Кому жмет венерин башмачок?

14.06.2016, 14:39

Почему чиновники исказили Красную книгу Тверской области

Елена Пушай на экскурсии по «Птичьему Эльдорадо» в Южном. Фото: Алексей Борисов, vedtver.ru

В апреле 2016 года министерство природных ресурсов и экологии Тверской области издало долгожданную версию региональной Красной книги. Ее второе издание ждали больше десяти лет, и вот наконец природоохранный документ и одновременно научный труд вышел в свет. Правда, с существенными изменениями, исправлениями и даже ошибками, а также тиражом 300 экземпляров. Для такого статусного законодательного документа, как Красная книга Тверской области, это неприлично мало. Также были удалены имена настоящих редакторов и составителей Красной книги, вместо них появились имена сотрудников минприроды, что послужило почвой для серьезных недоразумений. «Караван» встретился с учеными – реальными составителями научного труда и узнал все подробности конфликта.

 

ИМЕНА УЧЕНЫХ ВЫБРОСИЛИ

Лобелия Дортмана

Последний раз Красная книга Тверской области издавалась в 2002 году. С тех пор многое с точки зрения природоохраны изменилось, как и популяции ценных видов растений и животных. Об издании Красной книги говорили в 2008, 2010 и в 2013 годах, и именно в 2013-м она должна была выйти в свет – всю работу по анализу статуса, распространения, численности ценных видов флоры и фауны провели специалисты из ТвГУ.

Рукопись Красной книги выложили в Интернет, в том числе и на сайт минприроды, осталась лишь техническая формальность по ее изданию. Но, по нашим данным, заказчик (минприроды) затормозил процесс, сославшись на недостаток денег. Ведомство также не передало права исполнителю (университету), собиравшемуся издать Красную книгу за свой счет.

Чиновники с протестом встретили вариант, предложенный ТвГУ. Они категорически запретили издавать Красную книгу, размахивая договорными обязательствами и госконтрактом №139 от 13.08.2013. Чиновники акцентировали особое внимание на пункт 1.5 («все материалы и данные как на бумажных, так и на электронных носителях являются исключительной собственностью Тверской области и не подлежат использованию, опубликованию без письменного разрешения заказчика»).

И вот пришел 2016 год, чиновники неожиданно зашевелились и Красную книгу резко издали, при этом не посоветовавшись с учеными – ее главными творцами. Из научного труда были выброшены имена ответственных редакторов, кандидатов биологических наук Елены Пушай, Александра Сорокина, Алексея Тюсова и доктора биологических наук Андрея Зиновьева. Редколлегию сменили министерские фамилии. Сергей Орлов и его коллеги, как утверждают ученые, присвоили себе их заслуги, хотя все это время министерство, с точки зрения творческой составляющей, не приложило ничего для создания Красной книги Тверской области.

Александр Сорокин: «Куда делись 76 видов?». Фото: Павел Иванов, vedtver.ru

Между ТвГУ и министерством шла долгая переписка. Университет в лице ректора Андрея Белоцерковского поинтересовался: на каком основании минприроды убрало истинных редакторов из редколлегии Красной книги. Ответ чиновников выглядел как своевольное решение, не подкрепленное пунктами госконтракта. Они без всякого дополнительного юридического документа как бы расширили действие пункта 1.5 в своем ответном письме: «Министерство оставляет за собой право на самостоятельное согласование авторского коллектива и редакционной коллегии в выходных данных Красной книги Тверской области, а также ее дальнейшее издание и распространение».

– Минприроды возомнило себя Тверской областью на основании госконтракта. Мы ошарашены таким решением, ведь несколько лет Красная книга висела на сайте министерства в том виде, в каком изначально мы сдали макет, с нашими именами в редакционном списке. Вопрос с редколлегией – это не почести, это скорее ответственность за кропотливую работу, проведенную учеными. Получается, чиновники взяли на себя нашу ответственность, но при этом допустили грубейшие ошибки и дискредитировали себя, выбросив из книги ценные виды растений и животных. Самое страшное даже не то, что нас унизили и оскорбили, самое неприятное, что из 600 видов флоры и фауны оставили 524 вида. 76 видов куда-то делись, хотя с точки зрения природоохраны их популяции не выросли настолько, чтобы быть исключенными из Красной книги, – рассказывает Александр СОРОКИН.

– Нельзя так поступать с любым автором, это грубое пренебрежение к научному сообществу, которое министерство демонстрировало в последние годы. Красная книга ведется в основном на энтузиазме, а чиновники не хотят организовать хотя бы нормальный мониторинг растений и животных на территории нашей области. Ведь эта работа должна вестись из года в год, а тут авторы, по сути, выполняют ее за министерство в короткие сроки, да еще и оказываются униженными, – поясняет Елена ПУШАЙ.

 

…А 80 ЦЕННЫХ ВИДОВ УДАЛИЛИ

Венерин башмачок

Конечно, роль минприроды как заказчика прописана в госконтракте таким образом, что только министерство могло быть законным издателем Красной книги. Но приравнивать себя к Тверской области и говорить с позиции собственника… На это, с рядом оговорок, мог бы иметь право только губернатор.

Решение по редакторам вызывает вопросы, а вкупе с удалением из законодательного документа и научного труда порядка 80 ценных видов растений и животных напоминает превышение должностных полномочий. К слову, сам госконтракт составлен так, что исполнитель де-факто ни на что не имел и не имеет права, зато, помимо сдачи в срок рукописи Красной книги, несет полную ответственность, а если бы в процессе написания книги возникли спорные моменты, то ТвГУ мог бы еще и заплатить штраф.

Также исполнитель ответственен за нарушение авторских прав, но если удастся доказать, что авторские права нарушил заказчик, то, согласно пункту госконтракта, отвечать за них придется также исполнителю… Очередной юридический шедевр.

