Бологовский священник подал в суд на Тверскую епархию, требуя защиты чести и достоинства
В редакцию «Каравана» часто обращаются прихожане из разных районов области с просьбой защитить своих священников от произвола системы, сложившейся под руководством митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Однако впервые сам священник подает на владыку судебный иск о защите чести и достоинства.
Настоятель Преображенского храма села Куженкино Бологовского района отец Сергий Лакутин, кандидат экономических наук, в начале 2000-х бросил столицу и приехал возрождать сельский храм в Тверской области.
По его словам, он устал от клеветы и наветов благочинного прот. Василия Садженицы и, после безуспешных попыток решить этот вопрос на епархиальном уровне, обратился в Бологовский суд – еще в июле 2014 года. Согласно материалам дела, Василий Садженица неоднократно обвинял настоятеля Преображенского храма в нарушении дисциплины, воровстве и даже в… колдовстве.
Митрополит Виктор, будучи земляком благочинного (они оба «западенцы» – из города Почаева неподалеку от Львова), требовал от отца Сергия забрать заявление или… Сейчас настоятеля Преображенского храма запретили в служении, и он уехал в Москву. Но иск о защите чести и достоинства все же рассматривался в Тверском областном суде, и теперь у него кассационное будущее.
«Караван» поговорил с прихожанами храма и с самим отцом Сергием.
О. АНДРЕЙ КУРАЕВ: «СВЯЩЕННИКА НЕ ИМЕЛИ ПРАВА ЛИШАТЬ СЛУЖЕНИЯ»
Для начала – краткая справка с блога о. Андрея Кураева, который поддерживает бологовского священника:
«Священник Сергий Лакутин – выпускник МИФИ (кафедра «Системного анализа»). Аспирантура НИИ труда (кандидат экономических наук), где учился в одной группе с Ольгой Голодец, старше училась Бидзина Иванишвили, моложе Татьяна Голикова. Академия народного хозяйства («Банковское дело», «Рынок ценных бумаг»). Православный Свято-Тихоновский университет («Теология»).
До расстрела Белого дома работал в группе советников Руслана Хасбулатова (последний председатель Верховного Совета Российской Федерации. – Прим. авт.), потом крестился и работал на руководящих должностях в «ДиалогБанке», «Банке Зенит», «Пробизнесбанке», «Банке Москвы». С 2005 года – настоятель прихода в с. Куженкино.
Его дед, Лакутин Иван Семенович, расстрелян в Бутово в 1937 г. В настоящее время решается вопрос о его канонизации как новомученика».
Судя по краткой биографии, отец Сергий Лакутин достиг многого в мирской жизни, но светским успехам предпочел служение в Преображенском храме села Куженкино, из которого был практически изгнан в результате конфликта с благочинным Василием Садженицей и митрополитом Виктором.
О. Андрей Кураев в своем блоге сообщает, что священнику могут запретить служение только по указу управляющего епархией, а такого документа издано не было, соответственно, отец Сергий по-прежнему является настоятелем храма. В то же время и служить он не может, иначе ослушается владыку… Вот такая коллизия.
Митрополит Виктор забрал у отца Сергия наперсный крест: причины он не объяснил, но поводом, очевидно, послужило обращение священника в мирской суд. Согласно Конституции, «каждый имеет право на защиту чести и доброго имени». «Святой апостол Павел не раз пользовался правами римского гражданина, чтобы беспрепятственно проповедовать Слово Божие», – цитируются на странице о. Андрея Кураева «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека».
Но ни Конституция, ни апостол Павел, выходит, тверскому митрополиту не указ.
ПРИХОЖАНЕ: «КАИН ТОЖЕ УБИЛ АВЕЛЯ ИЗ ЗАВИСТИ»
– Мы живем в городе, но специально ездили в село Куженкино на службу, – говорит прихожанка Ирина Березкина. – В храм ходили не только старушки, но и люди среднего возраста, учителя, руководители, местная интеллигенция. Отец Сергий привлекал их своей образованностью, добротой, гостеприимством. Я думаю, что именно поэтому на него обозлился благочинный Василий Садженица: все больше людей уходили к отцу Сергию. Вот Садженица и стал кляузы разные писать.
– Какие, например?
– Якобы настоятель Преображенского храма – вор. Но это абсолютная ложь. Дело в том, что на храмовых иконах висели золотые украшения, неизвестно кем переданные. Жертвуемые иконам золотые изделия от верующих должны иметь религиозный смысл. Например, это могут быть крестики на цепочках, а старые обручальные кольца, оставшиеся от распавшихся браков, – это кощунство. На церковном совете было принято решение – эти три кольца продать, чтобы купить новые издания Библии. При этом о. Сергий еще добавил от себя золотые украшения, оставшиеся от своих мамы и бабушки. По весу пожертвованного золота от о. Сергия было в три раза больше, чем храмового. Бологовский благочинный это прекрасно знал, но все-таки сделал донос.
Или вот еще: отец Сергий был болен онкологией и был вынужден ездить на лечение в Москву, при этом ни одну службу он не пропустил. А благочинный Василий Садженица жаловался митрополиту, что наш батюшка якобы отсутствует неделями. Это абсолютная ложь, так как о. Сергий служит только по составленному и утвержденному бологовским благочинным расписанию. За гранью здравого смысла – обвинения в чародействе и колдовстве. Кстати, местные жители подозревают в этом самого о. Василия с супругой.
– Охарактеризуйте благочинного. Что это за человек?
– Ходят слухи, что он подговаривает старушек переписывать квартиры на церковь. А если старушки отказываются, то, по слухам, кричит: «Прокляну!» В городе Бологое установлен «Камень Любви» в память о Николае Рерихе. Несколько раз он становился жертвой вандалов, по моему мнению, с легкой руки Василия Садженицы. Отец Сергий называет это «религиозным экстремизмом».
