Как нужно делать дороги

09.08.2016, 13:10

Сергей Нечеталенко – о тверском дорожном фонде и деньгах, ушедших в песок

 

Сегодня развитие Тверской области во многом сдерживается из-за плохого состояния дорожной сети. Кто виноват и что делать? Об этом в своей статье пишет специалист в области дорожного хозяйства, депутат Оршинского городского поселения Сергей НЕЧЕТАЛЕНКО.

 

Главная проблема развития автодорог регионального и межмуниципального значения – то, что более 90% из них имеют IV – V категории. Кроме того, эти дороги имеют низкую прочность, из-за чего не могут обеспечить движение тяжелогрузов. Наша дорожная сеть в основном строилась по старым нормативам. Многие деревни и села только грунтовыми дорогами связаны с асфальтированными дорогами общего пользования. При плохом содержании десятки тысяч человек в межсезонье отрезаны от мира!

Более половины дорожной сети нуждается в капитальном ремонте и не соответствует норме по транспортно-эксплуатационным показателям. Чиновники рапортуют, что на ремонт потрачены сотни миллионов рублей, но дороги лучше не становятся. Ездить по ним без риска для здоровья (или для автомобиля) практически невозможно!

 

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ «ДВОЙНИКИ»

 

О проблемах тверских дорог много говорилось на 9-м областном Собрании депутатов, которое посетили более 1000 депутатов всех уровней. Сумма, дополнительно выделяемая из федерального бюджета на ремонт, была озвучена солидная – 1,5 млрд рублей.

И это вроде бы хорошо. Но вспомним, что в 2013 году областной дорожный фонд в течение месяца провел торги на выполнение работ по текущему содержанию дорог регионального значения. Между пятью структурами были распределены контракты на сумму более 2,8 млрд рублей! Любопытно, что название всех пяти компаний созвучно наименованию бывших профильных госпредприятий региона (Бологовское ДРСУ, Ржевское ДРСУ, Калязинское ДРСУ и т.д.). Однако эти «двойники» никогда не находились ни в Бологом, ни в Калязине, ни в Ржеве, а были зарегистрированы в Твери. Причем даже по юридическому адресу они фактически не находились! Кроме того, уставной капитал 4 из 5 этих фирм составлял 10000 рублей, и созданы они были за пару месяцев до торгов! В каждой фирме числилось 2-3 сотрудника, а в иных работники вовсе отсутствовали!

Формально это не нарушает закон. Однако почему у руководства дорфонда не возник вопрос: как столь «несерьезные» организации будут выполнять столь масштабные вещи? И как дорожное ведомство принимало и оплачивало выполненную работу по содержанию и ремонту дорог? Надо ли говорить, что в целом ремонт был выполнен некачественно и огромные деньги «ушли в песок».

 



«Строительство М11 – это шанс улучшить дороги»

Владимир ШЕИН, руководитель Дорожно-строительной ассоциации Тверской области, долгие годы – руководитель Дорожного фонда региона:

– У руководителей Тверской области потенциально имелась (и имеется!) возможность повысить качество дорог. Через регион проходит платная автомагистраль М11. На пятом этапе ее строительства можно было получить 2 миллиарда рублей на капремонт дорог в районах, через которые шла трасса: Торжокском, Спировском, Вышневолоцком, Бологовском. Это прописано в документации. Достаточно было проявить политическую волю и заявить о своем законном праве генподрядчику – компании братьев Роттенбергов. Но из-за бездействия областной власти деньги были не использованы и просто растворились.

Сегодня можно выгодно для региона использовать и реконструкцию участка трассы М10 в объезд Твери. От общей суммы 8 млрд 4–5% вполне законно может использовать на ремонт своих дорог Калининский район. Ведь около тысячи автомобилей и дорожных машин, сейчас работающих на участке, по факту, пользуются районными автодорогами. Еще не поздно принять меры, написать нужные бумаги в федеральный Минтранс и другие структуры. Проявленная инициатива в любом случае не останется без результата. Вот пример для контраста – Новгородская область.

В Тверской области на 5-м этапе строительства трассы 10 млн кубометров земли было взято с земель сельхозназначения – вместо специальных карьеров, указанных в проекте. Подрядчик в таких случаях всегда найдет, как выкрутиться, а вот почему не было должного контроля – это вопрос к региональным властям. А на 6-м этапе строительства М11 (она проходит через Бологовский район, но в основном – через Новгородскую область) губернатор Митин запретил добывать песок в других карьерах, кроме специально выделенных! А наш минтранс почему допустил это безобразие? Либо он откровенно слаб, либо есть элемент коррупции.

