Почему единороссы в регионе проиграют всерьез и надолго, если не отдадут победу коммунистам
Накануне выборов в Тверской области разыгралась политическая драма, кульминацией которой стал отказ облизбиркома в регистрации Вадима Соловьева в качестве кандидата в губернаторы. Но это еще не конец – депутат Госдумы от партии КПРФ намерен добиваться справедливости через ЦИК или суд. Борьба Вадима Соловьева и врио губернатора Игоря Рудени стала символом социально-экономических и политических противоречий в регионе.
В обществе назрел кризис, который может привести к поломке всего общественно-политического механизма. В этом уверены тверские политологи – кандидат философских наук, преподаватель ТвГУ Владимир ГАЙДУКОВ и автор исторических книг, главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий КЛИМОВ.
ПРИНЦИП СМЕНЫ ИНЬ И ЯН СЛОМАЛСЯ?
– Почему выборы в Тверской области не могли пройти честно, гладко, конкурентно и почему произошел этот скандал с нерегистрацией в качестве кандидата в губернаторы Вадима Соловьева?
Владимир ГАЙДУКОВ: – В России усугубляется общественно-политический кризис. Кремль ищет выход во внешнеполитических столкновениях, отвлекая внимание общественности, однако внутренние проблемы все равно не снимаются, и напряжение приводит к этой дерганности. В Тверской области, в частности, – к попытке не допустить к выборам кандидата от КПРФ. Раньше выборы в России были предсказуемы, сейчас же они абсолютно непредсказуемы. Видимо, мы попали в такой исторический цикл, который еще предстоит осмыслить. Как сказал Гоголь, «велико незнание России посреди России». А ключ к узнаванию России, возможно, лежит в Тверской области. Есть в ней что-то схожее с Украиной.
Геннадий КЛИМОВ: – Тверь находится на ментальной границе Европы и Азии, и, как точно сказал Владимир Путин, это центр России. Все, что происходит здесь, скоро будет происходить по всей России.
Попытку снять с выборов Соловьева можно понимать еще и как следствие устарелости политической конструкции. Российская политическая система перестала соответствовать вызовам времени. На излете Советского Союза в недрах КГБ зародился проект модернизации. Была создана политическая конструкция, которая практически в неизменном виде существует и сейчас. Была создана ЛДПР – либерально-демократическая партия во главе с Жириновским и КПРФ во главе с Зюгановым. Потом эту конструкцию усложнили за счет создания «Единой России» – партии, отстаивающей интересы либеральной верхушки. Это уже сделал клуб олигархов во главе с Борисом Березовским при президенте Ельцине. Потом попытались создать социалистическую альтернативу коммунистам в лице «Справедливой России».
В таком виде все и осталось. Но это декорация. В качестве экономической модели для России выбран государственный олигархат, идеология – ортодоксальный либерализм. По сути, это кич, в который интегрировано все худшее из различных политических систем. Собственно, политическая конструкция его и обслуживает. Тем не менее эта политическая конструкция позволила худо-бедно прожить без революций почти 30 лет. Однако за это время маятник давно должен был качнуться снова в другую сторону.
В политике всегда тикает маятник. Его хорошо, например, иллюстрирует двухпартийная система в Америке: демократы и консерваторы сменяют друг друга с заданной переодичностью, и таким образом поддерживаются политическое равновесие и социально-экономическая стабильность. Но при этом обеспечивается и общественное развитие. В совокупности это позволяет США доминировать на планете.
Как работает принцип инь и ян, можно проследить на смене династий в истории Китая. Женское начало инь – это укрепление вертикали власти, стандартизация, введение общенациональных мер веса, общей валюты, монументальные проекты вроде Великой Китайской стены. Но у этого есть цена. Останавливается развитие науки, культуры и искусства. Если этот период затягивается, то начинается деградация.
В эпоху мужского ян все наоборот – наступает демократия, и население становится более инициативным. Известно, что народ всегда талантливее царя – жизнь кипит, появляются новые материалы, произведения искусства, религии, философские доктрины… Совершаются глобальные научно-технические прорывы… Но и у этого периода есть своя цена – обособление княжеств приводит к войнам, территорию часто завоевывают варвары. Поэтому, чтобы двигаться вперед, – надо менять галс. Надо уметь чередовать либеральный и социалистический курс, избегая крайностей.
