На кого реально может опереться президент России в Тверской области?
На прошлой неделе в Тверскую область приезжал президент России Владимир Путин. У нас он бывает часто. Во-первых, президентская резиденция Русь недалеко от Завидова, которая здесь еще с советских времен. Здесь любил бывать и Никита Хрущев, и Леонид Брежнев. Здесь они охотились на кабанов с Фиделем Кастро, лидером кубинской революции. Бывает здесь и Владимир Путин, тем более совсем рядом с резиденцией его родовое село, откуда в свое время в Санкт-Петербург ушел на заработки его дед Спиридон. Отсюда же родом и мать, и отец нынешнего президента России.
РЕКОРДНЫЕ УРОЖАИ «ДМИТРОВОЙ ГОРЫ»
Здесь же рядом и поля вертикально интегрированного агрохолдинга «Дмитрова Гора», куда приехал Владимир Путин. По существу, он отправился к своему соседу Сергею Новикову, выдающемуся организатору сельского хозяйства.
Новиков начал заниматься бизнесом в 90-е, в Казахстане. Начав с покупки в Тверской области совхоза «Дмитрова гора», где было 400 коров с недотягивающими до 2 тыс. л надоями, за последние 17 лет он сделал компанию лидером российского АПК. Сейчас у фирмы пять молочных и свиноферм, сельхозугодья, комбикормовый, мясной и молочный заводы, а также 96 супермаркетов и торговых точек. Похоже, что президент Путин действительно был удивлен. Обычно ему показывают «потемкинские деревни» – как будто он не видит, где настоящая жизнь, а где декорации. Сергей Новиков показал ему настоящее, то, как должно быть везде.
В агрохолдинге существует полный контроль за полевыми работами. Движение техники отслеживается компьютерами с помощью космической системы ГЛОНАСС. Умное сельскохозяйственное производство. И, как следствие, рекордные урожаи зерновых— 50 ц/га, на некоторых полях эта цифра достигает 60–65. Это в тверском Нечерноземье! Для сравнения: в советское время на воронежских черноземах за урожаи озимой ржи 25–30 центнеров с гектара давали звание Героя Соцтруда.
ЦЕЛЕБНЫЙ ХЛЕБ И МОЛОКО С ПЕНКОЙ
Все было бы хорошо, только позвонила мне на другой день Нина Болгова, замечательная труженица, создатель тверской компании «Хлеб», и едва не плачет. Ее предприятие много лет обеспечивает Тверскую область качественным черным хлебом. Именно черным как наиболее полезным. К тому же надо знать Нину Болгову, ее неугомонность и бесконечную любовь к людям. Она все экспериментирует, стараясь сделать хлеб не только вкусным, но действительно насытить его витаминами, сделать лечебным. Я покупаю только ее продукцию, которая сейчас успешно конкурирует с немецким хлебом.
Нина Петровна рассказала, что ей все труднее добывать качественную ржаную муку. Все зерно продали за границу, и теперь она вынуждена экспортировать муку из Белоруссии. При этом поля в Тверской области в основном зарастают лесом, хотя, как выяснилось на примере, здесь можно собирать более 60 центнеров с гектара. Такие вот чудеса.
Радует другое тверское предприятие «Афанасий». У его создателя Максима Ларина недавно был юбилей – ему исполнилось 45 лет. Он из поколения новой волны русских патриотов, русских менеджеров. Его холдинг возник первоначально вокруг тверского пивзавода. Пожалуй, это сейчас единственное предприятие отрасли, которое выстояло под давлением международных корпораций. Остальные пивзаводы выкупили или разорили иностранцы. Максим Ларин не только выстоял, но и теснит мировые бренды. Начал экспорт пива в Китай. Но больше всего он гордится молоком от Афанасия. Я покупаю только его, забытый вкус молока с пенкой. Помните, какое оно было в советское время? Настоящее молоко киснет в течение суток. Максиму удалось продлить срок годности живого молока до трех дней.
Но это тоже мало для логистики, тем более «Афанасий» делает поставки в Москву, Санкт-Петербург, другие города. Максим Ларин пытается решить проблему логистики скоропортящихся молочных продуктов. Знаю, что его корпорация разрабатывает проект умных складов и умных холодильников, когда через космическую связь служба доставки «Афанасия» будет знать о состоянии продукции в холодильниках в любом магазине. Там не должно быть просроченного молока, но свежее молоко всегда там должно быть. Такие у нас в Твери есть настоящие таланты и настоящие патриоты.
ПОКА ЕСТЬ ДЕРЕВНЯ – РОЖДАЮТСЯ ДЕТИ
Конечно, нужны крупные инвесторы, крупные организаторы производства, как Сергей Новиков, Максим Ларин или бывший тверской губернатор Дмитрий Зеленин, который создает крупнейшее картофелеводческое хозяйство, но не надо забывать про малые формы хозяйствования на селе. Только малый бизнес может обеспечить «обжитость территорий», сохранение уклада традиционной сельской жизни, в которой ключ от решения многих национальных проблем. Пока есть деревня – рождаются дети. Россия живет, пока остается в последней деревне последняя роженица. Ибо нация родится именно в деревне.
