Игорь Руденя: «Считайте, я ваш агент»
Врио губернатора региона ответил на вопросы тверских предпринимателей
26 мая, в День российского предпринимателя, в Твери прошла первая встреча нового исполняющего обязанности губернатора Игоря Рудени с бизнес-сообществом региона. Формат встречи был абсолютно новый: открытая регистрация, вопросы без подготовки. Такого в Тверской области не было даже во времена «разгула демократии». Ни разу руководители региона не выходили с открытым забралом к довольно воинственно настроенному народу.
Игорь Руденя, только 2 марта появившийся в Тверской области, «держал зал» два с половиной часа. В график не уложились, вопросов было слишком много. Часть их врио губернатора переадресовывал профильным министрам, которые тоже находились в зале бизнес-центра «Тверской» (в народе – «Рюмки»). В своем небольшом вступительном слове Игорь Руденя рассказал, как видит экономическое развитие Тверской области. Это работа на крупнейшие рынки России – Москву и Санкт-Петербург, производство продуктов питания, развитие туристической сферы, логистика, придорожный сервис.
– Сегодня пришли более 350 предпринимателей, – объявил организатор форума Антон СТАМПЛЕВСКИЙ, уполномоченный по правам предпринимателей Тверской области. – За месяц к нам поступило более сотни вопросов. Мы их сгруппировали по блокам.
Из вопросов предпринимателей выяснилось, что как раз те направления бизнеса, которые Игорь Руденя считает «локомотивными», находятся под угрозой. И угроза эта чаще всего бюрократического характера, замешанная на чьей-то некомпетентности или коррупции.
ТРАНСПОРТ И ЛОГИСТИКА. ВСЕ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО
Иван МОНАХОВ, коммерческий директор ржевского таможенного терминала «Опцион»:
– Ни один регион в Центральной России не имеет таких логистических позиций, железнодорожных развязок и транспортных сообщений, как Тверская область. Однако помимо логистических возможностей крайне важным является и таможенное оформление. За последний год Тверская таможня лишилась большого количества возможностей оформления товара, что связано с околосанкционной позицией, «турецкой тематикой». Химическая продукция теперь растомаживается в Московской области. Надеемся, что вы представите нас на федеральном уровне и отправите письмо на ФТС (Федеральная таможенная служба) с просьбой возврата возможностей для Тверской таможни.
А вот проблемы придорожного сервиса. Их озвучили предприниматели из Торжокского района:
– Мы обслуживаем трассу М10 в районе деревень Большая Киселенка и Будово. У нас имеются пункты сервиса, шиномонтаж, мастерские, мойка, кафе и т.д. После расширения трассы нас заново заставляют строить остановочно-разгоночные полосы, которые снесли в процессе расширения дорожного полотна. Мы не отказываемся, но суммы, которые нам озвучили, для нас совершенно неподъемные – по 18 млн рублей. Несколько лет назад, когда мы строили снесенные при расширении дороги полосы, это обошлось всего по 1 млн 700 тыс. рублей. Просим включить нас в какую-нибудь поддержку по финансированию. 29 июня у нас сдача объекта, приезжал представитель руководства дороги и сказал, что все подъезды к нам перекопают. А это значит, что бизнес закроется.
Виталий ФАЕР, генеральный директор «КСК Ржевский», поднял проблему бюрократической волокиты в самом областном правительстве:
– В строительных материалах очень большая доля стоимости – цена доставки. Четыре предыдущих года движение по автодорогам в области весной не ограничивалось. В этом нужно было оформлять пропуск. У нас на оформление одного такого пропуска уходило 7 дней. Нужно заранее оформлять заявку: то есть перевозчик должен знать в начале апреля, куда он поедет в середине мая. Это нереально! Более того, пропуск подписывает начальник областного ГАИ. Ему больше делать нечего?! Тем временем в Москве уже давно просчитали, что закрытие дорог – экономически невыгодно. Нам хотелось бы понимать, что нас ждет в этом плане дальше.
Ответ министра транспорта Андрея Суязова вызвал дружный смех в зале: пропуска подписывает вовсе не начальник ГИБДД, а он сам и как раз делает это в предписанные законодательством семь дней.
Игорь Руденя внимательно слушал вопросы, делал пометки, обещал лично разобраться в каждом случае. Пропуска на проезд по весенним дорогам он порекомендовал вообще отменить, а с таможней и «Автодором» надо работать на уровне Москвы – тут как раз пригодится его уровень лоббистских возможностей.
Автоперевозки и маршруточный бизнес стали темой отдельного блока вопросов – тверские автоперевозчики сейчас находятся в состоянии очередного передела рынка. Именно так и оценил ситуацию Игорь Руденя.
– Если досрочно пересматриваются и перекраиваются маршруты, это точно передел рынка. Важно понять, кто здесь мутит. Вы знаете? – обратился он к уполномоченному по защите прав предпринимателей в сфере транспорта. – Потом расскажете?
