Разобщенность как главная беда

16.08.2016, 13:37

Удомельский, Максатихинский, Молоковский и Лесной районы в поисках общего языка

 

Разговор о развитии «резервных территорий» севера и северо-востока Тверской области мы продолжаем на примере Максатихинского, Лесного, Молоковского и Удомельского районов. Как эксперта мы привлекли депутата Законодательного собрания Тверской области от фракции КПРФ Юрия Видинеева. Этим летом он объехал все эти районы, встретился практически со всеми руководителями сельхозпредприятий. И пришел к неутешительным выводам.

 

«СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ»

 

Для этих районов очень характерно то, что социологи называют «синдром выученной беспомощности». Власть сама по себе, а люди – сами по себе, они разуверились в возможности повлиять на ситуацию. Особняком, конечно, стоит Удомля – этот город атомщиков, с преобладающим интеллигентным населением, буквально этой весной доказал, что что-то изменить возможно. На местных выборах в Удомле победу одержали коммунисты, что явилось большой неожиданностью для власти, и муниципальной, и региональной.

Но одержать победу на выборах – этого в реалиях нашей жизни недостаточно.

– Мы видим на примере города Кимры, где победил молодой мэр-коммунист, как трудно в Тверской области жить по закону. Роман Андреев – первый мэр, который должен работать по закону там, где до него работали по договоренностям. Получается, что, строго исполняя букву закона, он связан по рукам и ногам, – проводит параллель Юрий Видинеев.

Это отсутствие взаимодействия между разными ветвями власти порой катастрофично для развития районов. В Удомельском районе, например, еще во времена губернаторства Дмитрия Зеленина должен был реализоваться проект строительства агрохолдинга «ЭкоРос» – крупнейшего предприятия по выращиванию овощей. Начало реализации проекта попало на «пересменку» в региональной власти, общий язык с командой губернатора Шевелева удалось найти не сразу, а сейчас третья региональная управленческая команда наверняка будет выдвигать свои условия.

Как результат – до овощей пока не дошло, а инвестора уже изрядно «подоили». Он вложил порядка миллиарда рублей в строительство линий электропередач, построил новейшую электрическую подстанцию – одну из самых современный на территории Тверской области. Теперь ведется реконструкция идущей к будущему агрохолдингу теплотрассы, которая должна потенциально быть способной отапливать теплицы. 3000 рабочих мест для Удомельского района даст этот агрохолдинг. Но строительство не начинается лишь потому, что за всеми перетрясками во власти администрация Удомельского района никак не может решить вопрос с генпланом.

– Загвоздка в несогласованности в работе региональных министерств. Никто не нацелен на реальный результат. Минэкономики отчиталось, что привлекло инвестиции. Минсельхозу пока отчитываться нечем – продукция еще не выпускается. И так проект «завис» между ведомствами. Нет того, кто будет координировать работу, собирать совещания, помогать инвестору, ведомствам местной власти находить пути решения проблем. Нет в районе и регионе «хозяйского глаза», который был еще в советское время, – говорит Юрий Видинеев.

 

ПОЧЕМУ ВБЛИЗИ КАЭС НЕТ ЛЬГОТНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА?

 

Именно это отсутствие «работы на результат» мешает просто сесть и решить вопрос с льготными тарифами на электроэнергию для территории дислокации АЭС. Профессиональный энергетик Юрий Видинеев так комментирует ситуацию:

– Да, в Тверской области тарифы на электроэнергию почти в два раза выше, чем в соседних Ярославской и Вологодской. Это связано с особенностями структурного строения электросетей, с их большой протяженностью, сложностью обслуживания. Но в Мурманской и Воронежской областях сумели достичь договоренностей с «Росатомом» о льготных тарифах для территории, прилегающей к АЭС. При объемах производства КАЭС это очень небольшие величины, и вопрос вполне решаем – была бы воля.

Главное – надо как-то наладить взаимодействие между различными участками цепочки, включающей в себя разные уровни федеральной, региональной, местной власти, бизнесом и законодателями. И региональный депутат мог бы быть таким интегратором процессов развития, усаживать всех за стол переговоров.

