Новое гетто

24.05.2016, 18:41

Чем сегодня живет Московский район Твери

Площадь Терешковой – самая неухоженная площадь в Твери

Перед сентябрьскими выборами «Караван+Я» начинает обзор районов города Твери. Мы обозначим главные проблемы, задачи и перспективы развития каждой территории. Наши респонденты – жители, эксперты, политики: все те, кто в том или ином статусе может нарисовать картину района, его прошлого, настоящего и будущего. Надеемся, это поможет кандидатам больше узнать о районе, а жителям – сделать правильный выбор.

 

Проект мы начинаем с анализа ситуации в Московском районе. Это один из самых крупных районов Твери, который, увы, производит впечатление самого заброшенного. Если в других районах есть хотя бы отдельные импульсы к развитию, то Московский будто ходит по порочному кругу: ничего там не меняется, скорее деградирует.

В районе Зеленого проезда и улицы Орджоникидзе некоторые даже днем ездят на такси: пешком ходить страшновато, в подворотнях много маргинальной публики. Тротуары в большинстве своем поломанные (особенно этим славится Южный, в частности, бульвар Гусева, улица Королева, улица Левитана), транспортные маршруты не продуманы, а новые жилые кварталы «насаживаются» на старые, изношенные коммуникации.

Сейчас по всему Московскому району висят баннеры кандидатов в заксобрание. Среди них есть и баннер Александра Клиновского, который уже два срока представляет район в ЗС и намеревается идти на третий срок. Настроен он серьезно: жители района присылают нам скрины объявлений из электронных журналов школ, где родителей призывают голосовать на праймериз за Клиновского – «ведь он активно помогает школе, выделяя средства на проведение ремонтных работ».

Мы спросили у экспертов и жителей, как они оценивают работу депутата и какие проблемы района надо решать в первую очередь.

 

«ШКОЛЫ И ДЕТСАДЫ ПЕРЕПОЛНЕНЫ»

 

Андрей Увиков, член клуба инвалидов-колясочников «Кристалл»:

– Про беды Московского района могу сказать немного, так как выходить на улицу стал недавно, с приобретением своего дома – а из квартиры на инвалидной коляске далеко было не уехать. Отсюда первая беда: хоть и стало лучше, чем раньше, но все равно доступная среда для инвалидов пока недотягивает даже до средних показателей.

Вторая беда: построили многоэтажки в Бобачевской роще, и очень просто это узаконили.

Третья, и, наверное, главная проблема: в Московском районе и раньше были проблемы с детсадами и школами, а теперь стало вообще тяжело. Это еще не заселили четыре новые многоэтажки в «Чайке», а уже в 43-й школе в следующем году семь первых классов, шестые классы, в нарушение всех нормативов, будут учиться во вторую смену. А через год-два в детсад и школу попасть будет вообще сложно. Плюс ко всему из-за перенаполнения школ страдает качество образования: 43-я школа в рейтинге школ в нижней половине, но ничего менять не собираются: и так проблем хватает.

 

«НА СМЕНУ ОДНИМ ГЕТТО ПРИХОДЯТ ДРУГИЕ»

 

Мария Орлова, главный редактор журнала «Бизнес Территория»:

– В Московском районе Твери я прожила много лет. Его жилфонд строился в основном для работников крупных предприятий – «Химволокно», «Искож», «Кожзавод», которые поднимали промышленность после войны. Все местные предприятия, в отличие, например, от Заволжского района, где расположены ТВЗ и «Центросвар», – это вредные, токсичные производства. Традиция отчасти сохранилась – сейчас в районе работает «Сибур ПЭТФ», «Крона», «Мелькомбинат», которые тоже, по нашим данным, экологически небезопасны и провоцируют неприятные запахи.

В 60-е годы в дома, построенные заводами, массово переселяли жителей деревень, и целые жилые кварталы превращались в гетто. Лет десять назад корреспондент «Каравана» написал статью о своем родном микрорайоне «Чайка», которую очень точно назвал «Мое гетто». Его мама долгие годы работала на «Химволокне», сам он родился с патологией и провел детство в компании таких же детей заводских рабочих. Сегодня дома в районе ветшают, а коренные жители стареют. Однако на смену рабочим микрорайонам приходят этнические анклавы. В Московском районе, в связи с низкими ценами на съемное жилье, проживает множество выходцев с Кавказа и Средней Азии. Оптовая база на Цанова – место работы для многих из них.

