Еще в начале прошлого века наша страна была ведущей сельскохозяйственной державой мира. Мы экспортировали зерно, лен, мясо… Как так получилось, что теперь мы это все покупаем в других странах?
КУДА ПОДЕВАЛОСЬ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО?
Треть продовольствия мы импортировали до введения санкций. Санкции помогли, но частично, теперь импортируем меньше. Но мы должны вообще не импортировать, а экспортировать!
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский указывает:
– Европейская земля уже выжата, она не дает урожай, а у нас самая большая пашня в мире – десятки миллионов гектаров!
Япония, например, постоянно повышает ввозные пошлины на иностранный рис. Себестоимость японского риса – выше. Но японские власти берегут свое население. Если японские крестьяне производят свой рис – они живут, Япония развивается. А если завезти вьетнамский рис, то японское хозяйство рухнет.
Развитие сельского хозяйства необходимо и для экономики, и для продовольственной безопасности, и для решения проблемы безработицы, и для социальной стабильности.
Вроде бы все это понимают. Так что же пошло не так?
Сперва крестьян сгоняли в колхозы. Потом колхозы разогнали. Люди пытаются заниматься фермерством – появились агрохолдинги, те же колхозы, которые стремятся отобрать у фермеров землю.
ЛДПР постоянно предлагает законы по защите фермерства. В том числе законопроект о родовых поместьях.
Сейчас землю начали раздавать на Дальнем Востоке. Хорошо, если там будут наши фермеры, а не китайские. Главная же проблема – землю раздали пустую, голую, без инфраструктуры.
Необходимо запустить полноценные программы по строительству сельского жилья и инфраструктуры. В США, стране вроде бы не сельской, подобные программы есть. Мы что, не можем так же сделать?
Можем. Но сперва надо по-настоящему, а не на словах передать землю фермерам.
ФЕРМЕР – «СОЛЬ ЗЕМЛИ»
Мелкие хозяйства зачастую страдают от давления со стороны крупных.
В частности, фермеров сгоняют с земель, когда завершается срок аренды. Сейчас добросовестный фермер имеет лишь одно преимущество: если на торгах он и его конкурент предложат одну и ту же сумму, то земля остается за фермером. Но крупное хозяйство может дать больше – а потом, например, превратить эту землю из сельскохозяйственной в дачную.
ЛДПР настаивает: фермерам следует дать гарантии. Если земля обрабатывалась эффективно, если давала урожай, то срок аренды надо продлевать на прежних условиях, безо всяких торгов.
НЕ ТОЛЬКО РАСТИТЬ, НО И ПРОДАВАТЬ
ЛДПР требует, чтобы не менее четверти мест на рынках закрепляли за мелкими сельхозпроизводителями, проживающими в том же муниципальном образовании, где находится рынок. Это позволит защитить фермеров от импортеров и перекупщиков.
Известно, что еще с 90-х существуют налаженные схемы продуктового импорта. И далеко не все эти схемы исчезли благодаря санкциям.
В не меньшей степени фермеры страдают и от засилья перекупщиков, которые договариваются между собой и устанавливают общие цены. В результате отпускные цены могут превышать закупочные в десятки раз!
Кстати, перекупщики часто оформляются как производители. Поэтому против них, как указывают в ЛДПР, следует ввести дополнительные меры – как ограничительные, так и карательные.
Многие проблемы, с точки зрения ЛДПР, были бы решены при помощи ярмарок выходного дня. В любом городе, в любом муниципальном образовании есть места, где можно по выходным организовывать ярмарки с бесплатными торговыми местами. Точнее, конечно, не бесплатными, а дешевыми: фермерам придется скидываться на уборку, туалеты, охрану… Но это не особо много.
Ярмарка стала бы выходом – но сейчас заявку на участие в ярмарке надо подавать чуть ли не за год и проходить кучу бюрократических процедур.
Фермеров надо защитить законом, защитить их право на ярмарку выходного дня. Соответствующий законопроект уже давно подан ЛДПР.
В отдельно взятом регионе, в Смоленской области, губернатор которой – член ЛДПР, власть выделила фермерам торговые места. Нет никаких препятствий распространить этот опыт на всю страну.
УРЕЗОНИТЬ ТОРГОВЫЕ СЕТИ!
Почему так взлетели цены? Особенно – в крупных торговых сетях. Почему дорожает хлеб, дорожает картошка – российская, не только импортная?
Цены задрали торговые сети. Причем все сразу. Это называется «ценовой сговор».
При этом известно, что закупочные цены столь же неоправданно низки. Особенно страдают мелкие хозяйства, которые могут что-то реализовать лишь через перекупщиков. Вообще, у всех отечественных производителей проблемы с торговыми сетями.
Торговые сети стремятся к максимальной прибыли, это рынок. Им выгоднее сократить закупки и задрать цены.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский напоминает, что государство – это не коммерческое предприятие:
– На их умные слова у нас найдутся свои, простые: ценовой контроль и национализация!
Против ценового контроля владельцы сетей возражают, пугают нас дефицитом. Но никакого дефицита не возникнет, если на рынок пустить непосредственных производителей, наших, отечественных.
А если крупные торговые сети продолжат создавать сложности, то мы им сами подкинем еще проблем. Во-первых, за «ценовой сговор» должны последовать санкции, штрафы, а то и посадки. ЛДПР именно так ставит вопрос – максимально жестко.
Но главное – ЛДПР предлагает национализировать крупные торговые сети и создать Министерство торговли, которое будет отвечать за беспрепятственное поступление продуктов в магазины.
РОССИЯ ДОЛЖНА ВЕРНУТЬ СЕБЕ СТАТУС «МИРОВОЙ ЖИТНИЦЫ»
Хватит быть сырьевым придатком мира!
Нефть и другое топливо заменить можно на сланцевый газ. Дорого, не сразу, но в перспективе есть такая возможность. А замены продовольствию нет.
Поэтому ЛДПР настаивает: развитие сельского хозяйства должно быть в России главным приоритетом. У нас самая протяженная территория, ни у кого в мире такой нет. Это означает непреодолимую конкурентоспособность. Нужно развивать сельское хозяйство, оно должно стать основой экономики нашей необъятной страны.
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