ИНВЕСТИЦИИ: КАК ПРИВЛЕЧЬ ДЕНЬГИ В РЕГИОН
Артем ИЛЬИН, заместитель директора «Royal Dutch Shell» (Торжок):
– Более десяти лет назад ввели программу повышения инвестиционной привлекательности области. Основная ее суть заключалась в том, что часть налогов, которые платят инвесторы, им возвращается в виде субсидий. Несколько лет назад мы построили завод, выполнили все бумажные работы, но субсидии так и не получили. Это было в 2012 году (начинали строить завод «Шелл» при губернаторе Зеленине, а запустили – при Шевелеве. – Прим. ред.). В судах юристы областного правительства стали утверждать, что нам вообще ничего не должны. Будете ли вы пытаться реанимировать эту программу и что намерены делать с обязательствами перед инвесторами, которые уже построили активы? Отмечу, что мы постоянно платим в область налоги.
– Сейчас у нас долг от бюджета 70%, – отвечает Игорь Руденя. – Минфин России, как основной кредитор, не разрешает нам производить траты, кроме тех, которые сейчас имеются. Мы написали письмо в правительство с просьбой разрешить ввести такой институт, как субсидирование, но Минфин пока не дал положительного ответа. Для инвестиционной привлекательности мы будем улучшать инфраструктуру, в частности, дорожную, и привлекать свободной территорией на льготных условиях. Давайте, вы построите еще один завод, а мы к нему проложим дорогу и подведем газ и электричество.
Андрей ДМИТРИЕВ, директор «Пром-Металл»:
– В данный момент в Москве проходит выставка «Металлообработка-2016». Я увидел там ряд компаний, которые принимают участие в том числе из нашей Тверской области. В рамках таких выставок сразу видно, какой регион успешный, а какой нет. Наш регион относится к отстающим. К сожалению, очень многие забыли о малом и среднем бизнесе, а у любого крупного станкостроительного предприятия есть десятки поставщиков именно из этого сегмента. А сегодня просто нет для нас хороших условий, в том числе именно условий финансовых. Все мы знаем, что проценты и сумма кредитов заоблачные.
– Рядом с вами сидит такой лоббист машиностроения, как господин Климов (главный редактор журнала «Умное производство». – Прим. ред.). Вы с ним поддерживайте контакт. Как я правильно понимаю, здесь нужно привлечь несколько институтов развития, которые могли бы финансировать проекты. Один из таких Сбербанк либо фонд МСП (Фонд развития малого и среднего предпринимательства). Можно встретиться всем вместе и обсудить этот вопрос. Здесь нужно смотреть, может быть, мы сможем вам тариф снизить либо как-то еще улучшить условия.
СТРОИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗАДУМАТЬСЯ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Сардар АБДУЛЛАЕВ, СРО «Тверское объединение строителей»:
– Сегодня в области отсутствует управление строительным комплексом. Никакой помощи мы не видим. В городе согласование идет годами. Поэтому хотелось бы заручиться поддержкой со стороны власти.
Игорь Руденя ответил Сардару Сулеймановичу с изрядной долей юмора:
– Мы тут начали смотреть сметы, как строится все в Твери и сколько стоят объекты. Цены какие-то космические просто. Маленький деревянный мост около Ниловой пустыни, я не преувеличиваю, отремонтировать стоит 40 миллионов рублей. Ремонт офиса врача общей практики на селе – 18 млн рублей. Все ссылаются как раз на СРО. Мы немного скорректировали систему управления и потом доведем это до конца по всей вертикали. Конечно, мы отдаем приоритет компаниям, которые являются налоговыми резидентами Тверской области. Но я не понимаю рыночных цен. Если вы хотите, чтобы отрасль развивалась, нужно быть как-то поаккуратней с ценообразованием. За эти же деньги возможно построить не один объект, а два и три. Если мы хотим, чтобы строительная отрасль у нас развивалась, надо быть объективнее с ценами.
Вадим РЫБАЧУК, Тверская городская дума:
– В 2016 году федеральным правительством принята программа по строительству новых школ. Цель понятная, чтобы дети в большинстве могли ходить в первую смену. На эти цели были выделены 50 млрд рублей, но Тверская область не попала под проект. В 2017 году мы имеем такую возможность, но пока не предоставлено необходимой документации и земельных участков инвестору под эту программу. Есть ли возможность ускорить принятие решения, чтобы инвестор мог зай-ти на территорию и мы успели вступить в эту программу? В городе рассматриваются два района: Заволжский и Южный.
Игоря Руденю обрадовал этот вопрос:
– Да, нам нужна большая школа в Заволжье. И еще есть возможность попасть в федеральную программу даже на этот год. Сориентируйте нас по ценам.
