Депутат Станислав Петрушенко – о том, как спасти моногорода Тверской области
За 2016 год в России число моногородов со стабильной экономикой сократилось вдвое – с 71 до 35. «Под риском ухудшения» остаются еще 176 моногородов – там в любом момент может остановиться градообразующее предприятие. По Тверской области цифры тоже неутешительные. Еще в 2014-м из 6 моногородов и поселков 4 попали в категорию с наиболее сложным социально-экономическим положением: Великооктябрьский, Кувшиново, Жарковский и Спирово. Сильные риски существуют также в Западной Двине и Калашниково. Экспертом в теме развития моногородов региона выступает депутат Заксобрания Станислав ПЕТРУШЕНКО. Мы попросили его прокомментировать ситуацию.
– Основной критерий определения монопрофильного города – более 3000 человек жителей, 20% из которых занято на одном предприятии, – говорит Станислав Алексеевич. – Мне близка тема моногородов – тем более поселки Калашниково и Спирово входят в территорию моего округа. К сожалению, социально-экономическая ситуация в тверских моногородах крайне нестабильная. Многие градообразующие предприятия либо находятся в стадии банкротства, либо планируются большие сокращения сотрудников, а безработица сильно превышает средний уровень по стране… Наиболее сложное положение в Спировском районе. Все помнят конфликт двухгодичной давности, когда из-за поломки стеклоплавильной печи на заводе «Индустрия» без работы оказались тысячи человек, ситуация едва не переросла в масштабный народный бунт. Я как депутат на тот момент оказывал адресную поддержку семьям, оказавшимся в трудной финансовой ситуации. Однако гораздо более важное значение имеет законопроект, который в мае рассматривался в заксобрании по поддержке стекольной промышленности. В этой отрасли, помимо Спирово, заняты жители Фирово, Вышнего Волочка, Твери. Мы предложили освобождение стекольных предприятий от налога на прибыль в течение пяти лет, налога на имущество. Планируется, что после утверждения этот законопроект сможет вдохнуть новую жизнь в тверские моногорода.
Отдельно хочу сказать о Калашниково. На местном электроламповом заводе занято более тысячи человек, с членами семей от предприятия зависит более половины жителей поселка. Но выпуск ламп мощностью сто ватт и выше под запретом, рынок сбыта ограничен. Здесь важно напомнить о социальной ответственности бизнеса. По моему мнению, владельцам завода надо выработать стратегию развития, чтобы реструктуризировать производство. А региональная и федеральная власти готовы помочь в реализации программы обновления, чтобы обеспечить устойчивый режим работы завода и социальную стабильность в поселке.
– Что, на ваш взгляд, помимо сугубо экономических причин, спровоцировало упадок моногородов в Тверской области?
– Я убежден, что это, прежде всего, проблемы транспортного сообщения между моногородами и центром. Плохие дороги – это одна из главных проблем моего округа, о ней очень много говорится во время приемов граждан. Из своих депутатских средств я регулярно выделяю деньги на строительство и содержание дорог в тех районах, за которые я взял ответственность. Однако проблема комплексная, и решение должно быть таким же. Обратившись к истории развития моногородов, мы поймем, что упадок произошел во многом из-за плохого транспортного обеспечения. Именно поэтому люди старшего возраста оставались в своих домах, а молодежь уезжала работать в большие города. Прежде всего, речь идет об отсутствии удобных автобусных перевозок. Рейсы, связывающие моногород с центром, как правило, осуществляются довольно редко и нерегулярно. По сути, человек без личного автомобиля не может комфортно и уверенно себя чувствовать, не может планировать свою деятельность, а тем более – поехать куда-либо срочно.
– Сейчас модно говорить о перспективах развития моногородов, о диверсификации производств и новых рабочих местах. Уже несколько лет работает Фонд развития моногородов, который должен помогать реализации этих проектов… Что, на ваш взгляд, требует внимания в первую очередь?
– Да, есть стратегия поддержки моногородов, которая базируется на четырех пунктах, перечислю их: модернизация традиционных производств – для повышения их конкурентоспособности; диверсификация экономики – для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению; развитие малого и среднего бизнеса – для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению; улучшение имиджа города и повышение качества жизни – для привлечения творческих кадров и инвестиций.
Все это, безусловно, достойные планы, однако, на мой взгляд, первое, что нужно решать, – это вопрос транспортного сообщения. Как бы грамотно ни было диверсифицировано производство, если жители моногорода будут чувствовать себя изолированными от «большой земли», их жизнь не сможет выйти на качественно новый уровень. Плохие дороги – это бесспорный фактор умирания производства. Поэтому, на мой взгляд, первейшая задача как Фонда развития моногородов, так и моя как действующего депутата, – это развитие транспортного сообщения между моногородами и центром в Тверской области.
Ирина СМИРНОВА