Как сделать тверское молочное животноводство эффективным и современным?
В прошлых номерах «Караван+Я» писал о строящемся под Бежецком гигантском свинокомплексе «Коралл». Холдинги такого рода, относительно недавно появившиеся в России, завалили страну дешевой свининой. Однако для наших краев локомотивом развития сельского хозяйства должно быть все же не свиноводство в промышленных объемах, а крупный рогатый скот.
РАЗНОТРАВЬЕ НЕ ДОЛЖНО ПРОПАДАТЬ
При должном подходе с молоком из северо-восточных районов Тверской губернии не сможет сравниться даже молоко от швейцарских коров. Такого разнотравья, как у нас, нет нигде. Недаром у соседней Вологодской области сливочное масло стало легендарным брендом. Почему у них, а не у нас?
Мы обсуждаем это с одним из самых больших специалистов в молочном животноводстве в Тверской области, депутатом ЗС Владимиром Баюновым, с 75-го возглавлявшим бежецкий совхоз «Подобино», специализацией которого было и остается производство молока, выращивание племенного молодняка и откорм бычков.
– Конечно, свиньи и куры растут быстрее, в хозяйствах быстрее оборот, соответственно, инвестиции начинают быстрее приносить прибыль. У коровы жизненный цикл другой. Поэтому мясное животноводство крупного рогатого скота так и не приживается на нашей земле – хотя бычков беспривязного содержания пытались завозить в Тверскую область многие, от бывшего губернатора Дмитрия Зеленина до немецких инвесторов, создавших в свое время образцовое хозяйство в соседнем Молоковском районе. Нашему бизнесу чаще всего нужна быстрая стопроцентная прибыль.
А молочное животноводство – это скорее образ жизни. Коровушка-кормилица дает продукт, закупочная цена на который 18-20 рублей за литр. При том, что солярка стоит больше 30 рублей за литр. Этот дисбаланс сохраняется уже долгие годы. Сильно ударило по отечественным производителям натурального молока вступление России в ВТО, когда на отечественный рынок хлынуло пальмовое масло – продукт, позволяющий имитировать настоящее молоко и сливки при производстве сыров, сметаны и творога. Именно тогда многие сельхозпроизводители были вынуждены отправить дойное стадо под нож.
Корова – не станок, который можно зачехлить и ждать повышения цен на продукцию, ее содержание стоит денег.
ОБЪЕДИНИТЬСЯ И ПОБЕДИТЬ
Сельхозпредприятия Бежецкого района смогли спасти свое поголовье благодаря энергии Владимира Баюнова. Здесь, в деревне Збуново, работает, пожалуй, единственный в Тверской области молокозаготовительный пункт – «Бежецкая Буренка». Хотя при губернаторе Зеленине планировалось создание 10-12 таких пунктов, организованных по принципу крестьянских кооперативов, по одному на каждый «куст» районов. Владимир Баюнов вспоминает:
– Когда я вернулся из Москвы (Владимир Баюнов был депутатом Государственной Думы. – Прим. ред.), этот пункт в Збуново был практически продан. Оставалась подпись только одного учредителя – нашего СПК «Подобино». Я воспротивился, другие председатели СПК тоже задумались – и отказались от купли-продажи, нашли деньги, восстановили пункт. Вложений сделано больше, чем при Зеленине. Взяли все в свои руки – вот и работает. Сейчас мощностей уже не хватает, будем искать средства и удваивать производство. Почему у нас, у бежецких, получилось? Да мы все из комсомольцев! Мы болеем душой за село. Ну, конечно, необходим такой «заводной еврейчик», который все это дело будет двигать, несмотря ни на что.
Крупнейшие производители молока северо-востока Тверской области: СПК «Подобино», СПК «Новая жизнь», КХ им. Крупской, КХ «Красный льновод», КФХ «Гелиос» и другие стали учредителями «Бежецкой Буренки», и ежесуточно здесь собирается 27 тонн молока. Такие объемы уже дают возможность диктовать свои условия покупателям, крупным молокозаводам. Это не небольшой поставщик, которому можно сбить цену, – это кооператив.
Большой удар по молочной отрасли Тверской области был нанесен ликвидацией племенного объединения в Аввакумово под Тверью. Ярославская область сохранила такое племобъединение, и сегодня все хозяйства северо-востока Тверской области ездят в Ярославль за опытом и технологиями, а также за семенным материалом. А ведь когда-то именно в Тверь ездила учиться вся Россия! Даже если сейчас будет воссоздано в регионе племобъединение, время потеряно – ярославцы ушли далеко вперед.
– Молочное животноводство можно сделать эффективнее благодаря племенной работе и модернизации оборудования. Новые предприятия отрасли, с современным оборудованием, дают совершенно другое качество молока, другие надои. В маленьких хозяйствах, где мало коров и старое оборудование, качество молока существенно ниже. В целом нашему сельскому хозяйству необходима срочная модернизация – надо поддерживать тех, кто инвестирует в новые технологии, – констатирует Владимир Баюнов.
ПОЧЕМУ ИСЧЕЗ ХОРОШИЙ СЫР И КАК ЕГО ВЕРНУТЬ
Когда-то именно крестьянская кооперация на северо-востоке Тверской области и на границе ее с Вологодчиной дала рождение российскому сыру. Энтузиаст отечественного сыроварения Николай Верещагин в конце XIX – начале XX века создавал крестьянские артели, которые выросли в крупнейшее кооперативное движение. Мы спросили Владимира Баюнова, почему сегодня случился такой провал в отечественном сыроварении, неужели утеряны те технологии.
– Чтобы делать хороший сыр, нужно иметь оборотные средства – ему нужно отлежаться, а за молоко надо платить сразу. Кредиты дорогие, под такие кредиты не сыр надо делать, чтобы их оправдать, а что-то противозаконное, – говорит Баюнов.
Да и не дают сельхозникам эти кредиты, если они поодиночке. Только кооперация может помочь относительно небольшим хозяйствам брать кредиты на развитие, на внедрение новой продукции. Это еще одно направление работы «Бежецкой Буренки». У членов кооператива есть силы даже на научную работу в сфере ветеринарии.
Некоторое время назад «Караван» писал, что в Подобино испытывается единственный в области аппарат, который работает на предотвращение мастита у коров. В доильный аппарат внедрено усовершенствование, благодаря которому идет полный додой и молоко не скапливается в вымени. Эта разработка ученых из тверской сельхозакадемии. Владимир Баюнов рассказывал нам:
– Эта же группа ученых, с которой я работаю, трудится над созданием экспресс-лаборатории по определению лейкоза у коров. Мы привлекли ученых из Кировской области. В Тверской области лейкоз – страшная проблема. Но все проблемы можно решить сообща.
Да, мы подписываемся под этими словами Владимира Баюнова. Главное – захотеть решать проблемы и вместе работать над улучшением жизни.
Мария ОРЛОВА