У внутренней политики появился пастух
Назначение Людмилы Ивановой – итог многоходовой интриги
Врио губернатора Тверской области Игорь Руденя начал делать кадровые назначения. Некоторые оказались очень взвешенными. Окончились длинные майские выходные, и на носу уже праймериз «Единой России», а там и финишный участок избирательной кампании нового состава областного Законодательного собрания, нового губернатора Тверской области и новых депутатов Государственной Думы. Буквально на прошлой неделе в регионе появился наконец куратор внутренней политики. Не поздно ли? Попробуем проанализировать новые шаги врио губернатора Игоря Рудени на зыбкой почве тверского политического болота
Новый врио удивляет нас, провинциалов, своими связями на уровне Федерации. Но, вероятно, эти связи чреваты многими обязательствами. На наш взгляд, именно эти обязательства предсказуемо определяют многие кадровые назначения в новом правительстве Тверской области. Сейчас мы не будем писать о тех людях, которых мы пока не знаем. Сосредоточимся на хороших знакомых.
«Караван» много писал о том, что вектор политики нового врио лучше всего продемонстрирует назначение заместителя губернатора по внутренней политике. Успех развития региона, как ни покажется странным, в значительной степени зависит именно от эффективности внутренней политики, которая определяет не только качество кадров на всех уровнях, но и общий настрой общества.
В прошлом номере «Караван» сообщил, что на эту должность назначена Людмила Иванова, опытнейший тверской управленец, наша добрая знакомая еще со времен покойного мэра Твери Александра Белоусова, у которого она была заместителем в те бурные времена, когда мэров выбирали, а городская и областная власть активно «бодались» друг с другом за бюджет и полномочия.
КАК «ГЕНЕРИРОВАЛИ КОНФЛИКТЫ»
Напомним историю должности заместителя по внутренней политике. При губернаторе Платове таких замов не было, и слова-то такого никто не знал. Да, были замы, которые курировали прессу и глав районов, – но их обязанности больше сводились к тому, чтобы быть в курсе, поддерживать отношения. И жили же как-то…
При губернаторе Дмитрии Зеленине по всей России началось строительство «вертикали власти», и появилась вышеупомянутая должность. Поскольку назначение этого зама согласовывалось в Администрации президента, у нас в Тверской области стали появляться разного рода незнакомые товарищи, все как один пытавшиеся переформатировать местное сообщество, «генерирующие» конфликты. Беленко, Пызин, Куржиямский… Где они сейчас, что с ними? Эти люди не связывали с нашим регионом свое будущее, не собирались жить здесь на старости лет, рассказывая внукам о своих достижениях. Их деятельность была направлена на достижение чисто тактических целей, повышение процента, взятого «Единой Россией» на очередных выборах. Сейчас уже давно забыты те выборы, уже несколько смен руководителей успело разочароваться в отобранных ими и запущенных на политическую орбиту депутатах. Лишь глобальный вред, причиненный этими персонажами обществу, продолжает прорастать в виде уродливых сорняков.
Самый тяжелый период для местного сообщества, его способности солидаризироваться, сообща достигать позитивных целей был нанесен во время недолгого губернаторства Андрея Шевелева. В качестве первого зама, курировавшего внутреннюю политику, он завез в наш регион некоего отставного комсорга из Рязани по имени Сергей Дудукин. Фирменным стилем Шевелева – Дудукина стало стравливание людей, игра на самых низменных чувствах, клевета, использование правоохранительных органов для расправы с политическими противниками. Не очень «различая берега», эти граждане умудрились облить грязью всех значимых людей региона, от вице-спикера Госдумы, значимых тверских предпринимателей, журналистов, деятелей культуры до руководителей муниципалитетов.
С того момента, как Сергей Дудукин уехал в Рязань, многим стало в Твери дышаться легче. Но не переставал волновать вопрос – не появится ли на его месте некий московский молодой человек, который еще раз (наверное, в пятый или четвертый на нашей памяти) снова станет пытаться ломать через колено тверское сообщество?
ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ
Назначение на должность зама по внутренней политике Людмилы Ивановой – это необычайно точно попадание в «народные чаяния». Надо сказать, что за всю историю существования оной должности был лишь один период, когда общество и губернаторская власть не противостояли друг другу и обоюдная неприязнь не разжигалась из кабинета «политического заместителя». Это был период, когда Дмитрий Зеленин, обжегшись на московских креатурах, подсказанных в разных вышестоящих инстанциях, пригласил руководителя из местных Ольгу Ивановну Пищулину. Пищулину, с ее имиджем строгого школьного завуча, не любили в самой областной администрации: когда она шла по коридору, даже такие мощные мужики, как зам по безопасности генерал, командир легендарной «Альфы» Александр Мирошниченко со своим другом, тоже замом губернатора Андреем Комягиным, образно говоря, вжимались в стену, как нашкодившие школьники. Но на то и завуч в школе, чтобы хулиганы не курили на переменах! Зато внешние вопросы она, не настроенная на «ломание через колено» кого бы то ни было, решала быстро и к общему удовольствию.
Людмила Иванова из той же породы. Когда пришел к руководству области Дмитрий Зеленин, она была не у дел, работала под руководством бывшего главы области Владимира Суслова на Тверском почтамте. Но Зеленин убедился, что не справляется без такого работника, и пригласил Людмилу Владимировну возглавить аппарат губернатора. Да, она жесткий аппаратчик. Ей бесполезно втирать очки про достоинства и недостатки тех или иных людей. Она с ними знакома много лет и видела их в разных ситуациях.
