Интересные факты о Дне города и Ганзейских днях в Твери
В Ганзейский союз Нового времени входят 176 городов мира, среди них 13 российских. Столицей так называемой «Русской Ганзы» является Великий Новгород. Каждый год в одном из городов проводится праздник – в 2015-м это был Торжок, а в 2016-м честь выпала областной столице. «Караван» побывал на «Твери Ганзейской» и Дне города
Праздник начался с театрализованного шествия: впереди на вороном коне Михаил Тверской (в роли князя, конечно, артист драмтеатра Георгий Пономарев), сзади в карете Екатерина II, а за ними пешочком Пушкин с Гончаровой, Салтыков-Щедрин и… Дед Мороз из Великого Устюга. В этот день стояла сильная жара, и «бороде из ваты» можно было только посочувствовать.
Эстафету от Михаила Тверского и Екатерины II приняли официальные лица из областного правительства и администрации города, поздравившие Тверь с праздником. Впрочем, сити-менеджера Юрия Тимофеева заметно было меньше всех, будто он чувствовал себя несколько неуютно. Это в рабочие будни можно сносить ларьки и рынки, а 18 июня на улице Советской развернулись огромные торговые палатки, где были представлены товары из русских ганзейских городов и не только.
ТОРГОВЛЯ УШЛА, ОСТАЛАСЬ КУЛЬТУРА
В «Тверь Ганзейскую» приехали «послы» из Великого Новгорода, Торжка, Пскова, Тихвина, Кингисеппа… Каждый город заманивал к себе туристов: так, в Великий Новгород зазывало агентство с интересным названием «Береста Тревэл». Тут же мастер Алексей БЕЛОВ демонстрировал свои берестяные изделия, параллельно отвечая на вопросы чуть пьяного мужика, почему Новгород называется Великим, в то время как он меньше Нижнего Новгорода.
– Он велик своей историей. Приезжайте к нам посмотреть на Софийский собор, построенный в 1050 году, – старейший в России.
В Средние века в Новгороде действовали две ярмарки, куда свозились товары со всего мира. Для купцов действовал свод правил торговли, который назывался «Новогородская скра». Продавали товары оптом, а не в розницу.
– Торжок как южный форпост Новгорода Великого работал на этот международный рынок и поставлял на ярмарку воск, меха, пеньку… – рассказала Валерия ДАНИЛОВА из туристско-информационного центра «Торжок».
Современное значение Ганзейского союза раскрыла ее коллега Ирина ЖУКОВА:
– Сейчас это в первую очередь культурный обмен. Во время Ганзейских дней мы знакомимся с творческими коллективами из других городов, приглашаем друг друга на фестивали. Например, во время проведения гастрономического фестиваля «У Пожарского в Торжке…» большую помощь нам оказали коллеги по Ганзейскому союзу. Все это способствует развитию туристской привлекательности территорий.
ВОИНЫ БИЛИСЬ НЕ НА ШУТКУ
Масштабный реконструкторский фестиваль «Эпоха» развернулся в пойме Тьмаки, напротив «Олимпа». Здесь был настоящий рай для ценителей народный традиций и промыслов. Стрельба из лука, мастер-класс по росписи глиняных игрушек, мастер-класс по бондарству (изготовлению бочки), и гвоздь фестиваля – средневековые бои. Оказывается, они уже стали профессиональным видом спорта, в Твери прошел один из этапов соревнований, судил которые профессиональный судья.
«Караван» застал реконструкторов из Москвы за переодеванием.
– В среднем все обмундирование весит около 30 кг, – рассказал Евгений Куранов. – Стоит это удовольствие от 20 до 100 тысяч рублей – все зависит от качества и имени мастера.
– А доспехи играют декоративную роль или все-таки выполняют свою защитную функцию?
– Все бои крайне опасны – можно и нокаут получить, поэтому доспехи реально защищают от травм.
Мужское достоинство воина защищал такой важный элемент, как гульфик. К счастью, у него это был надежный спортивный вариант, в то время как более дешевые гульфики ставят под угрозу все будущее воинского «сословия».
