Что говорят о развитии велоинфраструктуры датские урбанисты и тверская администрация
24 апреля в Твери открылся велосезон, на городской праздник приехали, судя по всему, больше 2000 человек. У главы администрации Твери Юрия Тимофеева, например, был номер 1090. Поравнявшись с Юрием Васильевичем велосипедным колесом, корреспондент «Каравана» расспросил главу, почему проект тверских велодорожек не отвечает мировым стандартам и не хочет ли он обратиться за помощью к датским урбанистам, создающим 200-километровую велосеть в Альметьевске (Татарстан) и согласных на сотрудничество с Тверью.
– Тверская велопутешественница Юлия Михайлюк награждается почетной грамотой за популяризацию здорового образа жизни и прославление города Твери по всей России и странах Европы, – первым делом поздравил Юлию Ивановну на открытии велосезона Юрий Тимофеев.
Глава администрации вышел в народ в кроссовках, жилете и велоперчатках. А депутат городской думы Вадим Рыбачук вообще был в такой экипировке, будто только что вернулся с велогонки «Тур де Франс».
– Проект велодорожек в Твери может вызывать некоторые вопросы, но самое главное, что мы начали. И, безусловно, это дело будет закончено, через несколько лет Тверь должна прийти к лучшим европейским показателям по развитию велодвижения, – произнес короткую торжественную речь Юрий Тимофеев.
Пока выстраивалась колонна, корреспондент «Каравана» поговорил с Юрием Тимофеевым о том, что волнует велосипедистов.
ЮРИЙ ТИМОФЕЕВ: «ИДЕАЛЬНО СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
– Юрий Васильевич, вы и сами отметили, что развитие велоинфраструктуры вызывает много вопросов. Готовы ли вы к диалогу с общественностью?
– Ну, во-первых, диалог мы никогда и не прекращали. Вот, посмотрите, Вадим Рыбачук, депутат городской думы, он же тоже велосипедист. Однако если кто-то хотел участвовать в обсуждении, но не заявился, это уже другой вопрос. Как только желающие появляются, мы включаем их в обсуждение.
– В Европе велосипед – это обычное средство передвижения по городу. Можно ли сделать такие велодорожки в Твери?
– Если говорить о мировом опыте, то я был в европейских городах и видел эти велодорожки. Их удобно создавать, когда строительство улицы только начинается. Сейчас идет застройка Брусилова, Мамулина, однако вряд ли кто из велосипедистов, приехавших на этот праздник, будет ездить там по велодорожкам, если вдруг мы их создадим.
В то же время перестраивать полностью центральные улицы под велодвижение мы не можем – в наших силах лишь попытаться встроить велодорожки в исторически сложившуюся транспортную сеть. Я вам такую вещь скажу. Автомобилист хочет, чтобы не было пешеходов, пешеход – чтобы не было автомобилистов, а велосипедист – чтобы не было ни тех ни других. И задача администрации в первую очередь найти компромисс.
– Недавно «Караван» писал о Первой тверской велоконференции, где высказывались возражения против проекта велодорожки на Санкт-Петербургском шоссе, в частности ее узость…
– Я читал эти возражения: ширина полосы один метр для двух велосипедистов действительно недостаточная, но движение будет в одну сторону – мы делаем кольцо, позволяющее выехать в рекреационную зону.
– Есть ли у администрации какая-то концепция развития велоинфраструктуры?
– Да, есть план на три-четыре года, мы его озвучивали. Сейчас делаем кольцо с выездом на Комсомольскую рощу, в перспективе – на Константиновские карьеры.
– Председатель ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов договорился с датской компанией, сейчас делающей 200 км велодорожек в Альметьевске, о возможном сотрудничестве с Тверью. В частности, он пригласил вашего представителя в Москву на международный велоконгресс, где они и встретились с одним из руководителей компании Джеймсом Тоемом. Скажите, вы готовы встретиться с датчанами?
– Да, обязательно. Мы выслушиваем все советы и вносим корректировки. Например, есть позиция, что при пересечении велодорожки с выездами и дорогами у велосипедиста должно быть преимущество. И мы пойдем на это, мы будем это делать. Так что мы всегда стараемся принять компромиссное решение, однако не можем заново перестроить улицы города. Какое бы решение мы ни приняли, оно, к сожалению, не будет идеальным.
АЛЕКСЕЙ ШАБАШОВ: «ДАТСКИЕ УРБАНИСТЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ»
«Караван» поговорил и с Алексеем Шабашовым, установившим связь с датскими урбанистами, сразу после его возвращения с Международного велоконгресса в Москве:
– Это было абсолютно замечательное событие, в котором приняли участие 37 городов из 15 стран. Встреча происходила на высоком уровне, присутствовал, например, замминистра транспорта РФ. Европейские коллеги говорили, что велодорожки должны быть интегрированы в транспортную инфраструктуру города. Между тем в России они делаются, к сожалению, по остаточному принципу, и в приоритете все-таки остается автомобиль. Чиновникам нужно понять, что в Европе на велосипеде ездят не потому, что там так любят велосипед, а потому, что это удобнее. Автомобилей с каждым годом становится все больше, но город не резиновый. В Европе это давно уже прошли и создали качественную велоинфраструктуру, нам же это еще предстоит.
– Вы поговорили с Джеймсом Тоемом о сотрудничестве?
– Да, он подтвердил готовность своих коллег приехать в Тверь и обсудить различные варианты сотрудничества. Они смогут это сделать по пути, когда поедут в Альметьевск. Тогда датчане могли бы встретиться с администрацией, и мы бы организовали встречу с тверским велосообществом.
Алексей сообщил со слов мэра Альметьевска, что цена за услуги датской компании сопоставимы с ценой российских контор, не имеющих никакого опыта в развитии велоинфраструктуры. Но дело не в деньгах – часто они даже не требуются для общения с экспертами, главное – готовность следовать трендам. Надеемся, датские урбанисты смогут приехать в Тверь и найдут общий язык с администрацией.
Дмитрий КОЧЕТКОВ