Максим Ларин: «Люди – наш главнейший ресурс»

05.07.2016, 13:36

Максим Ларин – одна из знаковых фигур тверского бизнеса. Это человек, создавший бренд «Афанасий», известный далеко за пределами региона. Так получилось, что в конце прошлой недели Максим Ларин оказался в центре некой политической интриги, которая не нужна ни ему, ни Тверской области. Но темой нашего разговора стала не только и не столько политика. Для настоящего предпринимателя важнее всего – его дело.

 

КОЗИЙ СЫР И ХАМОН ИЗ ТВЕРИ

 

– Максим Владиславович, как сказывается на вашей работе кризис? Удалось ли «Афанасию» найти свое место в импортозамещении?

– Кризис оказался для нас преимуществом. В такие периоды всегда проявляются сильные качества. Поскольку к нынешнему состоянию экономика шла постепенно, мы начали готовиться заранее, готовили коллектив. И оказались более подготовленными, чем конкуренты. Да, люди стали меньше покупать дорогие маржинальные продукты, перейдя на более дешевые, что, конечно, уменьшило наш доход. Спрос на дешевое пиво сильно вырос. Сейчас мы работаем на 100% мощности, учитывая, что ставка акциза одинаковая и с дорогого и дешевого пива, казна только выиграла от нас в кризис. Сегодня мы – один из ведущих налогоплательщиков региона, выплачиваем в месяц больше 220 млн рублей налогов.

Холдинг «Афанасий» сегодня – это не только знаменитое тверское пиво. Мы диверсифицируемся.

К вопросу об импортозамещении: с этим у нас все в порядке. Недавно предприятие запустило мясной цех, где изготавливаются колбасы, мясные деликатесы, вяленое мясо. В стадии завершения находится сыроварня – была проблема с технологом, наши хедхантеры нашли специалиста в Казани, и теперь у нас, надеюсь, будет выпускаться качественный тверской сыр, в том числе козий. Мы запускаем под Старицей, в экологически чистом месте, экспериментальную козью ферму, пока на 150 голов, но с планами дальнейшего увеличения поголовья.

– А кадры? За последние двадцать пять с лишним лет на вашем предприятии поработало очень много народа. Удалось ли сформировать тот костяк, на который можно положиться – и в хорошие времена, и в кризисные?

– Я считаю, что самые большие наши успехи за последнее время сделаны именно в корпоративной политике. Из трех самых важных ресурсов: время, деньги, люди, – люди являются наиглавнейшим. Когда-то я один тащил эту баржу под названием «Афанасий», потом добавился совет директоров, и каждый прилагает свои усилия, отчего движение, конечно, ускорилось на порядок. Сейчас у нас сформировался «золотой фонд» из семидесяти сотрудников, которые являются опорой предприятия. И еще около трехсот человек – те, на кого, как вы сказали, всегда можно положиться. Надеюсь, к концу года более половины сотрудников пропитаются корпоративной культурой и пополнят ряды тех, на кого можно положиться. А всего у нас работает 1400 сотрудников, около 1100 – в Твери, остальные по всей России.

 

«ПРАЙМЕРИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ДУХА»

 

– Вы что-то предпринимаете для поддержания корпоративного духа в команде «Афанасия»?

– Вы знаете, что в Китае все меряют пятилетками. Так, после того как прошла «пятилетка спорта», китайцы получили рекордное количество олимпийских золотых медалей. Нам тяжело загадывать на пять лет вперед из-за нестабильности, но на год мы заглядываем. И этот год на «Афанасии» объявлен Годом корпоративной политики.

В эти выходные под Старицей мы провели туристический слет. В конце недели на нашей базе в Весьегонске пройдет детский слет по виндсерфингу. Такие мероприятия проводятся регулярно, коллектив живет одной дружной семьей.

Одним из инструментов этой корпоративной политики, кстати, стали праймериз «Единой России». На них было наглядно продемонстрировано, как без рекламы, только за счет энтузиазма сотрудников можно достичь внушительных результатов. Те, кто работает на «Афанасии», отнеслись к праймериз ЕР как к делу чести, мы выполняли задачу явки избирателей. Но наша радость успеха и полезности была недолгой. Напомню, явка была большая, и команда «Афанасия» в двух округах взяла первые места, в двух – вторые. К сожалению, все обернулось не так, как бы нам хотелось… Сегодня меня вынуждают снять свою кандидатуру, не участвовать в выборах, выйти из «Единой России». Мы уважаем власть и делаем, как нам говорят.

