирные споры относительно настоящего и будущего Твери велосипедной
ВЕЛОКЛУБ ИЗ XIX ВЕКА
По самым скромным подсчетам, 200 тыс. тверитян пользуются сегодня велосипедом. Открытие велосезонов прошлых лет показало, что на подобные мероприятия в областном центре можно спокойно набирать до 2000 человек – это больше, чем в Москве и Питере. Видимо, в столицах велопраздники не столь популярны, но там есть велоинфраструктура. В Твери велосипеды любят горячо, а инфраструктуры нет. В сентябре 2010 была создана первая в Твери велодорожка у Перинатального центра, длинной 500 метров.
– Первая велодорожка в Твери – эпохальное событие, но для кого ее построили – для беременных матерей, а может быть, для пьяных и счастливых отцов? – иронизирует Алексей ШАБАШОВ, основатель клуба «ВелоТверь». По сути, он инициировал эту конференцию и на правах самого бородатого открыл ее. Начал Шабашов с далекой истории. Оказывается, первый тверской велоклуб появился 30 марта 1896 года. А в июле того же года состоялась первая тверская велогонка. В 1902 тверские и московские велосипедисты устроили междугородную гонку. Велодвижение бурно развивалось вплоть до 1914, когда администрация города наложила арест на имущество велоклуба и тем самым прекратила его существование.
Вплоть до XXI века в Твери не было велосипедного авангарда. И только с 2007 года велосипедисты Твери начали консолидироваться и отстаивать свои права. Велосипед – в определенных кругах – стал символом развитого общества.
– В 2008-м велосипедисты впервые обратились в администрацию города с предложениями о развитии велотранспорта в Твери. Но в ответ получили отписку. Мы ответили равнодушным чиновникам первым массовым праздником – «Открытием велосезона». 26 апреля 2009 к обелиску Победы подкатило более 600 человек! В том же году собрали 2000 подписей под требованием развития велоинфраструктуры в Твери. Но снова глухо, – рассказывает Алексей.
В 2009 году усилиями социологов, специалистов по здоровью и велосипедистов было проведено уникальное исследование – «Ситуационный анализ велосипедизма в г. Твери»
– До анализа мы не знали: сколько нас, каковы основные проблемы? Почему машин много, а велосипедов нет. Нам всегда говорили: плохой климат, 9 месяцев зима. Спросили у людей, и они отвечали: «Да при чем здесь зима, все бы ездили, если б не было так опасно…» Автомобилисты часто ненавидят велосипедистов. Но когда им объясняешь, что будет велодорожка и люди перестанут ездить по трассам, тогда и они поддерживают наши проекты. В итоге 87% опрошенных – за развитие велоинфраструктуры. Это электорат! Почему к нему долго не прислушивались – непонятно, – поясняет Шабашов.
ПРЕРЫВИСТАЯ ДОРОЖКА
С разными составами администрации у велосипедистов по-разному выстраивались отношения. В феврале 2016-го сити-менеджер Юрий Тимофеев провел совещание по развитию велоинфраструктуры города. Администрация обещает более 14 километров велополос и предлагает витиевато сформулированный проект «Капитальный ремонт Петербургского шоссе (от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком) с целью устройства велосипедной дорожки в городе Твери». Однако велоактивисты недовольны. Проект Тимофеева сродни Перинатальному первенцу. Член велоклуба Ольга ДУВАНОВА разложила по полочкам минусы будущего проекта:
– Безопасность велосипедистов и пешеходов не обеспечена. Организация движения велосипедистов при пересечении с выездами и дорогами нарушает основной принцип велодорожек – непрерывность движения велосипедиста. Возмущает обилие ненужных дорожных знаков на любом пересечении с проезжей частью. Ширина одной велополосы – 1 метр, разделение между тротуаром и велополосой – 10 см. Представьте, полтора метра тротуара, и велосипедисты, которые едут обе стороны и задевают пешеходов! Проект негоден.
– Была пройдена экспертиза, проект создавали образованные люди, – выкрикнули чиновники с места.
