Как администрация Твери борется с «визуальным мусором»
В Твери нарастает явный конфликт между предпринимателями и администрацией. Сначала свои права пытался отстоять рекламный бизнес, когда подчиненные Юрия Тимофеева сносили рекламные щиты по городу. Затем с чиновниками «боролись» владельцы ларьков, впрочем, безуспешно. Сейчас волна дошла до всех бизнесменов, независимо от сферы, так как, по новым Правилам благоустройства, все вывески, информационные конструкции на зданиях и прочее должны будут согласовываться с администрацией. «Караван+Я» пытался разобраться в ситуации.
В новых Правилах благоустройства администрация ввела требования к информационным конструкциям, где должно быть размещено название организации, время работы и логотип. Так, в исторической части Твери информконструкции должны размещаться не выше нижней линии окон второго этажа, в остальной части города – не выше нижней линии окон третьего этажа. Для их размещения нужно согласие собственников здания и разрешение администрации города. Кроме того, вывески не должны контрастировать с единым архитектурным фоном города. В теории все звучит довольно логично. А как на практике?
БОРЬБА ЗА ЭСТЕТИКУ ИЛИ БУМАГОМАРАНИЕ?
Мы едем по городу с Константином КЛЕЩЕВЫМ, директором рекламной студии «Гранд».
– Я хоть и занимаю в данном случае сторону предпринимателей, но должен признать, что цель у администрации правильная, – Константин показывает на многочисленные и беспорядочные вывески на зданиях вдоль Вагжанова. – Посмотрите на все эти вывески, они абсолютно разные и расположены беспорядочно – это визуальный мусор. Его действительно нужно убирать. Причем аргумент о том, что на замену вывесок нужны деньги, неправилен. Не нужно говорить, что администрация плохая, что она должна оставить все как есть и не ущемлять права предпринимателей. Проблема не в этом.
– А в чем?
– После принятия новых правил благоустройства предприниматели оказались в подвешенном состоянии. Бизнес поделился на несколько групп:1. Те, кто получил предписание на демонтаж вывески. 2. Те, кто не получил предписания, но находится вне правового поля, так как администрация в любой момент может это сделать, еще и наложив штраф.
Здесь все очень сложно. Многие бизнесмены хотели бы согласовать вывески, но это не получится по ряду причин. Раньше администрация обращала внимание на эстетическую составляющую: как вывески будут выглядеть, где располагаться. Сейчас акцент сместился на бумаги: полноту пакета документов и его оформление. В итоге приходится переделывать весь проект, приносить снова и снова.
Еще сложнее бизнесменам, помещения которых находятся в зданиях с общей долевой собственностью. Им нужно получить согласие от всех собственников (жильцов). А люди сейчас сложные: зачем кто-то будет подписывать документы, если за это могут заплатить? Некоторые прямо требуют денег за подпись, причем немалых. В итоге весь бизнес сидит на пороховой бочке и ждет, что будет. А снять вывеску с названием – это все равно что закрыться.
Третья группа – те, кто пытается разместить новую вывеску, но и они сталкиваются с рядом проблем. Проект рассматривается в течение 14 дней, но из-за многократных повторений этот процесс становиться бесконечным.
– Есть выход из этой ситуации?
– Есть – в Москве, например, его нашли. Там сделали так: заключили договор с авторитетным дизайнером, он разработал концепцию размещения вывесок на типовых зданиях. Если ты делаешь все в рамках концепции, то ничего согласовывать не нужно. Тверской же департамент архитектуры ждет предложений от бизнесменов в каждом конкретном случае.
ПОД ВЫВЕСКАМИ – ГОЛОЕ ЗДАНИЕ
Руководитель по связям с общественностью «Российской сантехники» Александр ЗОЛОТОВ показывает мне фото фасадов компании, сделанные до и после снятия вывесок. Они отлично демонстрируют абсурдность ситуации, когда из-за действий администрации, борющейся за красивый город, здание приобрело явно непрезентабельный вид. Вместо фирменных вывесок – голые стены.
– После введения новых правил благоустройства, которые касаются и информационных вывесок, и наружной рекламы, администрация Твери вынесла нам предписание с требованием убрать с фасада вывески, грозя штрафами, – рассказывает Александр.– Мы пытались решить вопрос с размещением, тем более на нашем фасаде не рекламная информация (на вывесках не было определенных товаров и цен, только название сети магазинов и указание сфер деятельности. – Прим. авт.).
В департаменте потребительского рынка и рекламы нам дали контакты рекламных компаний (по всей видимости, аффилированных с администрацией), на площадях которых мы можем платно разместить информацию. А на своем здании, как выяснилось, делать это ни в коем случае нельзя!
Информационный щит в поселке Крупской, практически на выезде из города, нам также запретили устанавливать. Сейчас администрация сделала проектные документы, которая передала на согласование в правительство области. Получается, что администрация определила и места для баннеров, и их количество. Интересно узнать, кто является владельцем всех этих щитов, которые вошли в проект.
– А какой штраф грозит предпринимателю, если вывеска не будет снята?
– Если не ошибаюсь, то за информационные вывески – 30 тысяч рублей. Но мы решили принципиально снять, чтобы показать администрации, насколько это будет убого. Думали, что администрация сможет пойти навстречу. Тем более наше здание находится на краю города (ул. Конечная, д. 5) , там нет жилого сектора, за зданием «Российской сантехники» идет зона, где расположены одни гаражи.
По идее, наши вывески не самое ужасное, что может «портить» город в этой зоне. Мы понимаем, зачем снимать вывески на Волоколамском проспекте, на проспекте Ленина, на улице Горького, где находятся наши магазины, – это все-таки центральные улицы. Но непонятно, кому они мешают на Конечной. Администрация гребет всех под одну гребенку, не разбираясь.
Еще один момент: большинство вывесок в свое время были согласованы с администрацией, архитекторами и т.д. Тогда были сделаны проекты, проделана большая работа, а сейчас все это вырубают под корень. Как говорится, новая метла по-новому метет. Самое прискорбное в этом, что администрация не идет на компромиссы.
РАБОТА НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Сергей МАМОНОВ, депутат Тверской городской думы, относится к архитектурной «реформе» более сдержанно:
– Все нововведения делаются в рамках благоустройства города. У них есть как долгосрочный эффект, так и краткосрочный. Если говорить о долгосрочном, то архитектура только выиграет. Сейчас многие архитектурные элементы закрыты растяжками, баннерами, вывесками и т.д. Многие несколько лет не менялись и не обновлялись. Это некрасиво и не нравится никому. Мы же свои дома не затягиваем баннерами наглухо! Город без визуального мусора только станет лучше. Да и объекты торговли выиграют. Если будут красивые стеклянные витрины, торговые залы будут «дышать» светом, люди снаружи будут видеть товары и, надеюсь, красивые интерьеры магазина. Покупателей это всегда привлекает больше, чем здание, обклеенное рекламной пленкой.
Но если брать краткосрочную перспективу – предприниматели понесут убытки из-за необходимости переделки рекламных конструкций и вывесок. Многие бизнесмены не хотят тратить деньги, поэтому и жалуются.
Есть и другой важный момент. Цель любого объекта торговли – сделать свой магазин привлекательнее. Но мы забываем еще и фактор безопасности объектов. Кто гарантирует сохранность стеклянных витрин в ночное время? Камеры наблюдения и патруль полиции администрация города не может обеспечить везде. Кто возместит ущерб витрине или даже ограбление магазина? Поэтому, на мой взгляд, эти нововведения работают на долгосрочную перспективу. И их реализация – в тесной связи с остальными проблемами города.
Екатерина СМИРНОВА