Псковский журналист, правозащитник, член комитета партии «Яблоко» Лев Шлосберг встретился с жителями Твери 5 июня. Корреспондентам «Каравана», продвигающим независимую журналистику, было особенно интересно присутствовать на встрече.
Лев Шлосберг, как известно, первый написал о псковских десантниках, предположительно погибших в вооруженном конфликте на востоке Украины, и вскоре был жестоко избит. С псковским губернатором Андреем Турчаком связывают и нанесение увечий журналисту Олегу Кашину. «Караван» в свою очередь выстоял в бою с не менее бесцеремонным тверским губернатором Шевелевым, который в итоге проиграл и был отправлен в отставку. Лев Шлосберг рассказал, что есть еще общего между Псковом и Тверью.
Лев Маркович прибыл из Пскова по приглашению своих коллег и рассказал о современной политической ситуации и сценариях развития страны. Как историк по образованию, он начал издалека:
– Многие политики считают, что история началась с Путина, и не видят глубоких корней нынешней власти, уходящей в дремучее Средневековье.
ПОДМЕННЫЙ КОЛОКОЛ
Жизнь Александра Михайловича, сына Михаила Тверского и Анны Кашинской, показывает взаимоотношения не только Твери и Пскова, но и истоки российской власти, сказал Шлосберг. Древняя Русь в это время находилась под татаро-монгольским игом. По приказу хана Узбека в Орде убивают старшего брата Александра Михайловича Дмитрия Грозные Очи. А в 1327 году в Твери происходит знаменитое восстание против Чолхана (Щелкана), двоюродного брата хана Узбека. Ордынский посол унижал тверитян и их обычаи, в частности, выгнал князя со двора. Народ взбунтовался и перебил всех монголо-татар, а ордынского посла сжег во дворце.
Хан Узбек направил в Тверь 50-тысячное войско, и единственным городом, который смог защитить князя Александра Михайловича, несмотря на угрозу уничтожения, оказался Псков. Жители приняли это решение на вече. Однако вскоре Александру Михайловичу все же пришлось бежать в Литву, оставив в безопасности свою семью в Пскове. В 1339 году он попытался вернуть ярлык на великое княжение в Орде и по навету московского князя Ивана Калиты, «вовремя» напомнившему хану о событиях 1327 года, был казнен вместе со своим сыном Федором.
А Псковская вечевая республика была полностью подчинена Московскому княжеству в 1510 году. Василий III потребовал снять вечевой колокол и привезти его в Москву. Псковитяне было направили к князю своих лучших людей с просьбой сохранить им символ города, но Василий III взял смельчаков в плен. Вече приняло решение, нестандартное для того времени: сохранить жизни людей и отдать колокол. Но символ свободы до Москвы так и не довезли – он упал и раскололся по дороге. Согласно легенде, из него отлили псковские колокольчики – самые звонкие на Руси. Василий III распорядился отлить копию легендарного колокола, но жители не приняли этой подмены. Сейчас «подменный» колокол находится в Эстонии. В 2010 году праздновалось 500-летие присоединения Пскова к Московскому княжеству, планировалось вернуть подменный колокол в Псков, но жители высказались категорично против.
По мнению Шлосберга, русские правители переняли ордынские традиции управления государством и даже не осознают этого.
ПОДМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Политика изоляции, непрозрачность решений, коррупция, съедающая треть бюджета, – у всего этого три сценария развития, согласно Льву Шлосбергу:
– Первый путь – это долгое гниение, последствия которого могут быть совершенно неожиданными. Второй путь – это честные выборы. Возможно, у власть предержащих сработает датчик собственной безопасности и они предпочтут честно уйти, чем погубить себя и страну. Это был бы самый лучший вариант развития событий. И, наконец, третий путь, набирающий все большую популярность, – революция. Если я встречаюсь со сторонниками этой идеи, я обычно спрашиваю: «А вы хорошо фонари на Октябрьской посчитали (это улица в Пскове)?» «При чем тут фонари?» «А при том, что вам фонарных столбов на всех не хватит!» Мы уже проходили Гражданскую войну, это очень страшно и неуправляемо. Так что второй вариант остается самым желанным – честных выборов у нас не было с 1996 года.
Праймериз «Единой России» на примере Псковской области оценил как отрицательный отбор: вместо лидера движения «Убитые дороги» Александра Васильева, на которого обратил внимание сам Путин и «подарил мандат», теперь в Госдуму идет Александр Козловский, «человек с сильным криминальным акцентом».
– Праймериз как система внутренней ротации призвана внушить, что нигде не может быть успеха, кроме как в «Единой России», и приучает граждан к предопределенности выбора: вот вы проголосовали в прошлый раз за «ЕР», а теперь подтвердите!
Льва Шлосберга окрестили «министром иностранных дел» «Яблока». Сейчас он пытается договориться об альянсе с «Парнасом», но есть определенные внутренние противоречия. «Один из десяти», – так оценил Лев Шлосберг шансы альтернативных партий на выборах.
Дмитрий КОЧЕТКОВ