Мусорный полигон на 13-м километре Бежецкого шоссе официально закрыт. Это пытались сделать с конца 1980-х, и вот наконец свершилось. Однако свалка продолжает тлеть и источать зловоние. Каждый, кто едет по Бежецкому, мгновенно закрывает окошки.
Комментирует генеральный директор компании «Экобытсервис» Павел Чуровой.
– Павел, какие вещества выделяет тлеющая свалка? Чем они грозят здоровью человека?
– Горение и тление свалки – очень опасный процесс, при котором выделяется целый букет канцерогенов и мутагенов. В основном это диоксины, одни из самых опасных ядов. Они действуют на клеточном уровне, что приводит к онкозаболеваниям, бесплодию, мутациям и т.д. При тлении свалки образуется и множество других ядов.
Кроме пластика, ветоши, красок и разных металлов (почти вся таблица Менделеева), в свалке хранится органика – листва, продукты с кухни. При тлении они тоже оказывают канцерогенный эффект.
– Почему на свалке так много вредных материалов?
– В Твери нет раздельного сбора мусора. Все, что бросается в мусорное ведро, попадает на свалку, и мы этим дышим. Но самое опасное, что вредные вещества проникают глубоко в почву, а оттуда – в грунтовые воды, отравляя окрестные земли и водоемы. Только выброшенные на свалку батарейки выделяют в почву окислы цинка и марганца – яд для всего живого. А сколько другого металла, пластика и органики? Кстати, на новом полигоне близ Славного такого нет. Там землю защищает гидроизоляционное покрытие – специальный толстый пластик.
– Почему тлеет свалка?
– Внутри свалки очень высокая температура. «Тело свалки» способно разогреваться до 1000 градусов. К тому же компьютерные столы, шины и пластиковая посуда плавятся в общем котле, образуя внутри опасные полости, провоцирующие возгорания.
– И сколько будет продолжаться это «разложение» свалки?
– Очень долго, ведь в свалке тысячи составляющих. Пластик, например, разлагается до 200 лет.
– Какой может быть выход?
– Единственный выход – это рекультивация свалки, то есть возвращение земель к хозяйственному использованию. Но перед этим нужно обязательно провести сортировку (разделение на макулатуру, пластмассу, ПВХ), утрамбовку и пакетирование мусора. Следовательно, надо установить на месте сортировочную линию, приобрести пакетирующий пресс, выделить автомобиль для транспортировки отходов. Свалку нужно разобрать на части, утрамбовать и пересыпать слоями грунта. В целом рекультивация – очень затратное мероприятие. Оно стоит примерно 300 миллионов. Я не знаю, выделит ли наша администрация такую сумму на эту задачу.
– Какие еще есть варианты решения проблемы?
– Во многих странах научились использовать «газ мусорных свалок» как энергоноситель. Это так называемая «зеленая энергия». Такие альтернативные мини-ТЭЦ есть в Европе, в некоторых штатах США, даже в Белоруссии. Недавно подобный объект на старой свалке появился в Гатчине Ленинградской области. Газ с полигонов отводится по трубам, проложенным глубоко под землей, и метан не попадает в атмосферу. Это затратный и трудоемкий, но очень эффективный путь.
Любовь КУКУШКИНА