Ловушки экономики

28.06.2016, 14:05

Кудрин и единороссы ищут выход из нефтяного тупика

 

Санкт-Петербургский экономический форум и съезд «Единой России», на которых я побывала за последние две недели, – мероприятия абсолютно разные. Одно – для практиков, другое – для целей символических, декларативных. Однако даже съезд партии власти начался с обсуждения экономической программы. И это показывает, какие проблемы сейчас стоят на первом плане для российского руководства. Мы, народ, знаем об этих проблемах не из телевизора – каждый день мы сталкиваемся с ростом цен, падением доходов и уменьшением возможностей.

 

«БИЗНЕС БОИТСЯ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ»

 

На секции ПМЭФ, посвященной перспективам экономики, Алексей Кудрин, который сейчас возглавляет Центр стратегических разработок и готовит стратегию развития России после 2018 года, министр финансов Антон Силуанов и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина говорили предельно конкретно, ставя неутешительные диагнозы.

По словам Кудрина, в 2015 году по результатам 2,5 миллионов проверок бизнеса выявлено всего 2% нарушений. То есть проверяющие инстанции превратились в самодостаточную машину, которая проверяет, только чтобы проверять. В то время как остальной мир уже превратился в лабораторию про производству инноваций, открываются огромные рынки принципиально новых товаров, мы рискуем безнадежно отстать, сражаясь с бюрократией.

– Нам нужно сделать свои продукты, которые по масштабам продаж в мире возместили наши выпадающие нефтяные доходы.

Но возможно ли это сделать в условиях, когда внутри страны нет определенных правил и политики, отсутствует предсказуемость и бизнес боится инвестировать в российскую экономику, не понимая, что будет на выходе?

Можно по-разному относиться к Кудрину, но именно в период его работы министром финансов с 2000-го по 2011-й средняя зарплата россиян выросла с 70 долларов в месяц до 500, с уровня бедной африканской страны на уровень небогатой европейской. Однако темпы роста доходов сначала замедлились, а сейчас начался резкий спад. Сегодня мы попали в ловушку «среднего уровня доходов». Доходы граждан не так малы, но рабочие силы и институты очень слабые. Этот феномен еще мало изучен экономистами, хотя наблюдается не только в России.

– Ни один политик не пожелал бы такого развития событий, – отметил Кудрин. – Самая обидная критика в наш адрес, что мы все делаем как в нулевых, ожидаем возвращения высоких цен на нефть.

В 2013 году тогда еще очень высокие цены на нефть российскую экономику уже не спасали. Нефтяной каркас, который поддерживал экономику 10 лет, стал мешать. Когда упала цена, оказалось, что у российской экономики «не накачаны мышцы». Чтобы их накачать, нужны инвестиции в новое поколение технологий, в завтрашний день.

– Бюджет необходимо перестроить в сторону инфраструктуры и человеческого капитала, – считает Кудрин. – Надо не сокращать расходы, а перераспределять их более эффективно.

Эльвира Набиуллина пояснила политику Центробанка, который в последние два года активно выводит с рынка слабых игроков. В результате получается дисбаланс – преобладают исключительно крупные игроки. В России вообще наблюдается ряд дисбалансов. Сильно развит долговой рынок, но не развит рынок капитала – 30% против, например, 70% в Индии. Недостаток капитала в стране, недоверие к вложением в акции – все это опять же следствие непредсказуемости политики, слабости институтов.

Антон Силуанов рассказал о действиях правительства по снижению гипертрофированного участия государства в экономике. Регионам предоставлено право самим снижать налоги на бизнес. Создаются условия для вовлечения малого и среднего бизнеса в работу крупных компаний, разработан новый проект закона о банкротстве.

 

«ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ»

 

Экономическая программа «Единой России», которая обсуждалась на закончившемся 27 июня съезде этой партии, конечно, впитала в себя часть этих идей. Эта партия остается главной либеральной партией страны, и именно поэтому не допускаются на политическое поле другие партии правого толка. Бизнес должен знать, где сидят его защитники перед лицом огромного левого фланга.

Хотя ведущий экономической секции форума адвокат Андрей Макаров и пытался всячески открещиваться от этого, чуть ли не крестясь при имени Кудрина, вдруг всплывшем в чьих-то речах. Но Макаров – не экономист. А, например, выступление председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина целиком совпадало с идеями, высказанными на ПМЭФ. Он тоже акцентировал необходимость отношения к расходам как к инвестициям.

– Импортозамещение должно быть экспортоориентированным. Не потреблять «что похуже, но зато свое», а встраиваться в глобальную цепочку, находить в ней новые ниши.

Он тоже считает, что развитие экономики должно опираться на частный бизнес, что надо уменьшать долю в ней государства, которая увеличилась вдвое за последние 10 лет. В центре внимания должно быть состояние инфраструктуры, в том числе районного масштаба. Сейчас с этим проблемы, даже уровень развития сотовой связи и интернета в этом году стал резко отставать. И главное, по словам Шохина, необходима предсказуемость экономической политики. Он выразил надежду, что назавтра президент даст ответ на этот запрос бизнес-сообщества.

Однако в предвыборный год Путин лишь вскользь упомянул об экономике. Чувствуется, сейчас его мысли заняты не ею. Хотя, осудив популизм и пустые обещания, президент дал понять, что сегодня наступила эпоха отрезвления. И хотелось бы верить, что экономическая программа «ЕР» станет не очередной декларацией «за все хорошее», а реальным рабочим документом для руководителей всех уровней, состоящих в этой партии.

Мы ждем, когда речи экономистов и депутатов начнут претворяться в жизнь. Кажется, уже накопилась критическая масса для перехода количества в качество.

Мария ОРЛОВА

15 0
Лента новостей
Прокрутить вверх