Вот уже несколько лет в Тверской области почему-то совпадают «Нашествие» и Лемешевский фестиваль на родине великого тенора в Князево. Разнести эти два события никак не получается. Хотя Лемешев, наверное, не обиделся бы, если бы земляки отпраздновали его день рожденья неделей позже.
Сам певец приезжал в Князево не точно в день рожденья, но всегда в июле, когда на лугах вдоль Тьмы поспевает удивительная дикая клубника. Он накрывал поляну на все село, и, когда директор Тверской филармонии Владимир Боярский решил возродить традицию празднования дня рожденья Лемешева в Князево, односельчане еще помнили эти лемешевские застолья.
– Тогда все Князево пело, были живы бабушки, которые на слух, по радио, усваивали популярную классику и обладали прекрасными голосами, – вспоминает Владимир Боярский. Многие бабушки, кстати, знали Лемешева довольно близко: кумир женских сердец всего Советского Союза был влюбчив и покорял девушек своей нежностью, той самой, которая до сих пор льется из проигрывателей при прослушивании его старинных записей.
Лемешеву повезло – его талант в 1918 году заметили местные дворяне Квашнины, которые затеяли в селе самодеятельный театр. Затем известный тверской музыкальный просветитель Николай Сидельников помог Лемешеву выйти на большую сцену: дебют его как певца состоялся на сцене Тверского Дома офицеров.
Князеву, затерявшемуся в лесах тверскому селу, тоже повезло. Лемешев при жизни не забывал свою родину. А в начале 90-х, во времена всеобщей разрухи, здесь по инициативе Владимира Боярского начал проходить Лемешевский фестиваль. Постепенно возник музей Лемешева – энтузиазм его создателя, Виктора Васильева, нашел отражение в тверской прессе тех лет. Была восстановлена церковь, между прочим, построенная на средства местных крестьян, в честь освобождения от крепостной зависимости.
В самом зените славы на праздник приезжало до 10 тысяч человек. Конечно, не «Нашествие», но где-то рядом. Здесь выступали знаменитые оперные певцы, такие как Зураб Соткилава.
Сейчас, конечно, все повыродилось. Из начальства на нынешнем Лемешевском празднике была только замминистра культуры правительства Тверской области Петухова. Артисты самодеятельности и филармонические солисты пели про «чудное приволье», рядом шла бойкая торговля всеми атрибутами выездного праздника: сладкая вата, футболки с «Самым вежливым человеком», шашлык… Аутентичности добавляли только ребята из выездного ресторанного проекта «Сытый карельский лось»: они продавали ржаные «калитки» (карельские пирожки) с грибами.
Но «чудное приволье» не подкачало. Прозрачные воды Тьмы, заросли клубники… Жаль, что Боярского, отца-основателя этого праздника, никто пригласить не догадался.
Мария ОРЛОВА