– Хоть десять экспертиз, но все равно с такими параметрами велодорожка не соответствует нормативам и требованиям безопасности, – парировала Ольга Дуванова. – Разделение полос должно быть не менее чем на полметра, возьмите любую типовую велосхему Москвы!
Ольга Дуванова форсировала презентацию и завершила свое выступление словами:
– Проект велодорожек сделали, не посоветовавшись с велосипедистами. Письмо с просьбой внести изменения в проект уже направлено на имя Тимофеева.
Кроме не слишком удачного, но все же «проекта» велодорожки, на конференции обсуждали вопросы туристической привлекательности веломаршрутов, а также слабой информационной поддержки: мало данных по велосервисам и веломагазинам Твери, хотя их число в последние годы выросло в 4 раза. А по области такая информация и вовсе отсутствует. Алексей Шабашов уверен: это отпугивает не только московских, но и зарубежных туристов, страстно мечтающих покрутить педали по глубинной России.
«ВЕСЬ МАРШРУТ МЫ ПРОТОПАЛИ НОЖКАМИ»
Первым от властей выступил замглавы администрации города Владимир ПАШЕДКО:
– Велосипед – средство для выезда на отдых. А вы рассматриваете его как «сел и поехал на работу». Но есть ряд объективных сложностей и с расположением улиц, и с загрузкой дорог, и с транспортной безопасностью. Весь маршрут нового проекта мы протопали ножками вместе с Юрием Тимофеевым. Стоял вопрос о выделении полосы, но транспортники сказали сразу, что из этого выйдет ругательное слово на букву «ж». Мы за концепцию, но в то же время она должна быть реалистичной. Если мы упремся только в вашу позицию, то от этого могут пострадать пешеходы или автомобилисты.
Следом вышел начальник департамента дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Юрий ЖУКОВИН:
– Проект сделан на законном основании. Есть двоякие моменты. Приоритет больше у автолюбителей, потому что проект делали дорожники. Моя цель – золотая середина.
Алексей Шабашов был благожелателен, но не упускал возможность «потроллить» чиновников:
– Всегда есть причины ничего не делать. Недавно велообщественность потрясла новость о строительстве в Альметьевске велоинфраструктуры датским бюро по развитию велосипедизма. 200 км велодорожек в малюсеньком Альметьевске! Мэр просто сказал: «Хочу, чтобы мой сын безопасно ездил по городу».
Заключительную речь вел седой и размеренный старец Виктор ГРИБКОВ. Ведущий инженер отдела развития туристской отрасли областной администрации также сделал акцент на роль велосипеда как средства отдыха:
– Вы могли бы добавить туристической привлекательности региону. Например, маршрут выходного дня с одной-двумя ночевками по Калининскому району. Люди приехали к вам на «Сапсане» из Москвы, остановились, взяли велосипеды в прокат и поехали. Вы же ездите чаще обычных людей, знаете: где, что. Организуйте экскурсии. Со временем удастся сделать путеводитель, сформировать маршруты.
Впрочем, слова «старца» из областной администрации, пережившего не одного «сити-менеджера», смутили брутального бородача. Алексей Шабашов увидел в послании Грибкова призыв начать коммерческую деятельность:
– Мы не «коммерсы» и не будем ничего продавать. Мы сумасшедшие, которые носятся на велосипедах, мы понимаем радость общения с природой и хотим, чтобы ее почувствовали другие. У вас сразу: «А давайте продадим». Вы размещаете информацию на сайте администрации, а мы расскажем вам про расстояния, маршруты, состояние дорог, велоремонт, веломагазины, родники, гостиницы, все, что интересует туриста в походе. Национальный веломаршрут нужен не присутствующим в зале, а гостям Твери или тем, кто впервые выехал на велосипеде.
В итоге велосипедисты и чиновники таки договорились о сотрудничестве, в том числе и по проекту реконструкции Санкт-Петербургского шоссе и создания тверских веломаршрутов накануне открытия велосезона – 2016.
Павел КИРИЛЛОВ