Бульдозером по гнезду
Кто спасет «Птичье эльдорадо» на окраине Твери?
На поле с уникальной, «краснокнижной» флорой и фауной за микрорайоном Южный в Твери ведется грандиозная застройка. Дмитрий Кошелев, член Союза охраны птиц, и его многочисленные соратники выступают за создание на этом месте особо охраняемой природной территории и эколого-просветительского центра «Птичье эльдорадо». Публикуем материал Дмитрия Кошелева о том, как ведется уничтожение природы
Впервые я попал на большой заболоченный, зарастающий кустарником луг на южной окраине Твери в начале октября 2010-го. Это место мне, как орнитологу-любителю, сразу показалось привлекательным: покрытые высокой травой суходолы, заросли тростника, ивы, молодые осины и березы по берегам мелиоративных канав, пруд на окраине… Осенью птиц здесь было немного, а вот весной…
ОТ БЕКАСА ДО ЗЕЛЕНОЙ ЖАБЫ
В середине апреля несколько дней шел валовой пролет, и вокруг была масса птиц: сотенные стаи озерных и сизых чаек, чибисов, полевых жаворонков и скворцов – последних, по грубым подсчетам, было не меньше восьмисот.
В некоторых местах, абсолютно сухих в другое время года, образовались гигантские разливы, которые невозможно было преодолеть даже в болотных сапогах. На них держались сотни крякв и десятки других уток. Повсюду летали различные кулики – большие кроншнепы, травники, большие улиты, большие веретенники, токовали бекасы, в полете издавая перьями хвоста характерный звук, напоминавший блеянье барашка. Иногда появлялись хищники: парившие высоко в воздухе канюки и их северные сородичи зимняки высматривали мышевидных грызунов, болотные луни, скользя над зарослями тростника, искали добычу покрупнее – уток и куликов. Над головой проносились стаи гусей. Особенно запомнилась встреча в те дни с парочкой небольших уточек-лутков: селезень в белоснежном весеннем наряде и скромно окрашенная самочка плавали в огромной луже у края ивняка. А однажды апрельским утром я наблюдал тетерева, самозабвенно токовавшего на фоне городских многоэтажек. Незабываемое зрелище!
Всего в этом месте, за которым с моей легкой руки закрепилось название «Птичье Эльдорадо», были отмечены 124 гнездящихся, пролетных и залетных вида птиц (и это число не окончательное: так, 124-й вид – обыкновенная каменка, был отмечен буквально 9 апреля 2016 года)! Из них 21 включен в Красную книгу Тверской области, три из которых (большой кроншнеп, серый сорокопут и князек) – также и в Красную книгу России. А кроме них, здесь встречаются еще четыре вида, которые числились в первом издании областной Красной книги, но были исключены чиновниками областного Минприроды из ее нового издания: серая утка, серая куропатка, перепел и дупель. На гнездовании из «краснокнижников» здесь найдены малая желтоголовая трясогузка и северная бормотушка, предполагается гнездование еще семи видов.
Кроме того, здесь встречаются и другие животные из Красной книги Тверской области, например, зеленая жаба и крупная красивая бабочка-махаон. Произрастают в этом месте и «краснокнижные» растения – гвоздика пышная и некоторые орхидеи, в том числе пальчатокоренник длиннолистный (балтийский), включенные в Красную книгу РФ, и дремлик болотный. Также найдены и другие редкие орхидеи, занесенные в приложение к первому изданию Красной книги Тверской области: пальчатокоренник мясокрасный, пальчатокоренник пятнистый и любка двулистная, состояние популяций которых нуждается в постоянном контроле на территории региона.
Сохранить это уникальное место, имеющее большое природоохранное и эколого-просветительское значение и заслуживающее статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ), принципиально важно. Ведь оно тем более уязвимо, что расположено практически в черте города и ему грозит уничтожение при застройке в соответствии с генпланом развития Твери.
Но, как оказалось, этот факт, увы, вовсе не очевиден для властей города и области.