ПРОВЕРКИ И ЗАПРЕТЫ – БИЧ МАЛОГО БИЗНЕСА
Вячеслав РОГОВ, туристский комплекс «Рогово», Зубцовский район:
– Сейчас наш проект еще не закончен и находится в стадии разработки. Но за последние три года у нас побывало 23 внеплановых проверки, искали даже террористов. Мы с супругой считаем себя инвесторами, но мы не находим понимание с местными властями. Встает вопрос ответственности за внеплановые проверки, и кто их несет. Мы легко нашли понимание в Твери, но у себя почему-то никак не получается.
Алексей ЗАДОНСКИЙ, директор сети детских магазинов:
– В Твери нельзя теперь заклеивать и оформлять окна магазинов. И получается, что все торговые объекты перестают красиво выглядеть. В итоге – обшарпанные фасады зданий. Более того, приходят проверки и выписывают очень немаленькие штрафы. Сейчас правила благоустройства города трактуют не в пользу предпринимателей, и прописано все очень размыто.
Продолжает тему хозяйка одного из ларьков:
– Я очень давно работаю в сфере предпринимательства в Твери. За последний период было ликвидировано больше половины всех ларьков города. При этом я не думаю, что все они были нелегальные. Люди своевременно платили налоги. Если взять по 2 человека в смену, это около 1500 человек остались без работы. Причем в большей степени это семейный бизнес. Бывает, что лежит решение суда, чтобы ни в коем случае не убирать ларек, а приезжает администрация города и его сносит. Хорошо, что я 10 лет кручусь в этой сфере и знаю права и законы. Поэтому городская власть от меня быстро отвалила, извините меня за сленг. Но мы устали бороться. Пусть чиновники борются за то, чтобы я работала.
Игорь Руденя терпеливо отвечал и на этот довольно жесткий блок вопросов:
– Я сам работал в бизнесе какое-то время. По наружной рекламе уже разговаривал и общался с руководством города. Они сказали, что у них есть расписанные правила, которые должны сейчас быть приняты. Ознакомлюсь, насколько там все формализовано. Так как Тверь является областной столицей, это накладывает определенные эстетические обязательства на фасады, торговлю и вывески. Предлагаю обобщить все случаи с конкретными примерами. Мы их рассмотрим, чтобы убедиться – это самодеятельность чиновников или все же нарушение правил было. Также мы думаем, что можно было бы субсидировать некоторые виды затрат именно на приведение в норму внешнего вида торговых точек. Чтобы простимулировать предпринимателей на эстетику. Что касается ларьков, мы поговорим с городом о магазинах в шаговой доступности, которые могут быть альтернативой ларькам. Плюс нужно посмотреть, какие помещения может отдать вам город по доступной цене в долгосрочную аренду и поменять ларьки на стационарные точки торговли.
Правда, из следующего вопроса выяснилось, что переводить квартиры на первых этажах из жилых помещений в нежилые сегодня невозможно. Предприниматель, задававший вопрос, не может это сделать ни через одно агентство недвижимости.
– Считайте, что я ваш агент по недвижимости, – сказал Игорь Руденя. – Обращайтесь ко мне.
ЯРМАРКИ И ФЕРМЕРСКИЕ РЫНКИ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Ирина СМИРНОВА, индивидуальный предприниматель:
– Я осуществляю свою деятельность на территории ярмарки по улице Хромова. Жителями было собрано 2000 подписей, чтобы эта ярмарка существовала. Она была утверждена как ярмарка выходного дня. Но этого недостаточно. У нас просьба, чтобы ярмарка стала универсальной и работала целую рабочую неделю, чтобы и жителям было удобно.
Предприниматель Лебедева с б-ра Шмидта (там сейчас на месте рынка перекопанный пустырь):
– Нас не просто закрыли, но еще и наказали 100 человек предпринимателей. В течение трех месяцев нас ежедневно штрафовали. И эти штрафы взыскиваются с нас до сих пор. Если конкретно Тимофееву мы помешали в пешеходной зоне, то почему на других улицах до сих пор существую рынки, а у нас нет?! Мы обращались уже во все инстанции, но с нами никто нигде не хочет говорить. Нужно хотя бы отменить штрафы, ведь мы работали на законных основаниях. Все платили налоги.
Что касается фермерских рынков, предпринимательница, торговавшая своей продукцией на рынке в Южном, посетовала, что бесплатные места местным производителям теперь не предоставляются. Игорь Руденя посоветовал подключить к вопросу присутствующего в зале депутата Госдумы Светлану Максимову.
– Ее не послушают, пробовали, – отвечает женщина-фермер.
– Со мной – послушают, – ответил Игорь Руденя.
Встреча могла бы продолжаться и дольше – Игорь Руденя хотел выслушать всех, а бизнесмены были удивлены предоставленной возможности напрямую пообщаться с руководителем области. Антон Стамплевский, как ведущий мероприятия, был вынужден попросить о соблюдении регламента. Но пока еще врио губернатора выразил надежду, что подобный формат общения продолжится. Мы тоже надеемся, что ему хватит сил разобраться в накопившихся в бизнес-сообществе Тверской области проблемах.
Анастасия РОМАНОВА