Если обратиться к закону «Об авторском праве и смежных правах», то многое можно трактовать в защиту ученых из университета, ведь рукопись Красной книги появилась в Интернете, да и в печатном виде задолго до официальной публикации. Кроме того, легитимность рукописи Красной книги признали эксперты из «ВНИИ Экология» (минприроды отправлял рукопись на экспертизу в 2014-м) Но минприроды к ним не прислушалось, кардинально изменило содержание и выходные данные, затянуло сроки. В итоге новое издание Красной книги просрочено на три года.

 

НАУЧНЫЙ БРАК, ПРИКРЫТЫЙ ЗАКОНОМ

Серая куропатка

Госконтракт на издание Красной книги Тверской области реализовывался в рамках региональной целевой программы «Охрана окружающей среды Тверской области». Составители были рады одному только факту, что появится 2-е издание Красной книги, и не думали, что «родительские права» на их детище будут присвоены косвенными участниками, а сама книга скатится к научному браку.

Какова же судьба этих 76 видов и почему чиновники в итоге их убрали из 2-го издания Красной книги Тверской области? Не исключено, что виной могли стать отнюдь не природоохранные соображения, а скорее субъективные интересы с корыстным подтекстом. Вполне вероятно, влияние богатых охотников из бизнеса, правительства области или даже страны, которые хотели бы без всяких запретов охотиться на уток и гусей.

Нельзя сбрасывать со счетов и другой вариант. Охрана ценных видов растений и животных на территории Тверской области невозможна без соответствующих природоохранных мероприятий, а это бюджетные деньги. Возможно, с молчаливого согласия прежнего губернатора минприроды решило таким образом существенно сэкономить на природе родного края.

– Виды, исключенные из Красной книги как исчезающие, относятся к федеральным краснокнижникам, т.е. они обитают не только в Тверской области, но и в других регионах России. Однако именно они являются сердцевиной Красной книги. Формально их упомянули в отдельном разделе, просто для сведения. Чиновники в своей редакции подчеркнули, что ответственность за их охрану правительство Тверской области не несет, так как эти редкие растения, животные и грибы занесены в Красную книгу России, поэтому пусть за них отвечает федеральное ведомство, – поясняет Андрей Зиновьев.

Серый гусь

Как мы видим, снова не обошлось без юридических хитросплетений. Получается, что Красная книга Тверской области может интерпретироваться как более приоритетный документ, нежели Красная книга России, именно на территории Тверской области и может выбрасывать федеральных представителей флоры и фауны из перечня охраняемых видов. Это значит, что браконьеры или честные лесозаготовщики могут спокойно пилить сосны в тех местах, где растут ценные и редкие виды мхов, при этом они будут правы в рамках природоохранного законодательства Тверской области и могут быть привлечены в том случае, если на них обратят внимание федеральные природоохранные чиновники. А это, как вы сами понимаете, может случиться, когда перестреляют всех гусей, выловят всю чехонь, вырубят весь лес и уничтожат весь ценный мох.

 

ВОРОБЬИ ПОПАЛИ К СОВАМ

Дупель

Такая нелепая ситуация стала возможной благодаря закону о Красной книге Тверской области №87-ЗО, принятому Андреем Шевелевым 7 ноября 2014 года. В статье 5 прописано, что действие данного закона не распространяется на объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Одним предложением тогдашнее шевелевское правительство отстранилось и закрыло глаза на действия охотников, лесорубов и прочих «хозяев лесов и болот». Этот закон есть и в самой Красной книге, а чуть ниже него напечатаны выдержки из КоАП Тверской области. В частности, статья 59.7, в которой сначала пугают административной ответственностью и штрафами за уничтожение редких и находящихся под угрозой видов, а в конце успокаивают, мол, действие данной статьи не распространяется на объекты из Красной книги РФ и разного рода международных договоров. Данные природоохранные нормативные акты на деле не охраняют федеральные природные ресурсы, а прикрывают беззаконие, браконьерство и деятельность циничных бизнесменов.

– Ответственность за нарушение закона о Красной книге недостаточно сурова. Даже штраф в полмиллиона рублей вряд ли испугает человека, мечтающего поставить свою виллу на месте произрастания венерина башмачка, – уверена Елена Пушай.

– Статья 5 в законе о Красной книге Тверской области уникальна. Ее нет в аналогичных законах красных книг из других областей. Получается, что беркут гнездится в Фировском районе, но он не наш, – удивлен Александр Сорокин.

Кроме вышеперечисленных изменений Красной книги в редакции от минприроды, есть опечатки (вроде слов «Федральный» и фамилии «Хомутомутовский») и фактические ляпы. Переставляя статьи с места на место, чиновники нарушили систематику. Так, орхидеи оказались в семействе осоковых, а воробьиные в семействе совообразных.

Как вы сами понимаете, из-за самодурства чиновников (другими словами это не назовешь) из минприроды Красная книга Тверской области превратилась в профанацию и неудачный пиар. Имена редакторов и составителей, собравших воедино уникальные виды флоры и фауны, незаслуженно удалили. Но ученых коробит даже не это, а то, что долгожданная версия 2-го издания Красной книги испорчена, превращена в бездушную отписку с грубыми ошибками. Ученые сетуют и на то, что минприроды не проводит таких природоохранных мероприятий по ведению Красной книги, как научные исследования, мониторинг, экспертиза проектов, организация особо охраняемых природных территорий.

Куда приведет этот конфликт и пойдут ли чиновники навстречу ученым – пока неясно. «Караван+Я» следит за развитием событий.

Павел КИРИЛЛОВ. На фото: виды растений и птиц, исключенных из Красной книги Тверской области

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх