Простите, если изменила ваш мозг
Ася Казанцева прочитала научно-популярную лекцию в Твери
18 мая научный журналист Ася Казанцева посетила Тверь по приглашению «Караван+Я». Симпатичная девушка – самый молодой лауреат премии «Просветитель» – приехала в джинсах и рубашке в клеточку, с легким рюкзачком за спиной – по всей видимости таким же легким, как ее книги и научно-популярные лекции, с которыми она гастролирует по всей России.
«Молодая наглая телочка» (так иронизирует над собой Ася) объявила войну лженауке и несет знания в массы. Она выпустила уже две книжки, ставшие бестселлерами: «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то не прав! Научные исследования спорных вопросов».
По опыту Аси, если в городе-миллионнике на платную научно-популярную лекцию собирается 50 человек, это уже хорошо. А «Каравану» удалось собрать в клубе «Биг Бэн» 18 мая больше 80 человек. Для жителей Твери Ася прочитала аж две лекции: про когнитивные ловушки (о том, как не попадаться на лженаучные теории) и бонусом, по просьбе зала, – про отличия мозга мужчин и женщин.
Остроумные шутки, эксперименты, диалог с участниками – Ася и развлекла зрителей, и «анатомически изменила их мозг». Сложно повторить эту «операцию» с читателями «Каравана», поэтому мы лишь пунктиром обозначим, о чем шла речь на встрече с Асей Казанцевой.
УТКА-ГОМЕОПАТ И ГОЛУБЬ-ФИЛОСОФ
Научный метод с точки зрения истории появился совсем недавно, а Интернет стал общедоступным буквально вчера. Большую часть времени человечество просуществовало в условиях острого недостатка информации, и выработались определенные способы принятия решения.
Представьте древнего человека, который видит в кустах что-то, похожее на тигра. Он может мыслить рационально: «Наверное, это не тигр. А если тигр, то, может, он вегетарианец. А если не вегетарианец, то он, может быть, сытый…» И все-таки самым верным в этой ситуации будет убежать, потому что на одной чаше весов – риск быть съеденным, а на другой – риск… ну, лишний раз пробежаться, если в кустах никого нет.
И эти механизмы работают до сих пор. Мы принимаем решения, основываясь не на научных данных, а на том, что «так делала мама», «соседу помогло», «по телевизору говорили», «упаковка красивая» и т.д. В большинстве случаев этого оказывается достаточно для правильного выбора, но не всегда.
Искажения начинаются на уровне зрительной системы. В книге вы видите четко ту строчку, которую читаете, и пару соседних. Остальное для вас – туман. Весь мир человек видит словно сквозь трубочку, но этой нечеткости мы не замечаем, потому всю картину достраивает мозг. Когда я отвожу взгляд, например, я не вижу мальчика в желтой клетчатой рубашке, который сидит в углу зала, но я знаю, что он там сидит. Итак, мозг – это не просто инструмент для восприятия реальности, это инструмент ее достраивания на основе памяти, опыта и ваших представлений… И с этим связаны возможные искажения.
Продолжаются искажения и на уровне абстрактных понятий. С голубями был проведен опыт: птиц морили голодом, а потом через каждые 15 секунд начинали открывать на некоторое время кормушку. Если в момент открытия кормушки голубь, например, махал крыльями, то он связывал это действие с появлением еды и начинал усиленно махать крыльями каждый раз, когда хотел поесть. Другой голубь кивал головой, третий крутился вокруг своей оси.
У человека это заблуждение называется Post hoc, ergo propter hoc – «После значит вследствие». На этом основан, в частности, успех гомеопатических пустышек, после которых человек выздоравливает благодаря самовнушению и просто в силу того, что человеку свойственно выздоравливать. Один гомеопатический препарат против гриппа (купируем название. – Прим. авт.), изобретенный в 1919 году путем многократного разведения частицы печени утки до тех пор, пока эта утка из раствора совсем не исчезнет, сейчас продается в России на 2,5 млрд рублей в год. Учитывая процентное соотношение действующего вещества и воды, печени той самой утки, выловленной в 1919 году, очевидно, вполне хватает и сегодня.
КТО ВИДЕЛ ДЕЛЬФИНОВ-УБИЙЦ? КТО ВИДЕЛ, УЖЕ МЕРТВЫ
Еще одна ловушка, в которую мы попадаем, связана с когнитивной легкостью. Мозг – это орган, который потребляет больше всего энергии и которому во время активной интеллектуальной работы становится необходимо еще больше энергии. Поэтому людям приятнее и радостнее думать о том, что им уже известно. На этом, в частности, основывается реклама. Приходя в магазин, мы покупаем тот сыр, о котором мы слышали по телевизору. Пусть мы его не пробовали, но раз название нам знакомо, значит, он хороший. (На этом же, судя по всему, основан эффект праймериз: люди проголосуют на выборах за того, кому они отдали голос на «предвыборах», просто увидев знакомые фамилии и поленившись разбираться в других кандидатах. – Прим. авт.)
Если нам легко вспомнить пример чего-нибудь, то возникает ощущение, что это широко распространено. Стоит одному человеку погибнуть от торнадо, как все газеты напишут об этом событии. От инфаркта умирает множество людей каждый день, но именно про торнадо запомнят все.
Поднимите руки, кто боится летать на самолете? А кто – ездить на машине? Несмотря на то что вы просекли мою «фишку», боящихся летать на самолете все же больше, хотя в автокатастрофах каждый день гибнет больше людей.
