«Не навреди тверской земле!»

09.08.2016, 12:40

Положения, которые должны войти в понятную для народа теорию России

В Тверской области, по ситуации на данный момент, губернаторские выборы свелись к тому, что в бюллетене будет один Игорь Руденя и два его технических кандидата, которым подписи собирал его штаб. В принципе, это форма референдума по доверию к врио губернатора Игорю Рудене. Пусть бы так, но графы «против всех» на этом референдуме не будет. Такое несколько хамское отношение к населению, которому не доверяют выбор даже после прямого указания президента Владимира Путина о необходимости конкурентных выборов, возможно только у нас, – нигде в мире такого не бывает. Это просто какая-то нелепость. И это наносит колоссальный ущерб как региону, так и России в целом, считают тверские политологи Геннадий Климов и Владимир Гайдуков, кандидат философских наук, преподаватель ТвГУ. В прошлом номере мы приводили их беседу о полезности борьбы противоположностей и сменяемости власти. В этот раз мы решили обсудить другую тему: бренд России. Постараемся узнать, что полезно, а что вредно для России и какова роль в этом Твери?

 

ЕСЛИ ГРЕБЕЦ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ, ЕГО СБРАСЫВАЮТ С ПАЛУБЫ В ТРЮМ

 

Владимир Гайдуков– Давайте начнем разговор с того, зачем вообще нужны выборы?

Геннадий КЛИМОВ: – Представьте некое соревнование, в котором народы плывут на лодках против течения реки. Река – это ход времени, в которой всегда надо грести, чтобы хотя бы оставаться на месте. Чтобы двигаться к заветной цели на истоке надо грести с удвоенной силой. Если гребцы на палубе не справляются, потому что устали, зажирели или погрязли в коррупции, судно отстает. Гребцы – это элита, или нобилитет, как говорили в Древнем Риме. Это судно-ковчег, в трюме находится народ, там он живет своей жизнью: рожает детей, ходит на работу – и должен быть уверен, что их «обитаемый мир» движется в правильном направлении, – на исток к новой жизни, а не вниз к хаосу и гибели. Эта модель очень понятно объясняет все в политике. Если те, кто на палубе, не справляются, их нужно менять на других людей из трюмов. Этот образ объясняет, зачем нужны выборы и избирательные кампании. Выборы нужны для обновления элиты и обсуждения пути движения. Если этого не происходит, то выборы превращаются в лишнюю формальность. А судно неминуемо сносит течением вниз, где оно гниет и гибнет. Недаром говорят судный день, от слова «судно». Нет выборов – нет будущего.

Владимир ГАЙДУКОВ: – Мне кажется, Владимир Путин, когда назвал национальной идеей патриотизм, дал определенный сигнал. Но его наши начальники в Твери не поняли. Сейчас по-прежнему политику в России «делают» коррупционные политтехнологии, – антиотечественные по своей сути. В Тверской области только у одного политика я видел намерение направить избирательную кампанию в патриотическое русло – это был Вадим Соловьев (см. статью «Стратегия Михаила Тверского» – о круглом столе, посвященном тверскому патриотизму). В основе такой кампании лежит принцип «Не навреди стране».

К примеру, подобный принцип с успехом реализуется в США, где есть теория Америки и есть бренд Америки, то есть патриотизм концептуально выражен. В американском обществе если правые или левые уходят в крайность, или попытаются разрушить политическую конструкцию, то включаются другие, часто скрытые общественные механизмы, которые корректируют курс, не допускают идеологических крайностей, не позволяют обществу выйти из определенного коридора. Это позволяет США доминировать на планете, быть первыми во всем. Чтобы России конкурировать с США, ей нужна такая же совершенная избирательная система.

Без выборов – без механизма мирной передачи власти – в длительной перспективе любое государство, любой регион деградирует. Да, врио губернатора Игоря Руденю прислал Владимир Путин, имеющий всенародную поддержку, но президент не может быть арбитром всего, всем руководить в ручном режиме. Россия слишком большая и сложная страна. Поэтому Путин пытается запустить механизм конкурентных выборов губернаторов, чтобы обновить элиты. Но пока ему это сделать не дают. Во всяком случае, в Тверской области на сегодня этого не получилось.