Рухнувший крест как символ
Поклонный крест, сооруженный осенью 2015 года в селе Куженкино и рухнувший вскоре, словно говорит о проблемах духовного порядка в Тверской области.
Местные жители рассказывают, что крест был возведен местным предпринимателем как некая достопримечательность, освящен протоиереем Василием Садженицей. Однако через несколько недель конструкция рухнула, в народе ее стали называть «Вавилонской башней».
Находится поклонный крест на территории прихода Преображенского храма, однако настоятель отец Сергий даже не был уведомлен о строительстве этого объекта. Теперь этот объект, очевидно, не нужен ни предпринимателю, ни благочинному, и развалины смущают местных жителей.
Прихожанка Марина Юрьева также рассказала про слухи о том, как в Бологом старушек заставляют переписывать квартиры на церковь.
По ее словам, прихожане Преображенского храма собирают подписи под обращением в Комитет по защите прав человека в защиту отца Сергия. Женщине, которая помогала в этом деле, рассказывает Марина, якобы уже звонил Садженица и в течение часа угрожал проклятиями.
«Отчего это происходит? В Библии есть причта о Каине, который убил Авеля из зависти», – резюмирует прихожанка.
ОТЕЦ СЕРГИЙ: «КОРЕНЬ ЗЛА – ОГРАНИЧЕНИЯ ЖЕНАТОГО ДУХОВЕНСТВА»
«Каравану» удалось связаться с отцом Сергием и из первых уст получить информацию об иске к Тверской епархии.
– Отец Сергий, говорят, что в своем иске вы требуете ликвидации Тверской епархии как не соответствующей уставу. Это правда?
– Это неправда, которая гуляет по Интернету. На самом деле я имел в виду и писал совсем другое: у меня судебный иск к о. Василию Садженице, но он не приходит в суд, поскольку, как он сам пишет, ему якобы не дает на это благословение владыка. Вот я и попросил суд вынести частное определение, по которому Тверская епархия должна проявить уважение к Конституции и не запрещать моему ответчику лично участвовать в судебных заседаниях. В противном случае как в России может существовать организация, которая не следует Основному закону страны?
– Вернетесь ли вы в Преображенский храм?
– Я по-прежнему являюсь настоятелем храма и покинул с. Куженкино не по своей воле. Указа, запрещающего мое служение, издано не было. Видимо, владыка не делает этого, потому что не имеет никаких оснований. Я жду, когда можно будет вернуться в храм. Скоро патриархия приступает к своей работе после пасхальных каникул, и я смогу обратиться за помощью туда.
– К нам не первый раз обращаются прихожане по поводу конфликта с Тверской епархией. Мы писали о священнике из Бернова, которого поставили в подобную ситуацию (см. статью «Берново осталось без батюшки» – №47 (923) от 27.11.2013). В то же время, когда происходят реальные проблемы, епархия самоустраняется. Так было, например, с прихожанкой Татьяной Нарубиной, которая присматривала за храмом в Краснохолмском районе и которую несправедливо обвинили чуть ли не в пособничестве ярославской банде похитителей икон (см. статью «Я спасала храм от воров, а меня считали сообщницей» – №49 (1028) от 16.12.2015). Помогли в этой ситуации общественность, СМИ (из региональных только «Караван», а на федеральном уровне – портал «Православие и мир», журнал «Национальный контроль», радио «Радонеж» и т.д.), а Тверская епархия молчала, как будто «это не ее епархия». Как вы думаете, где здесь корень зла?
– Корень зла, я думаю, в том, что женатое духовенство (а его в РПЦ большинство) не имеет никакой возможности войти в высшее руководство Церкви. Только когда овдовеет и после монашеского пострига. Таким образом, высшая власть в РПЦ замещается не самыми достойными людьми из всего духовенства. Но в апостольские времена так не было. Апостол Петр был женат, и его дочь Петронелла даже прославлена у католиков в лике святых. И сейчас не все христианские церкви имеют безбрачный епископат. Например, нынешний глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский женат, отец шестерых детей. В его юрисдикции находятся 80 млн верующих. А ведь именно с этой церковью, незадолго до Октябрьского переворота, мы вели переговоры об объединении.
Вторая проблема – это качество монашествующих. Здесь, на мой взгляд, нужно следовать опыту Коптской православной церкви, тоже очень близкой нам. Не брать в монастыри людей, не имеющих высшего образования и не служивших в армии. Кстати, и в нашем государстве сейчас для мужчин, не служивших в армии, закрываются все пути к госслужбе.
Третья проблема – восстановление выборности патриарха по жребию. Ведь каких-то сто лет назад так любимый нашим народом святой патриарх Тихон, уроженец тверской земли, был выбран еще по жребию. По жребию выбирали себе нового собрата вместо повесившегося Иуды Искариота и сами апостолы.
– Стоит ли критиковать священников? Как только мы опубликуем что-нибудь о проблемах в епархии, сразу начинают обвинять нас в богохульстве и прочих грехах…
– Людям вбили с детства, что священник – это святой человек. Так должно быть. И я сам свято верил в это и когда крестился, и когда принимал священный сан. Но жизнь сложнее любых догм. Если человек принимает священный сан, имея внутреннюю установку служить людям во что бы то ни стало, а не себе, то он уже этим свят. А если священник, обойдя несколько мирских профессий и нигде себя так и не нашел и после этого, отчаявшись, пошел в «батюшки», то вся его священническая жизнь будет для окружающих сплошным соблазном.
Дмитрий КОЧЕТКОВ