– Как этот принцип работает в России?
Геннадий КЛИМОВ: – У нас четыре основные партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Сейчас Кремлем специально создаются суррогатные партии, чтобы искусственно «растаскивать» левые голоса. Так все устроено, что, голосуя за малую партию, вы фактически отдаете голоса единороссам. Поэтому они всегда и побеждают. Это просто математика.
Регулирует глобальное политическое равновесие вручную президент Владимир Путин. Он следит, чтобы коммунисты и либералы друг друга не поубивали. Но сложность страны возрастает (это следствие фундаментального закона нарастания энтропии), и Путину вручную управлять, быть арбитром всего, разрешать все конфликты становится все сложней.
Владимир ГАЙДУКОВ: – Чередование политических систем, построенных на принципах инь и ян, – это «движок». Сейчас этот «движок» только в голове у Путина, а само общество «движка» не имеет. Поэтому наше общество с каждым днем все больше отстает от времени, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения кадрового потенциала. Нет социальных лифтов. России необходим аналог двухпартийной системы, чтобы у общества появились основания быть движущей силой. Именно поэтому, может, того не осознавая, кандидат в губернаторы Тверской области Вадим Соловьев призывает к созданию коалиционного правительства – это и есть попытка создать «движок». Попытка найти выход из кризиса в самом обществе.
СОЛОВЬЕВ И РУДЕНЯ – ИДЕАЛЬНЫЕ СОПЕРНИКИ
– Чем Вадим Соловьев мог так напугать конкурентов, что, по словам коммунистов, его намеренно сняли с выборов?
Владимир ГАЙДУКОВ: – Донбасской брутальностью (он родом с Донбасса) и доходчивостью для народа. Он ясные цели умеет излагать простыми словами. Получив опыт руководителя региона, Вадим Соловьев в полной мере раскрыл бы свои управленческие возможности. Олигархат, на мой взгляд, видит в нем преемника Геннадия Зюганова и не может допустить его победы как потенциального лидера будущей компартии.
Геннадий КЛИМОВ: – Действительно, Вадим Соловьев – это образ нового, современного коммуниста. Он не бегает с флажками и портретами Сталина, как некоторые его коллеги в других регионах страны. Левоэкстремистские лозунги дискредитируют партию и отталкивают многих людей. Соловьев же больше социалист, чем оголтелый коммунист. Я согласен, что он может стать лицом обновленной КПРФ.
Тверские коммунисты становятся ближе к европейским социалистам. Я дружу с Русланом Гринбергом, научным руководителем института экономики РАН и благодаря его приглашению присутствовал на лекции бывшего министра финансов Польши Гжегожа Колодко, который констатировал: все достижения в Европе были совершены, когда у власти находились социалисты. В России же какой-то суперолигархический строй, даже налоги здесь собираются в основном с бедных. Если вы имеете зарплату выше 79 тысяч, то с больших сумм даже не отчисляете в Пенсионный фонд. За все в России платят только бедные. Этим России отличается от той же Европы, где все же больше платят богатые. Поэтому, кстати, у нас такая оголтелая антиевропейская пропаганда (смеется) и столько сказок про «гейевропу». Наши олигархи не хотят платить, им выгоднее держать народы в неведении. Опять в основе всего у нас деньги.
Справиться с накопившимися проблемами в России, надо признать, на сегодня под силу только социалистам. Я думаю, что Вадим Соловьев впоследствии мог бы модернизировать компартию и сделать ее ребрендинг. Да и сейчас посмотрите, какие комитеты в Государственной Думе контролируют коммунисты. Все, что касается обороны, промышленности. Единороссам это не нужно, они занимаются банками, полицией, тюрьмами и прочей безопасностью. Их интересуют только деньги и способы их сохранения. Очень показательно.
– Что вы можете сказать о врио губернатора Игоре Рудене? Какие силы он представляет?