– Корпоративная политика, таким образом, наложилась на региональную политику… Не могу не задать вам вопрос: а оно вам надо? Для чего вам нужно быть депутатом Законодательного собрания?

– К сожалению, реальность такова, что надо защищать бизнес. Не только свой, вообще региональный бизнес. Ни одно заметное дело в России не может сохраниться без политического «прикрытия». Вспомните нашу историю. Тверской пивоваренный завод много раз пытались захватить. И во времена губернатора Платова, и во времена губернатора Зеленина мы отбивали атаки рейдеров. При бывшем губернаторе Шевелеве нас оставили в покое – и мы сразу показали более чем двукратный рост и по выпуску продукции, и по налогам. Сегодня у тверского бизнеса вновь тревожные предчувствия от смены власти в регионе.

Да и нельзя, в конце концов, создать свой «рай за забором», то есть нельзя выстроить порядок только на отдельном предприятии, ведь сотрудники наши живут не в холдинге, а в городе и области. Мы реализуем свои проекты в сфере образования, по патриотическому воспитанию, в области здравоохранения. И для их реализации надо взаимодействовать с властью, иметь возможность применять свои знания и новации для всего региона.

 

ОТ СИНГАПУРА ДО КАМЧАТКИ С НОВЫМИ ИДЕЯМИ

Максим Ларин в Малайзии: «Знание – плод досуга»

– Кстати, о здравоохранении. Ваша клиника «Нью Лайф» хорошо известна в Твери. И я знаю, что только что вы вернулись из поездки по Дальнему Востоку, в ходе которой посетили Сингапур и привезли оттуда новые идеи и технологии именно в сфере медицины.

– В миссии нашего холдинга есть важный пункт – обеспечить сотрудникам качественную медицинскую помощь. Именно ради этого и создана наша клиника.

Перефразируя Томаса Манна, скажу: «Знания – плод досуга». Да, я много путешествую, это позволяет взглянуть как бы с высоты на работу нашего предприятия и получить новые знания, новый опыт. Сингапур меня очень сильно впечатлил, и прежде всего уровнем медицины, я убедился в нем на своем опыте. Два года назад я получил травму, катаясь на кайтборде. Все российские врачи сказали мне, что теперь придется с этим жить всегда – ничего поделать нельзя. А в Сингапуре после МРТ мне сделали укол в сустав, и теперь я могу на два года забыть о проблеме, нога не болит. Представьте себе, там на 3D-принтере распечатали модель моего позвоночника, и выяснилось, что проблемы с моей спиной можно решить, просто помассировав определенную мышцу, без лекарств. Если у нас получится выстроить проект по тому, чтобы перенять сингапурские технологии в медицине через обучение и стажировку выпускников тверской медакадемии, я буду очень рад, что удалось помочь людям.

Опыт Сингапура вообще уникален. 40 лет назад это была коррумпированная и бедная страна. А сейчас там самое лучшее образование – недавно министр образования Великобритании сказал, что Англия должна учиться у Сингапура.

Дети в детском саду получают такой познавательный импульс, что, когда приходят в школу, уже могут писать на двух языках. Каждое десятилетие в Сингапуре задается новый тренд: до этого была электроника, сейчас – дизайн, культура. Народ воспринимается руководством страны как главный ресурс для развития.

– Затем вы отправились в наше Приморье и на Камчатку. Вы ездили с деловыми целями или поохотиться?

– Да, я люблю охоту и рыбалку, но в Приморье езжу два раза в год с деловыми целями – настраиваю коммуникации для поставок рыбы на наше производство. К сожалению, дальневосточная рыба уходит сейчас в Китай и Японию. Из-за дальности расстояния и сложностей в документообороте для рыболовецких компаний упускаются возможности для российских производителей получить свежие морепродукты, краба, рыбу с Камчатки и Дальнего Востока. Я попал на сезон, когда все ловили мойву. Мы закупили первый контейнер, но, пока он дойдет, пройдет четыре недели. Наше пиво в Китай доходит быстрее.

– Вы даже туда поставляете вашу продукцию?

– Да, поставляем. И не только в Китай. Особенно я горд, что в Донецкой республике наше патриотическое пиво «Марочное» стало очень популярным!

– Вот это настоящее импортозамещение! Как сказал на съезде «Единой России» председатель Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: «Импортозамещение должно быть экспортоориентированным».

– Вот именно. Надо находить свое место в глобальном мировом спросе. И нам это удается.

– Успехов вам, и пусть все удается и в дальнейшем.

– Спасибо.

Беседовала Мария ОРЛОВА

43 0
Лента новостей
Прокрутить вверх