Заяц обычен в наших краях. Его можно увидеть не только в окрестностях Твери, но иногда даже и в черте города. И хотя встречи с ним не такая уж и редкость, некоторые из них запоминаются на всю жизнь.
У меня первая из таких встреч произошла еще в середине 80-х на одном из кордонов в охранной зоне Центрально-Лесного заповедника. Мы с моей знакомой сидели у избушки на поваленной березе, которая лежала поперек тропинки, идущей вдоль берега лесной речки, и наслаждались чудесным апрельским вечером. Из близлежащего сосняка доносилось громкое пение дроздов и нежные голоса зарянок, в лучах клонившегося к закату солнца, перелетая по цветкам медуницы, жужжали крупные шмели…
И тут на тропе метрах в тридцати от нас показался не полностью перелинявший заяц-беляк. Мы замерли. Бурый, с остатками белой зимней шерсти зверек, не замечая нас, ковылял в нашу сторону. Косой явно никуда не торопился: время от времени он останавливался, чтобы почесать задней лапой за ухом или пожевать сочную молодую травку. Все его движения были настолько комичны, что нас начал разбирать смех. Боясь спугнуть животное, мы сдерживались изо всех сил. Расстояние между зайцем и нами тем временем неуклонно сокращалось. И лишь тогда, когда он буквально чуть не уткнулся носом в мои сапоги, мы не выдержали и расхохотались во весь голос. Ну и задал же он стрекача! До сих пор удивляюсь, как это бедняга не упал замертво у моих ног от разрыва сердца.
А другая, так же хорошо запомнившаяся мне встреча, чуть не довела до инфаркта меня самого. Было это, правда, не у нас, а в Московской области. Как-то раз, идя через заброшенное, поросшее высокой травой поле, я неожиданно, ощутив при этом запредельный скачок адреналина в крови, почувствовал, что наступаю на что-то мягкое и живое. Тут же из-под ног метнулось какое-то небольшое животное. В первый момент я решил, что это кошка, но потом увидел торчащие длинные уши. Заяц! У этого экземпляра нервы, в отличие от моих, похоже, были железными: отбежав на несколько метров, он остановился, посмотрел на меня, как мне показалось, с неприязнью – мол, ходят тут всякие! – и не спеша удалился в сторону зарослей черемухи на краю поля.
Последняя же встреча, которая немало позабавила всех ее участников (кроме, пожалуй, самого зайца), произошла совсем недавно – во второй половине июля. Развозя по домам народ после загородной поездки, мы оказались на самой окраине микрорайона Юность. Неожиданно в одном из дворов, со всех сторон окруженном многоэтажками, откуда ни возьмись, появился уже довольно подросший зайчонок-русак. Не успели я и мои друзья схватиться за фотоаппараты, как он так же внезапно исчез.
Чтобы выгнать его под удачный «фотовыстрел», мы минут пять старательно, но безуспешно вытаптывали заросший густой крапивой газон, где, как нам показалось, спрятался длинноухий. И лишь когда мы, уже отчаявшись, направились к автомобилю, этот постреленок выскочил из-под хилого кустика, росшего у самой стены дома, сиганул в сторону небольшого пустыря и мгновенно скрылся в траве.
Дмитрий КОШЕЛЕВ, член Союза охраны птиц России