Бабушки, держитесь!

21.06.2016, 14:18

Как живут и выживают тверские пенсионеры

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в мае, встречаясь с жителями Крыма, сказал фразу, которая стала мемом. По ее мотивам написал песню Семен Слепаков, ее затаскали по роликам и демотиваторам, ее использует в своей рекламе «Теле-2»: «Просто денег нет сейчас. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья». «Караван+Я» поговорил с пенсионерами, чтобы понять, как в реальности выживают бабушки и дедушки на свои пенсии. Выражаясь словами Медведева, как они «держатся».

 

«ТРИ ТЫСЯЧИ ОСТАЕТСЯ НА ЕДУ»

 

В автобусе встречаю милую худенькую старушку, невысокого роста, начинаю расспрашивать ее:

– Мне летом уже 77 лет будет – солидный возраст,– рассказывает Анна Петровна Попова. – Мужу в этом году исполнилось бы 80, но он умер два года назад. Я большую часть жизни проработала швеей, муж был электриком. Сейчас получаю пенсию почти 9,5 тысячи. Денег не хватает, конечно, кому их вообще хватает? Живу, Слава Богу, в однокомнатной квартире, так как свою, трехкомнатную, давно уже отдали детям: зачем нам она? Поэтому и коммунальные услуги обходятся где-то в 2,5 тысячи летом, и в три – зимой. Плюс свет около 300 рублей. Сейчас тарифы опять повысят, что делать пенсионерам – не знаю. У меня остается тысяч 6 от пенсии. Из них тысячи полторы я трачу на лекарства от давления и сердца. Тысячу – полторы, в зависимости от того, как могу, даю внуку. Он у меня учится в университете: бюджетных мест при поступлении было очень мало, пришлось идти за деньги. Дети платят 60 тысяч за учебу, им тоже тяжело, вот я и помогаю, чем могу. Тысячи три у меня остается на еду. Но мне хватает, вот с одеждой тяжелее, но ее мне в основном покупают дети.

 

«НА 1000 РУБЛЕЙ ПРОДАМ ОВОЩЕЙ»

 

Еще нескольких пенсионерок я встречаю на улице. Они торгуют редиской, цветами, зеленью, луком – всем, что успело вырасти на даче.

– Я раньше бухгалтером была, где только ни работала, – рассказывает Нина Ивановна Смирнова. – Сейчас вот получаю 10 тысяч 700 рублей с копейками. Денег, как видите, не хватает, иначе я бы здесь не сидела. Тысячи четыре уходит на коммунальные услуги. Сейчас еще счетчики на все заставляют ставить, иначе повысят тарифы, а на какие деньги нам их ставить? Вот мы и платим втридорога. Тысячи 2-3 я трачу на лекарства, они сейчас очень дорогие. Остается 3 тысячи на еду, хорошо, что есть дача, которая и подкармливает, и заработок дает. К нам немного людей подходит, чтобы что-то купить, зато много таких, кто платит больше, чем мы просим. Я сюда нечасто прихожу, но рублей на 500 или на 1000 я здесь продаю.

 

«ИЩЕМ, ГДЕ ДЕШЕВЛЕ САХАР И КРУПА»

 

Пока я разговариваю с Ниной Ивановной, ее соседка кивает головой, комментирует, а потом начинает и свой рассказ:

– Где я только за свою жизнь ни работала: и библиотекарем, и поваром, а пенсия сейчас очень маленькая, – рассказывает Мария Константиновна Белянкина. – Получаю чуть больше 7 тысяч. Большая часть, как и у всех, уходит на коммунальные услуги и лекарства. Остается пару тысяч на еду мне и коту, а цены сейчас кусаются. Вот и приходится каждую неделю в центре Твери торговать: летом овощами и зеленью, а зимой домашние консервы продаю, которые за лето успею наделать. Много, конечно, не продашь, да много сюда и не дотащить. Зато прошлым летом ко мне подошла женщина и купила все, что у меня было. Не помню, сколько она заплатила, но больше тысячи – это точно. Я после этого себе телефон сотовый купила (произносит с гордостью. – Прим. авт.). Теперь могу сыну звонить, он у меня в Питере живет, видимся редко.

А так молодежь над нами смеется, куда мы по всему городу ездим. А на самом деле – половина в поликлинику, а вторая – за продуктами. Узнаем, где и что дешевле и ездим: здесь сахар купишь, там крупу, тут мясо, проездной есть, на дорогу не тратишь…

 

«ДЕТИ КУПИЛИ НОВЫЙ ТЕЛЕВИЗОР»

 

Снова в автобусе я встречаю дедушку, он садится рядом. Начинаю расспрашивать его:

– Доченька, мне уже 76 лет, считай, жизнь прожита. Получаю я немного – около 10 тысяч, жена еще меньше, приходится экономить на всем. А в молодости мы хорошо жили, – вспоминает Николай Степанович Клименчук. – Ни в чем себе не отказывали, жена учителем и воспитателем всю жизнь проработала, а я инженером-строителем был, много получал. Сейчас вспоминаю и даже не верится, что это со мной было. Но мы и сейчас, хоть и экономим, но хорошо живем, да и огород свой. Хотя если бы не дети, тяжко бы нам было. В прошлом году телевизор наш старенький сломался, на новый денег нет, ведь у нас в месяц на двоих тысяч 7-8 остается. Дети нам новый телевизор подарили – большой.

 

На днях в редакцию «Караван+Я» также пришло письмо от пенсионерки, которая умоляет помочь ей. Вот что пишет Клавдия Михайловна Золотарева:

– Хочу обратиться через вашу газету к людям. Просьба об одном – помогите мне. Я 3 года живу без света. Мне 69 лет. У меня нет возможности нанять электрика. Писала повсюду – бесполезно. Город отказывает мне и в этом, и в просьбах о замене сгнившей рамы. На все это мне негде взять денег. Пенсия моя не позволяет, еле на хлеб хватает. Может, кто-то откликнется. Ведь у кого-то мир светел и богат, а у кого-то мрачен и беден. Я буду очень благодарна тем, кто отзовется, буду молиться за вас. Храни Вас Господь, Телефон: 8-952-068-56-27.

Подготовила Екатерина СМИРНОВА

51 0
Лента новостей
Прокрутить вверх