В тени деревьев на стульчике сидел внушительных размеров мужчина в меховой шапке, инкрустированной «драгоценным» камнем. Это Леонид Борисович Воскресенский, создатель тверского реконструкторского клуба «Дружина». Он рассказал «Каравану», с каким трудом готовился фестиваль:
– Сначала надо было договориться со всеми чиновниками, перевести нашу творческую идею на канцелярский язык. Потом сделать начинку фестиваля – чтобы приехали реконструкторы и ремесленники из разных городов. Все это довольно сложно, на каждом шагу неожиданности. Вот сегодня утром мы пришли, а нашу ладью – символ фестиваля – украли бомжи, – рассказывает Леонид Борисович, по всей видимости любитель разных баек. – Когда убиралась территория, кто-то выкинул вещи бомжей, ночевавших на этом месте. Вот они и отомстили, укатили ладью. Хорошо, что дальше, чем до мостов, угнать ее было невозможно.
ТОП-5 НЕОБЫЧНЫХ ТОВАРОВ
Колесная лира – 27 000 рублей.
На Советской, превратившейся в ремесленную слободу, фольклорист Михаил Ефремов («Это артист – мой тезка, а не наоборот») играл на колесной лире заунывные народные мелодии. На лире что ни сыграй, получается несколько меланхолично, даже «Во поле береза стояла». Михаил Ефремов делает редкие старинные инструменты своими руками и продает ценителям. Их, к сожалению, не так много.
«Бабочка вепсская» – 250 рублей.
«Бабочка» – это уменьшительно-ласкательная форма слова «баба», а не то, что вы подумали. Мастерица из Тихвина Елена Коптелова делает народные куклы, каждая из которых несет какой-то смысл. На «бабочке», например, много платьев, и, если кто дерзнет заглянуть под подол, открывшийся бесстыжему взгляду вид напомнит срез кочана капусты.
– Вот поэтому и говорят, что дети рождаются в капусте! – объясняет Елена Коптелова.
Спарыш – 350 рублей.
Что это такое, рассказал мастер из Витебска Евгений Шункевич:
– Мужики и в России, и в Белоруссии работали на полях, а женщины приносили им еду в сдвоенных сосудах: в одном – первое, в другом – второе. «Спарыш» – значит «спаренный».
Евгений Шункевич потомственный гончар – он родом из поселка Керамичный. В Твери Евгений не первый раз и отмечает гостеприимство и радушие города.
Детский столик – 700 рублей.
В пойме Тьмаки у гостиницы «Волга» – самостийный рынок, на котором торгуют в основном пенсионеры. На газоне они выкладывают, как правило, бэушные вещи: ненужные сверла, книги, одежду…
– Я сегодня продала две пары обуви по 10 рублей – люди так радовались, что обувь за 10 рублей купили! – говорит бабушка Александра.
– А вам помогут эти 10 рублей?
– Ну как… на полбуханки я сегодня заработала.
Пенсионер Анатолий – мастер на все руки. 18 июня он выставил добротный детский столик за 700 рублей и стульчик за 500 рублей.
– В магазине это стоит минимум 2000. Я все делаю своими руками, хочу подработать, а нас, пенсионеров, гоняют! Мы же не спекулянты! Вон бабушки ягоды в лесу собирают – зачем их прогонять? Так что какие тут Ганзейские дни!..
Маска Брежнева – 200 рублей
Рядом с бабушками, разложившими свои товары на пленке, с четырех сторон придавленной булыжниками, стоят и вполне обычные торговцы со всяческой праздничной мишурой. Внимание привлекает резиновая маска Брежнева за 200 рублей – лицо, правда, голое и безбровое, но вполне узнаваемое.
На прошлый Новый год мальчик из Благовещенска в маске Путина (правда, более натуралистичной) стал лучшим на новогоднем утреннике. Маску Брежнева никто не купил – во всяком случае, в праздничной толпе «брежневых» замечено не было.
Дмитрий КОЧЕТКОВ