Судите сами.
ВТОРОЙ ТАЙМ ЧИНОВНИЧЬЕГО ФУТБОЛА
12 апреля 2012 года я направил письмо на имя главы Твери Бабичева (который переадресовал его главе администрации города Павлову) и руководителю Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Протасову с приложением обоснования необходимости организации ООПТ – памятника природы «Птичье эльдорадо».
Из министерства пришел ответ, что моя инициатива поддерживается (как говорится, и на том спасибо!) и что в соответствии с постановлением Правительства области от 12.04.2012 ООПТ создаются по представлению органов местной власти и органов местного самоуправления.
Чиновники Минприроды, правда, скромно умолчали, что в соответствии с п. 6 упомянутого Порядка создания ООПТ «Министерство вправе самостоятельно реализовать инициативу создания ООПТ».
А несколько позже в письме из администрации Твери за подписью Валерия Павлова уведомили меня, что:
– в этом месте «в соответствии с генпланом города предполагается на перспективу размещение капитальной жилой застройки»;
– «Организация особо охраняемых природных территорий не входит в компетенцию органов местного самоуправления»;
– «…распоряжение земельными участками в границах города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется… Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области».
Из чего, соответственно, следовало, что:
– во-первых, планированием застройки этой территории грубо нарушены сразу два федеральных закона – ФЗ № 52 «О животном мире», в ст. 24 которого черным по белому написано: «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания животных, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, ведущие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают данные животные, несут ответственность за их сохранение и воспроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации».
А также ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ст. 60: «(…) Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. … Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных и ухудшающая среду их обитания»;
– во вторых, администрация города, вместо того чтобы в соответствии с упомянутым выше постановлением правительства области, внести представление в областное минприроды о создании памятника природы, просто умыло руки.
Возникает закономерный вопрос: почему, прежде чем принимать решение о застройке этого места, не было проведено его обследование на предмет нахождения здесь редких и охраняемых законом видов растений и животных?
В сентябре того же года письмо с предложением о создании ООПТ я направил губернатору Шевелеву. Тот переадресовал его в… минприроды, которое опять любезно сообщило, что «…в соответствии с постановлением Правительства области ООПТ создаются по представлению…» и т.д. и т.п. (см. выше).
Начался второй тайм чиновничьего «футбола».
Позже мое письмо ушло в адрес председателя Заксобрания Тверской области Андрея Епишина. В конце декабря 2012 г. за подписью председателя комитета ЗС Тверской области по аграрной политике, природопользованию и собственности Вячеслава Суязова пришел ответ на пяти листах. Там детально описывался механизм создания ООПТ в области, в частности, о ключевой роли в этом деле областного Минприроды (помните, что ООПТ могут создаваться по инициативе этого ведомства?), а также излагалась позиция администрации Твери по этому вопросу.
Вот что говорится в ответе Суязова: «В Заксобрание Тверской области из администрации Твери поступило письмо по данному вопросу, согласно которому администрация выражает мнение о нецелесообразности организации особо охраняемой природной территории на территории, указанной в Вашем обращении, обосновывая данное мнение тем, что … рассматриваемая территория предусматривается под размещение капитальной жилой застройки и зеленых насаждений общего пользования».
Потрясающе: все перевернуто с ног на голову! Организация ООП, по мнению чиновников, нецелесообразна, поскольку здесь запланировано строительство, тогда как по закону и по нормальной человеческой логике именно строительство на этой территории нецелесообразно, поскольку она является местообитанием видов растений и животных, занесенных в Красные книги РФ и Тверской области.
Складывается впечатление, что нашим городом управляют люди из какого-то враждебного зазеркалья.
БУЛЬДОЗЕР УНИЧТОЖИЛ ЛУНЕЙ
На следующем этапе к борьбе за сохранение «Птичьего Эльдорадо» подключились другие неравнодушные люди.
Так, летом 2013 года началась реконструкция расположенного там пруда и прочистка одной из мелиоративных канав, и при этом было уничтожено одно из мест произрастания пальчатокоренника длиннолистного (Красная книга РФ!) и других редких орхидей, что послужило поводом для обращения жителя микрорайона Южного Гвоздарева в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, откуда оно было направлено опять в… Минприроды.
Ответ наших природоохранников от 21 июня 2013 года опять «порадовал» своими «перлами».
Во-первых, Министерство в письме за подписью Протасова уведомило Гвоздарева, что «в соответствии с имеющейся в Министерстве информацией в районе, о котором идет речь в обращении, пальчатокоренник длиннолистный не произрастает».
Во как! Ни больше ни меньше. Что же это за природоохранное ведомство, сотрудники которого не знают, на каких территориях в черте города – об области я уже не говорю – обитают занесенные в Российскую и региональную Красные книги виды растений и животных? Тем более что ранее я говорил в своих письмах об этом охраняемом растении.
Но это еще «цветочки».
Далее из этого же письма мы узнаем, что «Информацией о планируемой застройке данной территории многоэтажными жилыми домами министерство не располагает».
Ну, это уже вообще за гранью реального! Что, в минприроды не знают о генплане развития Твери? Так и хочется спросить: а чем вы вообще там занимаетесь, господа, и за что деньги получаете?
Впрочем, тут чиновники, похоже, просто слукавили. Поскольку, когда в сентябре 2013 года с письмом по вопросу сохранения «Птичьего эльдорадо» в минприроды обратился депутат ЗС Андрей Истомин, ему в письме за подписью того же Протасова ответили прямо противоположное: «Дополнительно сообщаем, что в соответствии с генпланом Твери… на указанной территории планируется размещение жилой зоны с многофункциональным общественным центром и зелеными насаждениями общего пользования [в нарушение сразу двух федеральных законов, напомню]». А далее, как водится, уже в который раз рассказали про порядок организации особо охраняемых природных территорий в Тверской области.
Следующим шагом было подключение к вопросу создания памятника природы «Птичье эльдорадо» широкой общественности.
Летом 2014 года под петицией с настоятельной просьбой рассмотреть и решить вопрос об организации ООПТ с помощью сайта change.org было собрано 1028 подписей. Петицию направили в адрес сити-менеджера Юрия Тимофеева и нового министра природы Сергея Орлова.
Из администрации дело опять благополучно отфутболили, сославшись, что организация ООПТ относится не к их компетенции, а к компетенции областного Минприроды (хотя администрация имеет право выйти в министерство с соответствующим представлением). А минприроды письмом за подписью Орлова уверило меня, что «…данный вопрос будет рассмотрен на заседании Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий», о месте и времени проведения обещали проинформировать дополнительно.
Но воз и ныне там. Ведь обещанного, как говорится, три года ждут, а на дворе пока еще только 2016-й.
А застройка «Птичьего эльдорадо» тем временем ударными темпами продолжается. Незаконно уничтожается редкий уголок природы нашего города.
Стройка приближается к участку, где находится гнездовое поселение (около 10 пар) «краснокнижных» северных бормотушек. Летом прошлого года через весь луг была прорыта новая мелиоративная канава, что, безусловно, изменит гидрологический режим местности, делавший ее привлекательной для стольких видов птиц. Причем работы по прокладке канавы велись в самый разгар гнездового сезона, и бульдозер проутюжил место, где много лет подряд гнездились красивые хищные птицы – болотные луни…
И все это происходит при полном бездействии городских властей и областного минприроды, хотя и те и другие имеют полномочия для создания здесь особо охраняемой природной территории.
Пока не поздно, надо прекратить планировать строительство на еще не нарушенной территории, срочно провести экологическую экспертизу (на первых порах можно общественную) проекта застройки и наконец организовать особо охраняемую природную территорию – памятник природы и создать на его основе эколого-просветительский центр «Птичье эльдорадо».
Дмитрий КОШЕЛЕВ, член Союза охраны птиц России