Владимир ГАЙДУКОВ: – Руденя – чистый единоросс, как Соловьев – классический коммунист. Владимир Путин четко подобрал лучших людей из тех и этих, чтобы они показали свои возможности.
– Но пока что-то не срослось?
Геннадий КЛИМОВ: – С самого начала было видно, что Руденя не ведет избирательной кампании. И это странно. Он же не вечно собирается быть губернатором Тверской области? Ему нужна репутация на федеральном уровне. Наверное, у него есть планы дальнейшего карьерного роста. Честно выиграть выборы с позиции действующего губернатора не представляет никакой сложности, если у тебя есть хоть какие-то организационные способности. Для этого надо реализовать всего лишь стандартный комплекс мероприятий по связям с общественностью. Это знают все выпускницы соответствующих факультетов тверских университетов – ТвГУ и ТвГТУ.
Игорь Руденя опирается на старую команду бывшего губернатора Андрея Шевелева – на тех самых людей, которые уже проиграли и довели до того, что их руководителя снял с должности Владимир Путин. Избирательной кампанией Вадима Соловьева, наоборот, руководят выпускники исторического факультета ТвГУ. Конечно, они лучше знают ситуацию, лучше знают людей. Поэтому у них лучше получается.
Владимир ГАЙДУКОВ: – По сути, Шевелев создал антитверскую и антихристианскую коалицию, морально извратив людей и превратив их в троллей. Посмотрите, кто в СМИ работает на фланге действующей власти. Это нерукопожатые люди. Игорь Руденя подчеркивает свою православность, но почему-то унаследовал от Шевелева весь антихристианский арьергард. С кем они воюют? Против лучших людей Тверского региона, против тверских патриотов, тверских профессионалов. Если рассматривать в долгосрочной перспективе, то кто победит? Ответ напрашивается сам собой.
Геннадий КЛИМОВ: – Вообще, со стороны «Единой России» нет никакой активности. Большинство кандидатов в Законодательное собрание Тверской области сейчас находятся в отпусках, когда вовсю нужно готовиться к выборам! Или они надеются, что все за них сделает Владимир Васильев, которого они выбрали руководителем тверского отделения партии?
КАК ЕДИНОРОССЫ БУДУТ ВОЗВРАЩАТЬ ВЛАСТЬ?
– «Единая Россия» в Тверской области, получается, стала тем, чем в свое время была КПСС, а тверские коммунисты стали либералами…
Геннадий КЛИМОВ: – Так всегда происходит на рубеже серьезных перемен, когда партия власти не хочет расставаться с привилегиями. И уже не важно, как эта партия называется. «Единая Россия» не выиграла бы ни одни выборы без административного ресурса и личного рейтинга Владимира Путина. Если они не отдадут власть честно, потом они ее потеряют надолго. Меня, кстати, больше волнует вопрос более отдаленной перспективы. Как либералы будут возвращать власть после неминуемой победы социалистов? Нынешняя плеяда российских либералов – анекдотичные импотенты, в политическом смысле. Ребрендинг нужен и «Единой России», а не только КПРФ.
Владимир ГАЙДУКОВ: – Согласен, что нарастание социалистических тенденций – процесс объективный. Россия очень похожа на США, где успешно реализуется двухпартийная система. Выходцы из Старого Света решили построить другое общество, и это было делом рисковым. После развала СССР Россия так же встала на совершенно новый для себя путь. Артур Шлезингер-младший выявил волновые процессы в политической сфере, цикл составляет около тридцати лет. Россия приблизилась к этому рубежу.
– А что будет с маятником, который должен свободно двигаться, а его зажали?
Геннадий КЛИМОВ: – Растет напряжение, и механизм ломается. Все, что сегодня происходит в Тверской области, дискредитирует целиком избирательную систему России. После выборов неминуемо возникнет вопрос о легитимности власти.
Владимир ГАЙДУКОВ: – Я думаю, предстоящие выборы и станут этим сломом. Существуют объективные законы, которые действуют помимо нашей воли.
Подготовил Дмитрий КОЧЕТКОВ