Но в деревне надо создать достойные условия для жизни. Надо смелее применять финский опыт, где сельские жители объединены в кооперативы. Не знаю, как вы, а я стараюсь покупать молочные продукты финской фирмы «Валио», все это производят финские фермеры. Но финны не бегают по базарам, чтобы сбыть свою продукцию. Есть кооператив, который дает фермерам технические регламенты, осуществляет ветеринарный и фитоконтроль, занимается переработкой и сбытом продукции. У нас при губернаторе Дмитрии Зеленине попытались сделать что-то подобное, создав 12 приемных молочных пунктов, но выжил только один в Бежецком районе, который курировал областной депутат и фанат деревни Владимир Баюнов. Но все же выжил! Значит, можно! Разве в Тверской области мало талантов?
НЕ УБИВАЙТЕ ДИКИХ КАБАНОВ!
В разговоре Владимира Путина с министром сельского хозяйства Евгения Ткачева вдруг неожиданно всплыла тема свиной чумы, которая несколько лет назад бушевала в Тверской области. В стране переизбыток мяса свинины, но не удается наладить ее экспорт в Китай, так как там боятся заразить свое поголовье. Ткачев стал убеждать Путина, что, мол, причина распространения свиной чумы – дикие кабаны.
Владимир Владимирович, не верьте чиновникам. Мы помним, как это начиналось. Все началось в Торжке, в местной тюрьме. Туда пришла посылка из Грузии с салом. Заключенные что-то съели, а что-то выбросили. Вместе с пищевыми отходами это попало к свиньям на подсобное хозяйство. Там заболело несколько свиней. И что страшного, когда все вокруг за колючей проволокой? Что страшного, если хорошо работает областная ветеринарная служба? Но там при предыдущем губернаторе были уволены специалисты и вместо них устроены «свои» охотоведы. Как результат, вирус вышел за пределы зоны и пришлось жечь 30 тысяч свиней только на свинокомплексе под Тверью. Были уничтожены тысячи свиней в частных подворьях, начался отстрел диких кабанов. Правда, больных среди них так и не нашли.
А «лечить голову» надо было у областных чиновников, налаживать работу областной ветеринарной службы. Потом, когда ситуация зашла в тупик, в Тверь пригласили специалиста по ветеринарии Наталью Щагину. И ситуация стала выправляться. Сейчас АЧС бушует во многих местах, но в Твери ее нет. Так что дело не в кабанах, а в качестве работы чиновников и ветврачей. Но в регионе сменилась власть, и Наталья Щагина вынуждена была уехать. Очень жаль. Теперь она работает в Ленинградской области. Будем надеяться, что новый губернатор эту проблему решит.
Владимир Владимирович, понятно, что ваш министр Евгений Ткачев – лоббист крупных агрохолдингов. Он родом с юга и не знает некоторых особенностей Нечерноземья. Жизнь же в селах Тверской области – как многих других, от Костромы до Пскова, связана с лесом, с охотой. Это целая важнейшая отрасль экономики, где заняты тысячи людей. Пожалуйста, отмените смертный приговор кабанам. Давайте лучше наладим работу ветеринарных служб. Это более правильно.
КЛЮКВА-ТО НЕ НАША
В разговоре Путина и Ткачева, который состоялся на полях тверского предприятия «Дмитрова Гора» выяснилось, что на импорт грибов и ягод Россия тратит около 2 миллиардов долларов. Это огромная цифра, на грибы и ягоды мы тратим 15% того, что выручаем от экспорта вооружений! Бред. В связи с этим мне вспомнился еще один проект, который тоже должен был состояться по соседству с резиденцией президента Завидово в Тверской области.
Несколько лет назад в деревне Кошелево готовилось к запуску производство натуральных морсов из клюквы. Для того чтобы обеспечить сырьем завод, клюкву собирались выращивать на особых клюквенных плантациях. Заброшенные торфяники Озерков, Изоплита, Радченко недалеко от резиденции президента и его родовой деревни – идеальное место для выращивания клюквы. Технология разработана в США, где, представьте себе, существует целый Институт клюквы и брусники.
Выращивание традиционно лесных ягод – клюквы и черники – во всем мире считается весьма прибыльным делом, но в России таких плантаций пока нет. Все сырье для производящихся сейчас в стране морсов и соков везется из Польши, США, стран Прибалтики.
Но проект этот уже свернут – не договорились, как я понимаю, с командой тверского губернатора. В результате Путин похвалил местный йогурт, но очень расстроился, когда узнал от Ткачева, что клюкву для йогурта в Тверскую область привезли из Прибалтики. Неправильно все это.
Понятно, что в России много «упертых людей», как Сергей Новиков, Нина Болгова, Максим Ларин, Владимир Баюнов, но, может, местные чиновники уже перестанут им мешать жить и работать? Зачем им все время создают трудности? Так кто у нас против Путина? А кто за Путина?
Геннадий КЛИМОВ