Еще один плюс: для Ивановой важна собственная репутация. Тверь – город, где она живет и собирается жить дальше. У Людмилы Ивановой, в отличие от гипотетического московского назначенца, нет карьерных амбиций за пределами Тверской области. Да и тут она вряд ли собирается становиться «владычицей морской». Сейчас надо выстроить отношения Игоря Рудени с элитами, региональными и муниципальными. Задать правильный вектор имиджа Тверского региона на федеральном уровне. По существу, воссоздать информационную систему региона, разрушенную ее предшественником Дудукиным, и провести выборы в Госдуму и Законодательное собрание Тверской области. Плюс, само собой, выборы губернатора региона как-то не провалить. Думаем, Людмила Владимировна – лучшая кандидатура из возможных, чтобы справиться с этими задачами.
НЕРАЗБЕРИХА В «ПАРТИИ ВЛАСТИ»
22 мая состоятся праймериз «Единой России». Напоминаем, это предварительное всенародное голосование, для которого будет открыта половина избирательных участков. Околополитическая публика об этом факте знает, но основная масса избирателей – даже не догадывается. Если в соседней Московской области развешаны рекламные билборды, призывающие принять участие в праймериз, то в Тверской области при нынешней неразберихе эти билборды, похоже, и заказать было некому.
Судя по всему, выборы в Законодательное собрание до назначения Ивановой были отданы на откуп руководителю региональной «Единой России» Ирине Блохиной и руководителю исполкома Дмитрию Ефременко. Вдруг эти чисто технические работники стали принимать политические решения. Например, решать, кого допускать к праймериз. Вот сказано высшим руководством ЕР и руководителями Администрации президента господами Неверовым и Володиным, что судимых в списки не брать. У нас в эти списки вовсю включается бывший мэр Твери Олег Лебедев, чье тюремное заключение памятно всем горожанам. И дважды судимый, насколько нам известно, депутат ЗС Сергей Рогозин на голубом глазу говорит что-то вроде: «А мне Ефременко разрешил».
Во время последнего дня дебатов перед праймериз вице-спикер Госдумы Владимир Васильев сказал, что вопрос с Лебедевым решается на уровне федерального руководства партии. То есть без вмешательства федерального руководства в Тверской области даже такой очевидный пустяк сделать не смогли.
Понятно, Олег Лебедев, Сергей Рогозин и еще один скандальный персонаж, участвующий во всех праймериз, оленинский глава Олег Дубов, – это разработки еще того, шевелевско-дудукинского политического блока. С ними были достигнуты договоренности об участии в выборах – с целью дискредитации Владимира Васильева, которого эти господа сильно опасались как безусловно пользующегося авторитетом на территории региона политика.
Между тем внутри партии власти идут «бои местного значения». Например, в Торжке глава города Анатолий Рубайло пытается выставить нелегитимной группу по проведению «праймериз», сложившуюся вокруг руководителя градообразующего предприятия «Пожтехника» Анатолия Строканя. Дошло до того, что администрация Торжка запретила проводить 9 мая салют и праздничный концерт на главной городской площади. «Пожтехнике» пришлось все это делать на небольшой площадке на набережной, у приемной партии «Единая Россия». Той самой приемной, которую много лет содержит это предприятие. В общем, оказалось, что без руководителя на областном уровне, который бы дирижировал внутренней политикой, тверское общество обойтись уже не может.
Еще одна такая «политическая загогулина», с которой теперь никто не знает, что делать, – вдруг вышедшая из стен Тверской городской думы инициатива о возвращении к прямым выборам мэра Твери. 18 мая эту инициативу будет рассматривать комитет по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Тверской области. Врио губернатора Игорь Руденя назвал решение Тверской гордумы, которая разработала законопроект о возвращении выборов мэра Твери, «эмоциональным порывом». «Управлять хозяйством должен профессионал», – считает он.
Но нам кажется, что Игорь Руденя пока не имеет особого мнения по этому вопросу. До последнего дня этот вопрос вообще его не интересовал. Руденя – прагматик, а с точки зрения прагматика в современной политической модели качество взаимоотношений главы региона с главами муниципалитетов вообще не зависит от способа их появления на своей должности. В сложившейся на сегодня модели межбюджетных отношений муниципалитеты все равно полностью экономически зависят от губернатора. Другое дело, что сама интрига, приведшая к неожиданному решению ТГД по демократизации выборов мэра Твери, имеет длинную историю и тонкий расчет.
Она – следствие борьбы двух влиятельных групп: уполномоченного по правам человека, генерала Владимира Бабичева и бывшего мэра Твери, депутата ЗС Олега Лебедева.
Обычно решения по изменению схемы выборов руководителя областного центра согласуются в управлении внутренней политики Администрации президента, где не любят самодеятельности. В данном случае Александр Корзин, руководитель Тверской городской думы, который потерял после увольнения Шевелева политические ориентиры, провел это решение без согласования. Собственно, в этом и был план – создать «легкий» конфликт между врио губернатора Тверской области Руденей и управлением внутренней политики Кремля, подтолкнув на определенные кадровые решения. Трудно сказать, добились ли организаторы поставленных целей, но назначение Людмилы Ивановой – это, несомненно, следствие «эмоционального» решения думы.
Иванова умела взаимодействовать с Тверской городской думой в 90-е, когда там были депутаты не чета нынешним, отобранным Дудукиным безликим приспособленцам. Теперь будем наблюдать, сумеет ли она разрулить долгоиграющие конфликты тверской политики.
Продолжение темы читайте в материалах:
«Чемпионат мира – это шанс для региона»
Мария ОРЛОВА