 

ЗОНА ОБЩЕГО НЕДОВЕРИЯ

 

Усадить всех за стол переговоров, заставить найти общий язык – главная задача для Максатихинского района. Там, с подачи нынешнего министра «по борьбе с территориями» областного правительства Андрея Зайцева, развернулась такая борьба всех против всех, что найти компромисс будет очень сложно.

– Стержень управления отсутствует, никто никого не слушает, все друг друга обманывают, – с горечью констатирует Юрий Видинеев, попытавшийся наладить «внутриэлитный» диалог в Максатихе. – Вот что бывает, когда четкого взаимодействия в рамках закона нет, а договоренности разрушились. Восстановить вертикаль – тоже, отчасти, задача депутата.

По словам Юрия Видинеева, на селе осталась одна дееспособная структура, которая обеспечивает и производственные процессы, и социальные с бытовыми – бывшие колхозы и совхозы, которые сегодня могут по-разному называться, но суть их та же.

– Руководители сельхозпредприятий настолько любят свое дело, что работают круглые сутки. Техника старая, но есть, люди пока тоже есть, еще не все на пенсию ушли. Главная проблема для сельхозпредприятий Лесного, Молоковского, Максатихинского районов – переработка. Здесь очень не хватает большого мясоперерабатывающего предприятия. Так, колхоз «Победа» в Лесном районе – владелец самого большого стада крупного рогатого скота в Тверской области. И бычков они вынуждены сдавать в Подмосковье. Необходимо хотя бы еще два молокоприемных пункта, таких, как «Бежецкая буренка». Максатиха и Лесное, если хозяйства объединятся, способны давать 25 тонн молока в сутки.

Но для того, чтобы хозяйствам объединиться, нужен активный и уважаемый человек, такой, как, например, в Бежецком районе Владимир Баюнов. Будучи региональным депутатом, он сумел довести идею крестьянского кооператива, вброшенную бывшим губернатором Зелениным, до реализации. В Максатихинском и Лесном районах такого организатора не нашлось.

 

МЕДИЦИНА – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРОВАЛ

 

Отдельная боль небольших районов – медицина. Ситуация с больницей в Лесном, которую хотели объединить с Максатихинской ЦРБ, вышла на региональный уровень с подачи фракции КПРФ в ЗС Тверской области. Депутаты-коммунисты встречались с руководством регионального минздрава, родилась программа решения этой проблемы.

– Надо не столько вливать в медицину большие деньги, сколько решить организационные вопросы, – убежден Юрий Видинеев. – Здесь опять не налажена вертикаль. ФАПы, ЦРБ, областные медицинские структуры не взаимодействуют сегодня в интересах пациента.

Парадокс, но исполнение бюджета по медицине в Тверской области в прошлом году составило 94%. Недоосвоено 700 млн рублей – при острой нехватке денег в отрасли. Эти сотни миллионов люди унесли в платные клиники.

 

«НАС РАЗДЕЛЯЮТ СПЕЦИАЛЬНО»

 

– Вы коммунист, встречаете ли вы какие-то препятствия на территории со стороны местных властей? – спросили мы Юрия Видинеева.

– Постоянно. Когда надо проводить встречу с народом, оказывается, что здание, где запланирована встреча, внезапно закрывается на ремонт. Это очень противно, должна быть честная конкуренция. По моему мнению, следовало бы расширить полномочия избирательных комиссий, чтобы только они организовывали предвыборный процесс. В том числе – откровенные и прямые дебаты. В советские времена – а я был депутатом и тогда, кандидатов сажали за стол, и они откровенно говорили друг с другом. Сегодня встреча кандидатов от разных партий просто невозможна. А почему? Мы все жители одного региона, радеем за интересы избирателей. И должны сообща работать на эти интересы. Нас целенаправленно разделяют, но это неправильно.

Хорошо, когда есть неравнодушные люди. Их наличие позволит в конце концов победить пресловутый «синдром выученной беспомощности». От жителей районов, на самом деле, зависит очень многое.

Мария ОРЛОВА

44 0
Лента новостей
Прокрутить вверх