Геннадий КЛИМОВ: – Возвращаясь к той метафоре корабля: под парусом можно идти и против ветра, но для этого нужно менять галс. Если взять слишком влево или вправо, это может привести к крушению. Нужно всегда держаться в русле. Для этого нужны выборы, в том числе для проведения дискуссий, обсуждения направления движения.

В своей крайности любая идеология, как правая, так и левая, становится абсолютным злом. Даже самую прекрасную идею, стремясь к ее пределу, можно довести до ортодоксального безумия.

Владимир ГАЙДУКОВ: – Никакого политического монополизма в Америке быть не может, в первую очередь потому, что сама общественность очень тонко это чувствует и сразу встает на дыбы. Эта страна создана переселенцами, которые искали свободы. Но американцы очень большие патриоты. Основа их идеологии: гордость за американскую цивилизацию, которую они создали. Они гордятся брендом Америка. Их элиты воспитаны так, что никто не позволяет разрушать себе бренд Америки, наносить вред имиджу своей страны.

Такой же подход должен быть и в России: «Не навреди России! Не навреди тверской земле, сукин сын!» Я сейчас с большим интересом наблюдаю за Олимпиадой – скандалы в спорте отразили политический и нравственный кризис, который есть в России. Должны быть правила, общие для всех: «Подставил всю страну – уходи, сволочь! Кто дал тебе такое право позорить Россию?» Министр спорта Виталий Мутко, из-за которого, кстати, чуть не лишили Олимпиады нашего тверского гребца Ильи Первухина, не должен монополизировать власть. В этом и есть суть умного патриотизма, о котором говорит президент Путин и наш тверской индустриальный философ Геннадий Климов.

 

НЕ НРАВИТСЯ ОДНО – МЕНЯЙ НА ДРУГОЕ

 

Геннадий КЛИМОВ: – Действительно, бренд – это важная составляющая благосостояния нации. Простой пример: зайдите в строительный магазин и сравните цены на болгарскую и японскую дрели и другой ручной эклектрический инструмент. Японский будет раза в два дороже, хотя по качеству практически такой же. Бренд страны Япония, более сильный, чем Болгария, увеличивает стоимость японского продукта. Репутация страны влияет на благосостояние людей, на уровень экономического и культурного развития. Понимание этой взаимосвязи позволило Америке стать крупнейшей державой. Теперь и нам в России предстоит научиться этим пользоваться и плыть против течения.

Владимир ГАЙДУКОВ: – Согласен. Нужна политическая теория России, причем простая и понятная народу. В XIX – ХХ веках эти учения были очень уж заумными. Они были недоступны простому народу, а часто просто неверными. По сути, вы, Геннадий Андреевич, много лет создаете новую теорию России. Теорию умной России. Я с большим интересом слежу за тем, что вы делаете, что пишите в своих книгах. Главной в новой умной теории России, на мой взгляд, может быть следующая мысль: не нравится одно – не бойся поменять на другое. В перемене галсов хранится движущая сила.

– Кстати, недавно на пресс-конференции коммунист Вадим Соловьев ровно об этом и говорил: народ выбрал единороссов, они накосячили – народ выбрал коммунистов; не справились коммунисты – народ выбрал другую партию… И так далее.

Владимир ГАЙДУКОВ: – Это так. Кстати, идея Вадима Соловьева о создании коалиционного правительства Тверской области, не исключаю, может быть взята на вооружение президентом Владимиром Путиным. Если коммунисты на федеральном уровне победят на выборах в сентябре – и он, возможно, озвучит это решение. Президент не может сформулировать за народ – он ждет, чтобы люди сами все сказали. В Москве, кстати, в политической элите большое возбуждение. Все ждут после выборов большой перетряски элит.

 

ХВАТИТ ПРИВОДИТЬ К ВЛАСТИ «КОТОВ»!

 

– Вы несколько раз употребили слова «коррумпированные технологии». В чем они состоят?

Владимир ГАЙДУКОВ: – Девиз политтехнолога – «Могу привести к власти и кота!» Это народ уже, честно говоря, достало, когда в депутаты приводят «котов». Нужны новые методы, «антикошачьи». Коммунисты, кстати, никогда не пользуются этими коррупционными технологиями, им это и не нужно, у них более широкая социальная база.