Существует миф о том, что дельфины спасают утопающих, толкая их к берегу. Эти суждения основаны на рассказах тех, кому удалось спастись. Однако проблема в том, что мы не можем спросить мнение тех, кого дельфины спасали, толкая их в противоположную от берега сторону… Это называется «систематическая ошибка выжившего».
Если 100 человек, больных раком, будут есть вареную свеклу, и один выживет просто в силу того, что есть вероятность неправильной постановки диагноза, ремиссии и т.д., он тут же начнет раздавать интервью о том, что все доктора врут и надо есть вареную свеклу. Те 99 человек, которые ели вареную свеклу и все равно погибли, ничего не смогут ему возразить.
Человек выносит суждения исходя из комплексных представлений.
Со студентами был проведен эксперимент. Одной группе читали лекцию об эффективности и полезности атомных электростанций, а потом сделали опрос по поводу рисков для окружающей среды, и большая часть оценила риски как минимальные. Другой группе студентов прочитали лекцию о том, что атомные электростанции – это дорого и трудоемко, а потом спросили по поводу экологических рисков. Студенты оценили их как максимальные. Ни в том ни в другом случае в лекции не затрагивалась тема экологических рисков, но студенты сделали вывод исходя из своих комплексных представлений.
Так, если кому-то из вас не нравится моя дикция (Ася картавит. – Прим. авт.), то я вам не завидую, потому что, придя домой, вы напишите в комментариях, что и содержание лекции было неинтересным. А кому понравилась моя лекция, тот ответит: «Да ладно, нормально она говорит, все понятно было»…
Следующий спикер – Михаил Зыгарь
Проект «Каравана» «Интеллектуальные вечеринки» набирает обороты.
4 июня в 16.00 в клубе «Биг Бэн» выступит Михаил Зыгарь, экс-главный редактор «Дождя», автор бестселлера «Вся кремлевская рать». Он прочитает лекцию «Как устроена российская власть» и ответит на вопросы зрителей.
Количество билетов ограничено, поэтому призываем зрителей покупать их заранее. Цена билета плавающая. До 26 мая – 600 рублей. С 26 мая до 3 июня – 800 рублей. 4 июня на входе – 1000 рублей. Для участников встречи с Асей Казанцевой скидка – цена 500 рублей.
По всем вопросам обращаться по телефону: 8-920-182-95-89
А также пишите организаторам групп в соцсетях:
«ВКонтакте» https://vk.com/zygarvtveri
«Фейсбук» https://www.facebook.com/events/569420316552947/
Реклама
ПОБЕДИТЬ ДРАКОНА И НЕ СТАТЬ ДРАКОНОМ
Многие люди стойко убеждены в том, что натуральное – это хорошо, а ненатуральное – плохо. Получается, натуральная оспа, натуральная поганка – это хорошо…
Кстати, этот стереотип вполне можно было бы использовать для защиты ГМО.
Генная модификация – это натуральный механизм, который работает уже много сотен тысяч лет. Агробактерии вживляют в корни растений гены, которые заставляют растения производить полезные для бактерий вещества. Ученые используют этот механизм, только они вырезают из бактерий используемые ими гены и вставляют другие, которые интересны для человека.
Лжеученый часто прибегает к однозначным формулировкам. «ГМО по определению не могут быть безопасными», – говорит Ирина Ермакова. Всемирная организация здравоохранения не может позволить себе такую категоричность, потому что там работают настоящие ученые, и делает очень длинное заявление: «…не было обнаружено негативных последствий потребления ГМО, однако мы будем продолжать исследование…» То есть ВОЗ делает поправку на то, что мы еще чего-то не знаем, а вдруг… Действительно, вот на днях мы обнаружили, что «ВКонтактик» может послужить причиной самоубийства… Ученые никогда не будут категоричны.
А я, молодая наглая телочка, могу позволить себе бороться с лжеучеными и говорить просто и ясно: «ГМО – безопасны!»
Основная проблема научно-популярных лекций в том, что на них приходят те люди, которые и так не попадают в когнитивные ловушки.
Как бороться с драконом и при этом самому не стать драконом? Раньше я работала в глянцевом журнале «Здоровье», моей аудиторией были домохозяйки. Много раз приходилось идти на компромиссы с совестью, и я уволилась. Благодаря фонду «Династия» научно-популярное направление в России начало развиваться, а потом фонд признали иностранным агентом… Сейчас фонд «Эволюция» вместе с комиссией РАН по борьбе с лженаукой выпускает меморандумы, разоблачающие всякую ерунду. Я тоже участвую в этой работе – они пригласили несколько «селебрити».
А вообще, лучшее, что придумало человечество в борьбе с лженаукой, – это институт рецензирования в научных журналах. Читайте статьи, которые проверяются другими учеными.
P.S. В материал не вошла лекция Аси про мозг мужчин и мозг женщин, но позволим себе процитировать вдохновляющий финал: «Учитывая, что мозг меняется в ходе обучения, гипотетические отличия мозга мужчины и женщины малосущественны. Известно, что кратковременная память связана с усилением связи между нейронами. А долговременная память – с построением новых синаптических связей между нейронами, участвующими в обработке информации. Любая долговременная память – это действительно анатомические изменения в мозге. Если кто-то хорошо запомнит мою лекцию, то это значит, что я анатомически изменила ваш мозг. Простите, пожалуйста».
Дмитрий КОЧЕТКОВ