Девушки на бильярдном столе

26.07.2016, 19:39

Фотограф Ирина Попова о том, во что верят русские принцессы

 

Ирина Попова, автор книги...Ирина Попова – фотохудожник, журналист, победитель многочисленных международных конкурсов в области фото. Недавно она издала «Неоконченную книгу принцесс» – отобрала в соцсетях 36000 изображений своих полных тезок, выстроила в определенной последовательности и постаралась ответить на вопрос, в чем состоит уникальность и мечта русской женщины.

 

Ирина родилась и училась в Твери, сейчас живет в Голландии. Реакция тверской публики в соцсетях на ее «Книгу принцессы» была довольно резкой. Автора обвинили в том, что она насмехается над наивными девушками, намеренно выставляя их вульгарными и провинциальными. «Караван+Я» лично задал Ирине вопросы, которые заочно адресовали ей комментаторы в «Фейсбуке».

 

«ЭТО НЕ ДИССЕРТАЦИЯ, А ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ»

...и ее многочисленные однофамильцы: девушка на бильярдном столе...

– Как появилась идея «Неоконченной книги принцесс»?

– Идея появилась довольно давно. Я долго рассматривала ее, искала методы и подходы. В принципе, работа с найденными изображениями – довольно органичный переход от прямой документальной фотографии, которой я занималась более десяти лет. По сути, это даже ближе к «народу», потому что здесь я показываю только то, что люди сами о себе желают рассказать – помогаю составить такой коллективный автопортрет.

Всерьез над серией я начала работать в 2013 году, когда меня пригласили сделать выставку в музее «Эрмитаж» Амстердама.

– В чем основная идея книги?

– Идея книги – показать, как люди самопрезентуют себя в соцсетях. Попытка воспроизвести собирательный образ русской женщины, разгадать визуальный код российской идентичности. Книга называется «Неоконченная книга принцессы» – это о том, что мы все так или иначе сталкиваемся с довольно жесткой гендерной моделью. Каждая девочка и женщина мечтает стать принцессой. Вопрос, насколько этот подход навязан общественными стереотипами.

– Как вы отбирали фото для книги?

– Работа проходила в несколько этапов. Вначале я и мои помощницы отсматривали профили всех зарегистрированных в соцсети Ирин Поповых. На тот момент их было более 8 тысяч, сейчас около 11 тысяч. У каждой в среднем от 100 до 2000 фотографий в альбомах, открытых для просмотра. Мы выбирали те, которые, во-первых, были личными фотографиями, а не приколами, открытками и т.д. Загружали только те, которые могли представлять культурологический или фотографический интерес. В итоге получилось более 36000 изображений. Затем я лично много раз просеивала их.

Никаких критериев, кроме собственного вкуса и интуиции, не было. Пожалуй, именно в отборе и выстраивании последовательности и лежит авторское начало этого проекта. Это не социологическое исследование и не научная диссертация, это полностью авторский художественный проект. Поэтому претензий к отбору быть не может.

– Есть ли в книге ваши авторские фото?

– Да, в книге есть пара моих собственных фотографий. В изначальном макете их было четыре, затем я решила поскромничать и сократила их до двух. У меня, как ни странно, не так много фотографий себя самой, особенно тех, которые я публикую в соцсетях. Но на обоих изображениях я ощущаю себя в наивысшие моменты принцессовости. Таким образом, я ни в коем случае не отделяю себя от героинь и не возвышаю себя над ними.

– Где можно найти вашу книгу?

– Книгу можно заказать онлайн. Она также есть в магазине центра Братьев Люмьер в Москве, в Фотодепартаменте и академии Фотографика в Санкт-Петербурге. В Твери, к сожалению, я пока не знаю подходящего места, чтобы продавать свои книги.

– Многие в соцсетях были возмущены тем, что «этими фотографиями вы позорите образ русской женщины». Что думаете на этот счет?

– Во-первых, как можно кого-то опозорить с помощью изображений, которые они сами выложили в публичный доступ? А во-вторых, я уверена, что ни один из обсуждающих в глаза не видел книги. О чем можно с этими людьми говорить?

– Многие тверитяне в соцсетях возмущались: «Девушки по глупости согласились участвовать, вы их подставили». А сами вы как думаете – какова была их мотивация к участию?

– Большинство из девушек, которым я написала, с энтузиазмом откликнулись на идею создать фотоальбом из наших тезок. Действительно, почему бы и нет?..

 

«РУССКАЯ ЖЕНЩИНА СОСТОИТ ИЗ УЗОРОВ»

...девочка с питомцем

– Столичная женщина и женщина из провинции – по каким параметрам они принципиально отличаются? Какая из них более русская?

– Русская женщина вся состоит из узоров. Узорами покрыты интерьеры, одежды, буквально все. Думаю, в этой узорчатости и есть наша национальная черта. Не думаю, что столичные жительницы сильно отличаются от провинциалок. Дело тут даже не в достатке (чаще всего достаток есть), а во вкусе и кругозоре.

– У вас достаточно простые, русские имя и фамилия. Для проекта вы искали своих тезок. Вы сами считаете себя русской? Готовы ли поставить себя в один ряд с героями своей книги?

– Да, как оказалось, фамилия Попов – третья по популярности русская фамилия. Кем же еще мне себя считать, как не русской? Думаю, в основании идентичности все-таки лежит языковая принадлежность. «Всем лучшим во мне я обязан русской речи», – кажется, так? Есть и те черты, от которых не убежишь: тяга к драматизации и саморефлексии, вечные поиски искренности, любовь к спонтанности и некоторая необязательность, склонность полагаться на «авось»…

– Станут ли эти принцессы королевами? К чему они на самом деле стремятся?

– Принцесса – это скорее метафора, не нужно интерпретировать ее буквально. Большинство принцесс (как и сама книга о них) так и остаются «неоконченными».

Как я заметила, все героини стремятся к настоящей, искренней любви. Независимо от возраста, телосложения, достатка. И без устали в эту любовь верят, неважно, сколько раз их ожидания были обмануты.

– Вы представляли свою книгу в России. Как реагируют люди на нее здесь, и как в Европе?

– В Голландии вышла большая подборка изображений из этой книги в общенациональной газете Volkskrant на две полосы. Я давала несколько интервью на эту тему. Реакция: живой интерес. Попытка понять русскую культуру изнутри. Изображения, вызывающие больше всего интереса: подборки девушек с автоматами Калашникова и огромная коллекция девушек, лежащих на бильярдных столах. А еще – привычка русских забираться на памятники и танки. Вопрос: почему так?.. Пожалуй, чтобы разобрать эти визуальные архетипы, стоит обратиться к культурологам, историкам, искусствоведам или психологам. Я не интерпретирую, а всего лишь подмечаю.

– Вы сами сейчас живете в Европе? Где конкретно?

– Я живу между Петербургом и Амстердамом и еще много путешествую. Недавно вернулась из Стамбула, скоро еду в Берлин…

– Чем сейчас занимаетесь?

– Сейчас занимаюсь издательством фотокниг Dostoevsky Publishing, работаю над несколькими своими проектами в области документальной фотографии, найденной фотографии и кино.

Екатерина СМИРНОВА

37 0
Лента новостей
Прокрутить вверх