По сути, сейчас в районе производится маргинализация населения. Этому во многом способствуют новые застройки – «Лесная мелодия», «Зеленый остров». Многоэтажки от ДСК, пока не заселены, смотрятся мило и по-европейски. Но через пару лет эти панельки обветшают, и социальное неблагополучие пойдет по новому кругу. То же и с «Зеленым островом» – на маленькой площадке бывшего кожзавода поселили, по моим прикидкам, более 6000 человек. Эта скученность сильно бьет по качеству жизни.

В целом сегодня Московский район – довольно унылое пространство, без качественных рекреационных зон и объектов соцкультбыта (хотя, конечно, осталось ДК «Химволокно»). При этом почти все крупные современные торговые центры («Рио», «Метро», Лента», «Торговый парк N1») сосредоточены как раз в Московском районе. Однако они находятся уже на выезде из Твери, и в отсутствие личного транспорта туда сложно добраться.

Безусловно, район нуждается в архитектурном и социальном осмыслении, новом подходе к застройке и реновации жилого фонда.

 

«МОСКОВСКИЙ РАЙОН – БОЛЕВАЯ ТОЧКА ГОРОДА»

 

Олег Цуканов, помощник депутата Законодательного собрания Людмилы Воробьевой (фракция КПРФ):

– Московский район – один из самых массивных районов города, он тянется от деревни Бобачево до микрорайона Южный. Кратко перечислю главные болевые точки района.

Первая – это ветхий жилищный фонд. Большинство многоквартирных домов имеют солидный возраст. Вряд ли в ближайшее время они попадут под программу капремонта – просто потому, что закон о капремонте несовершенен и жителям типичных «панелек» придется копить нужную сумму много лет. Без поддержки депутатов и участия муниципалитета и региональной власти проблему капитального ремонта жилья не решить.

Еще один важный момент – отсутствие зеленой зоны для прогулок и отдыха. Бобачевскую рощу отдали на откуп застройщикам. Остался один бульвар Цанова, но и там из всей инфраструктуры – пара лавочек, нет даже качественного освещения. В районе необходима альтернативная, современная зона отдыха.

Третья важная проблема – транспортная. Особенно от нее страдают отдаленные поселки Химинститут и Элеватор. На Элеватор автобус заезжает несколько раз в день, с огромными перерывами, и людям приходится идти 2-3 километра до трассы, чтобы сесть на маршрутку. В Химе транспорт тоже ходит с перебоями. Проблему мог бы решить пуск в этом направлении рейсового автобуса не только утром и вечером, но и в дневное время, без ограничений.

Четвертная проблема – плохая медицинская обеспеченность все тех же дальних районов. С тех пор, как в Химинституте «оптимизировали» станцию скорой помощи, жителям очень долго приходится ждать бригаду врачей. Был трагический случай, когда мужчина в Химинституте 40 минут ждал приезда скорой и умер, так и не дождавшись. На мой взгляд, необходимо вернуть станцию скорой на эту территорию.

Пятая проблема – низкое качество воды. Мы с жителями района проводили независимую экспертизу, и выяснилось, что такую воду не то что пить – в ней даже мыться нельзя. Она была признана технической. Чтобы улучшить качество воды, нужно входить в целевые муниципальные или федеральные программы.

Все эти проблемы должна решать местная власть в рабочем порядке, но почему-то не делает этого на протяжении многих лет.

Я иду на выборы с совсем другим настроем: работать и приносить пользу людям, а не кормить их бесконечными обещаниями. Я открыт для обсуждения назревших проблем и заинтересован в гражданском диалоге. Мой телефон: 47-53-25, в рабочие дни с 9.00 до 19.00

Ирина СМИРНОВА

31 0
Лента новостей
Прокрутить вверх