Геннадий КЛИМОВ: – В Тверской области пиарщики единороссов – это московские «специалисты», которые работают по единому, спущенному из московского штаба шаблону. Мы уже двадцать лет следим за развитием тверского общества. Это очень интересный объект исследования. Тверь в ментальном плане передовой регион, здесь возникают идеи, которые через некоторое время становятся общефедеральным mainstream. Такая роль у Твери возникла не вчера. Даже борьбу с ордынским игом первыми начали тверские князья, которым поначалу противостояли москвичи и ордынские ханы. И только много лет спустя к борьбе с Ордой подключилась и Москва. После этого Тверь ушла в тень, но не умерла. Вы знаете, что существуют два свода средневековых летописей? Тверской и прочие… В тверском и московском вариантах история Руси излагается по-разному. В Московском летописном своде больше политики, а в тверских больше правды. А правда в длительных циклах всегда побеждает. Даже сейчас, наблюдая за Тверью, можно предсказывать судьбу всей России. Тверь всегда немного впереди. Тверь стремительно сокращается в численности, люди уезжают. В Твери же несколько лет коммунисты на относительно честных выборах обыгрывают единороссов. Да, у КПРФ нет таких административных и финансовых ресурсов, но есть знание ситуации, знание проблем, ответственность. Избирательной кампанией коммунистов руководят выпускники истфака ТвГУ. Они местные, тверские, и, естественно, знают Тверскую область как свои пять пальцев. Они просто умные – горизонт планирования у них очень далекий. Уже сейчас здесь задумываются, а как надо реформировать либеральное крыло, чтобы оно в перспективе могло вернуть себе власть.

Иногда коммунисты просто управляют ходом мыслей тверского штаба единороссов. На выборах применяются разные технологии информационной борьбы, в арсенал которой входит и дезинформация. Приведу лишь один пример. Почему, как вы думаете, эсер Алексей Чепа не участвует в выборах губернатора Тверской области? Его наличие в выборном бюллетене сделало бы тверские выборы легитимными и без представителей КПРФ. Он явно отбирал голоса у КПРФ и Соловьева как кандидата в губернаторы. Коммунисты составили «левый» отчет о рейтинге потенциальных кандидатов в губернаторы и «подсунули» его высокопоставленному единороссу, с просьбой никому не показывать. Тот, стараясь выслужиться перед начальством, как и ожидалось, показал документ в правительстве Тверской области, те побежали выслуживаться к врио губернатора. А в бумаге было указано, что Алексей Чепа опережает Игоря Руденю. В итоге состоялась ночная встреча между Руденей и Чепой – вопрос был решен между ними мирно, по-дружески. А коммунисты устранили конкурента.

Так же был убран из списка в депутаты Законодательного собрания от «Единой России» создатель холдинга «Афанасий» талантливый руководитель Максим Ларин. Дорогу расчищали коммунисту Максиму Жиркову. Таким же образом до выборов не допустили Анатолия Строканя из Торжка, создателя местного отделения партии «Единая Россия». Зная, как устроена камарилья областного правительства, политтехнологи коммунистов, по сути, управляют врио губернатора через его окружение. Иногда кажется, что тверские политтехнологи играют с московскими командами в областном правительстве в кошки-мышки. Причем роль кошек выполняют коммунисты. Это кажется странным? В политике не все лежит на поверхности.

Владимир ГАЙДУКОВ: – В итоге на выборы сейчас идут один Игорь Руденя и два технических кандидата. Если Вадим Соловьев добьется через суд отмены регистрации этих мнимых соперников по причине нарушения порядка сбора подписей, то на выборы выходит один Игорь Руденя. Выборы будут отменены. Что и добивались коммунисты.

Коммунисты доводят дело до абсурда, чтобы Владимир Путин увидел несовершенство избирательного законодательства и поддержал отмену муниципального фильтра, который является искусственным препятствием для коммунистов участвовать в выборах.

Если все же Вадима Соловьева зарегистрируют на выборах по суду (прецеденты есть), то его победа, считай, гарантирована. Игорь Руденя совсем не ведет избирательной кампании. То, что он встречает московских важных персон и перед телекамерами жмет им руки, – не приводит к электоральным изменениям.