В любом случае настало время, когда в дорожном хозяйстве региона пора наводить порядок. Из молодых энергичных парней – профессионалов сфере дорожного строительства – я выделяю Сергея Нечеталенко. Он прошел серьезную школу, является депутатом в Оршинском поселении, занимает активную жизненную позицию. Когда видит несправедливость, он не боится заявить об этом, чем отличается от других.



 

 

ПОЧЕМУ РЖЕВСКАЯ ТРАССА ДОРОЖЕ ВСЕХ?

 

Как формируются расценки на обслуживание региональных дорог? Почему содержание дороги Тверь – Ржев обходится нашему дырявому бюджету в 8 раз дороже норматива? Это что, высокоскоростная автомагистраль? Или дело в дружеских отношениях руководителя подрядной организации и главы дорфонда? На это должна обратить внимание областная власть, прежде чем начать освоение новой суммы в 1,5 миллиарда!

Много вопросов и по ремонту дорог в Калининском районе. Лишь благодаря вмешательству бывших работников Территориального дорожного фонда, в том числе заслуженного строителя России Владимира Шеина был расторгнут контракт с недобросовестной фирмой, ремонтировавшей дорогу Тверь – Прудищи. Возникает ощущение, что руководство дорожного фонда либо халатно относится к своим задачам, либо имеется коррупционная составляющая. Кажется, дорфонд возглавляют люди, умеющие только осваивать деньги. Налицо – вторая, наряду с плохими дорогами, российская беда…

 



«Конаковские дороги не ремонтировались 12 лет»

Леонард БРОНЮК, основатель и в течение долгих лет руководитель Конаковского ДРСУ, широкого известного в области:

– Состояние дорог в Конаковском районе сегодня действительно плачевное. Конаковское ДРСУ, когда-то одно из самых сильных в ЦФО, еще в 2004 году было ликвидировано. Однако то, что в наши времена построено, служит до сих пор!

За содержание и ремонт дорог сегодня отвечают частные структуры, ко многим из которых есть вопросы. В частности, не обслуживаются обочины, не вырубаются кусты, нарушаются межремонтные сроки. За 12 лет ни одна дорога в Конаковском районе не была капитально отремонтирована! А дорога Ленинградское шоссе – Конаково – Иваньково – без ремонта уже 23 года!

Напомню, что в 2007 году, при посещении Дмитрием Медведевым пансионата «Игуменка», региональный дорфонд обещал отремонтировать дороги, но обещания не сдержал.

Что же касается автора статьи Сергея Нечеталенко – я считаю его одним из серьезных экспертов дорожном хозяйстве региона, к мнению которого надо прислушиваться. Мы вместе работали над проектами в Конаковском районе, и у меня сложилось мнение о Нечеталенко как об опытном хозяйственнике, успешном руководителе, да и просто хорошем русском мужике.



 

НЕ БУДЕТ ЖДАТЬ ЕЩЕ 300 ЛЕТ

 

 

В связи с вышеизложенным считаю, что областной власти необходимо провести проверки на предмет целевого использования выделенных бюджетных средств на содержание и ремонт дорог общего пользования в Твери и области.

Очевидно, что сегодня система управления дорожным хозяйством Верхневолжья требует комплексного реформирования. Проблему можно решить за счет изменений, направленных на формирование новой структуры управления дорожной отраслью.

 Необходимо обеспечить:

  • оперативное реагирование на изменение условий реализации проектов строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог в течение всего года, возможность перераспределения средств и оперативного привлечения займов;
  • непрерывное круглогодичное финансирование строек и работ по содержанию и ремонту дорог;
  • привлечение дополнительных источников финансирования содержания и развития дорог, в том числе за счет доходов от использования придорожных полос и полос отвода автодорог (кафе, гостиниц, магазинов и другой придорожной инфраструктуры. – Прим. авт.);
  • использование эффективных управленческих технологий и ресурсов частного бизнеса для развития дорожного хозяйства.

Очевидно, что региональной власти – новому губернатору и депутатам Заксобрания – придется решать эти задачи после сентябрьских выборов. Решать, не откладывая в долгий ящик! Не хотелось бы, согласно пушкинскому пророчеству, ждать еще лет триста:

Лет чрез пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут…

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют…

 
 

Сергей НЕЧЕТАЛЕНКО, депутат Совета депутатов городского поселения п. Орша Калининского района

103 0
Лента новостей
Прокрутить вверх