– Ну как же? Недавно в Тверь приезжала космонавт Валентина Терешкова…

Владимир ГАЙДУКОВ: – Валентина Терешкова приезжала, потому что она депутат Госдумы и поддерживает «Единую Россию». Вы поспрашивайте народ, о чем люди говорят. «Да, Валентина Терешкова хорошо выглядит», «Как здорово, что она приехала». …К Игорю Рудене ее приезд, в народном представлении, не имеет никакого отношения.

Геннадий КЛИМОВ: – Какой электоральный образ у Игоря Рудени на сегодня сформирован политтехнологами? Некий человек «без биографии», взявшийся «ниоткуда», не имеющий семьи, но имеющий некого тайного покровителя, который привозит сюда различных важных начальников. Игорю Михайловичу не надо обижаться, но такой образ складывается. Так сказать, взгляд со стороны. Ну и что дальше? Какая у него программа по развитию области? Какой он? Какие у него взгляды? Как это соотносится с рядовым избирателем, живущим в тверской глубинке? Да, у самого кресла губернатора есть электоральный ресурс. У нас к любой власти относятся с уважением. Но тот, кто сидит в кресле, должен этот властный авторитет усиливать? Должен. В России избирателям нравятся два образа: волшебник или герой, воин. Два предыдущих губернатора точно попадали в эти мифологемы: Зеленин – волшебник, он даже летал по области в голубом вертолете, Шевелев – стойкий солдатик. А вот пиарщикам Игоря Рудени пока не удалось создать образа своего шефа. Он пока непонятен ни народу, ни элите.

– Вроде я видел его фотки вместе с тверским митрополитом Виктором, и он подчеркивает свое истовое православие?

Геннадий КЛИМОВ: – К митрополиту Виктору среди интеллигенции, в том числе духовной, неоднозначное отношение. Это очень сложный вопрос, которого лучше мы здесь касаться не будем. В электоральном смысле Игорь Руденя на религиозном поле ничего не приобретает, скорее теряет.

Пока пиар врио губернатора на элементарном уровне, когда в районных газетах на каждой полосе две его фотографии – иногда в районных газета в одном номере бывает более 16 его фото. Это перебор, это очень провинциально. На интеллигенцию это впечатление не производит, а только раздражает.

Проходит время, и точку зрения интеллигенции принимает народ. Это закон социологии. Интеллигенция только на первый взгляд самая никчемная общественная прослойка, но именно она управляет всеми процессами, определяет будущее всего и вся. В том числе политическое будущее Игоря Рудени зависит от того, как он понравится тверской интеллигенции. Это обстоятельство Шевелев не хотел учитывать – не удержался у власти и одного срока. Зеленин немного заигрывал с тверской интеллигенцией – властвовал почти два срока. Пиарщики при власти, как я их называю, «дети лейтенанта Шмидта», – это бег на короткие дистанции. Если вы хотите делать карьеру, то создайте себе репутацию.

 

ДЕЛАЙ СВОЮ СТРАНУ БРЕНДОМ

 

– Каким должен быть политик, ориентированный на создание бренда «Россия»?

Геннадий КЛИМОВ: – Прежде всего он должен говорить на языке, понятном другому миру. Если английский язык служит для коммуникации и формализации, то русский – это язык для глобальных прорывов, язык обобщений. Они, по сути, дополняют друг друга.

Владимир ГАЙДУКОВ: – Кстати, единственный тверской политик, который говорит на понятном для европейцев языке, – это Вадим Соловьев. Он использует такие термины, как «средний класс», «профессионалы» и так далее.

Геннадий КЛИМОВ: – Да, Соловьева легко переводить для иностранцев. Я заметил, что в любом языке есть определенные коды, связанные с той или иной социальной стратой. Гениальные политики умеют говорить таким образом, чтобы каждый слышал в нем свою мысль. Этим и объясняется популярность Владимира Путина – он умеет построить речь так, что его каждый воспринимает как своего. Такое умение редкость, обычно им владеют великие проповедники и великие журналисты.

Бренд решает очень многое. Разве в США люди работают больше, чтобы жить лучше нас? Нет, просто у них есть свой бренд. Бренд Америка капитализируется в высочайший уровень жизни, доминирование в мировой экономике и культуре. Я уверен, со временем мы для России создадим бренд, которым можно будет гордиться нашим потомкам, который будет привлекательным для других народов. Однако все зависит опять же от гребцов, которых мы выбираем на всех уровнях для управления нашим кораблем.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх